В трудовые обязанности в детском саду вводят дежурство по столовой.
Дежурные дети, предварительно тщательно вымыв руки с мылом, одевают соответствующую одежду и головные уборы.
В это время помощник воспитателя подает на раздаточный стол салфетницы с бумажными салфетками, хлебницы, столовые приборы (ложки, вилки, ножи) в специальных емкостях, тарелки для первого блюда, чашки.
Дети вдвоем накрывают каждый стол скатертью стелят индивидуальные салфетки для сервировки стола (из ткани или пластиковые) и договариваются между собой о том, кто какие столы сервирует.
Помощник воспитателя разливает в чашки напиток и раскладывает хлеб в хлебнице.
На подготовленный стол в такой последовательности дежурные ставят:
- салфетницы с бумажными салфетками (в центре стола);
- хлебницы с хлебом (в центре стола возле салфетниц);
- чашки с напитком (ближе к центру стола напротив места ребенка);
- тарелки для первого блюда (напротив места ребенка);
- столовые приборы (нож – справа от тарелки; ложку справа от ножа, вилку – слева от тарелки).
Обучая детей раскладывать приборы, следует делать это поочередно с каждым видом, это обеспечит четкость и правильность выполнения задания ребенком. Так, сначала один дежурный берет емкость с ножами и раскладывает их в определенном месте за теми столами, которые он обслуживает; второй дежурный в это время раскладывает вилки за своими столами; далее такие же действия проделываются и с другими приборами.
Помощник воспитателя приносит первое блюдо и наливает его в тарелки.
Дежурные приглашают детей к столу и желают всем приятного аппетита (дети старшего дошкольного возраста могут объявить меню, предварительно осведомившись об этом у воспитателя).
После завершения приема первого блюда, дежурные забирают тарелки, составленные одна на одну и поставленные на край стола. Дальше разносят второе блюдо, которое стоит в тарелках на раздаточном столе.
После полного приема пищи детьми дежурные счищают пищевые остатки с тарелок, складывают их одна на одну и относят посуду для мытья. Специальными щетками сгребают крошки в совок, убирают со столов чашки, хлебницы, складывают скатерти.
При необходимости и учитывая возраст и индивидуальные возможности дежурных детей, можно поручать им подмести вокруг столов до того, как помощник воспитателя сделает влажную уборку.