Анализируя опыт работы музыкальных руководителей дошкольных учреждений в работе над театрализованными представлениями следует отметить, что наиболее нравится работать над народными сказками.
Народная сказка – это источник детской мысли, значение которого трудно или невозможно преувеличить.
Сказки дают богатые знания о природе, растительном и животном мире, людях, помогают фантазировать, тренируют внимательность, наблюдательность, учат добру, любви, воспитывают нравственные качества ребенка, давая ему понятие о добре и зле, нравственности и безнравственности поступков.
В сказках собраны целостные жизненные программы. Следуя которым детское сознание приобретает незаменимые факторы жизнеспособности.
А сказка, положенная на народные мелодии, воплощенная в жизнь через декорации, костюмы, игру друзей-сверстников, влияет на сознание детей на эмоционально-психологическом уровне. Отношение к героям сказки, которые действуют вот здесь рядом с маленьким зрителем, формирует сознание ребенка, а отсюда вытекает и формирование комплекса жизненных целей и идеалов.
Ребенок учится высшим формам мышления – абстракции, аллегории, при помощи метафор, обогащает язык, понимает намек, шутку. Ребенок в простой, доступной форме начинает понимать красоту слова, его силу, значение. Учится любить родной язык, культуру, бережно относиться ко всему живому на земле. Сказки доступны детям уже с раннего возраста, как в условиях семейного воспитания, так и в саду.
Сказка является духовным звеном между семьей и детским садом и наоборот.
Роль музыки в сказке
Стоит подчеркнуть, что немалое влияние здесь имеет музыкальная палитра сказки, ведь известно, что музыка несет в себе повышенную сенсорную, эмоциональную чувствительность по отношению к людям, а в данном случае героям сказки. Музыка не дает конкретных знаний, но она формирует на уровне подсознания положительное или отрицательное отношение к тем или иным событиям, личностям.
Через сказку мы имеем возможность формировать оптимистическое отношение детей к жизни, что становится таким актуальным в нашем настоящем. Сказка – это всегда победа добра над злом, мудрости на тупостью, правды над кривдой. И вот здесь, нужно подойти с практической стороны в работе над музыкально-театрализованным действом.
В первую очередь – это замысел и его воплощение в сценарии, который включает в себя основные блоки (так называемые эпизоды ) и сюжетную линию, которая связывает все в одно целое. Безусловно, проще работать со сказкой, в которой уже есть и сюжет, и конфликт, и сценарный ход. Но на практике музыкальным руководителям дошкольных учреждений приходится работать не только со сказками.
Например, новогодние праздники. Сценарии, как правило, создают сами, учитывая возраст детей, актерские способности, эмоциональное развитие.
Когда найдена сюжетная линия, выделен конфликт, можно быть уверенным, что сценарий не распадется на отдельные фрагменты и театрализованное действо не превратится в обычный концерт. И тут начинается работа над композицией.
Композиционное построение сценария
Композиционное построение, как правило, дает возможность логично изложить события. Композиция – это основное средство художественно-педагогической организации сценарного материала. Можно выделить следующие элементы композиции: экспозицию, завязку, основное действие, кульминацию, развязку и финал.
Как пример использования композиционного построения сценария можно привести пример сценарий театрализованного новогоднего представления для старших дошкольников «В поисках Кота Любимца»
Экспозиция: Вступительная часть, которая дает детям необходимый настроение.
В данном случае – это праздничный вход детей в зал, так называемый Парад костюмов. Поздравления с Новым годом.
Экспозиция, как правило, плавно переходит в завязку.
Завязка: Событие, с которого начинается действие в сценарии, дает толчок к развитию всех последующих эпизодов. Завязка должна быть лаконичной, концентрировать внимание детей и давать импульс к развитию дальнейших событий.
В сценарии – это первый выход с песней Кота Мур лики. Диалог с почтальоном Печкиным. Кот ворует из почтового ящика бандероль от Деда Мороза.
Основное действие: Оно состоит из нескольких логически завязанных сценарным ходом эпизодов, которые логически приведут к кульминации и финалу.
I. Эпизод. Встреча с подразнивающей его синичкой и путешествие на сказочном паровозе.
( P. S. Путешествие на паровозе – это сюжетный ход)
II. Эпизод. Танец-песня Елок и Снежинок. Танец-игра с Зайчиком.
Встреча с Бельчатами.
III. Эпизод. Путешествие до игрушечного магазина.
Танец кукол, Солдатиков, Клоунов.
Кульминация: Наивысшая эмоциональная точка, которая выражает идею художественно-театрализованного действа.
Солдатики приводят Кота Мурлыку, который просит у детей помощи в исполнении его желания.
Финал: Он несет в себе особую нагрузку, подает идею в концентрированном виде.
Дети выполняют просьбу Кота Мурлыки. Он возвращает детям бандероль с волшебным колокольчиком, на звон которого появляется Дед Мороз.
Необходимо отметить, что несмотря на единые законы драматургии в каждом конкретном сценарии должно присутствовать авторское “я”, мера творческой индивидуальности, личные качества музыкального руководителя, которые созвучны деятельности конкретного детского и педагогического коллективов.
Рецепты сценарного мастерства
Готовых рецептов сценарного мастерства дать невозможно. Сценарии музыкально-театрализованного действа – это художественный, творческий процесс со своими сложностями и возможными неудачами. Но при желании можно научиться создавать роскошные сценарии, если совместить теоретические основы и специфические особенности музыкальной драматургии с творческой индивидуальностью и организаторскими способностями музыкального руководителя и, что тоже важно, материальной базой детского сада.
Когда сценарий спектакля создан, на арену действий выходит тоже очень ответственный этап в работе – подготовительно-обучающий. Подготовительная часть касается, прежде всего, педагогического коллектива. Кроме чисто технических дел (костюмы, декорации, иллюстративный материал, фонограммы, реквизит) необходимо подготовить воспитателей к правильному пониманию литературного текста, режиссерского видения и трактовки героев действа.
Ведь именно воспитатель будет работать в группе с детьми над образами героев, создавая ситуации, похожие для будущего спектакля, давая детям возможность импровизировать, проявлять свои творческие начала.
Учебная часть и режиссерско — постановочный этап в подготовке музыкально-театрального представления, без сомнения, ложится на плечи музыкального руководителя. Он — стержень, вокруг которого закрутится веселая карусель песен, танцев и мизансцен с диалогами, что в результате всех приведет в волшебный мир чуда, что зовется театром.
Именно в момент, когда творческий замысел начинает воплощаться в жизнь, возникает вопрос, каким образом организовать учебный процесс детей, чтобы в результате без чрезмерных усилий со стороны детей, вышла красивая, добрая и трогательная сказка. Таким выходом может служить организация сюжетной игры-драматизации с небольшой подгруппой детей. Почему же именно драматизированная игра?
Музыкальная драматизированная игра – основа музыкально-драматического действа.
Игры были и есть своеобразной школой физической и духовной закалки, познания собственных склонностей, усвоение этических принципов, навыков ориентации в окружающей среде. В органическом сочетании с танцем, песней, актерством игры развивают воображение и способности ребенка, тренируют его внимание, память, смекалку и ловкость.
Игры становятся источником вдохновения, пробуждают потребность к действию и мобилизуют внутренние силы, обусловливающие благотворные мотивы творческой деятельности, учат жить по определенным правилам, считаться с мнениями других, приучают к жизнедеятельности в обществе, вызывают эстетическое наслаждение, создают хорошее настроение.
Знакомя воспитанников с содержанием драматизированной игры, ярко и точно нужно рассказать, а иногда, и показать развитие сюжета, действия персонажей, затем подкрепить это слушанием музыки и, наконец, предложить им поиграть.
Сюжетный рассказ ценен тем, что всегда увлекает детей, побуждает к деятельности, воспроизводя воображение ребенка в определенной ситуации и на основе музыки. В игре он эмоционально выбирает движения, соответствующие развитию музыкально-драматического образа.
Нужно быть внимательным к тому, как ребенок употребляется в образ, как ориентируется в пространстве, ни в коем случае не прерывать игру, если даже дети выполняют действия не точно. Стоит дать им возможность закончить игру, а затем делать соответствующие указания. Движения и действия, которые не удаются ребенку, разучиваются индивидуально.
Показывать дошкольникам движения сюжетной игры часто бывает необходимо, но нужно помнить, что давать трафаретный, единый для всех образ, нельзя, чтобы не снижать творческую активность ребенка. Работая с детьми среднего возраста, необходимо показывать несколько приблизительных образцов в выполнении движений на одну и ту же музыкальную тему и предложить детям выбрать любой из них.
Затем дать задание подумать, как еще можно двигаться под эту музыку, чтобы было выразительно и красиво. Так малыши учатся воспроизводить движения зверей. В процессе дальнейшего разучивания сюжетной игры руководитель делает тактичные замечания на фоне музыки. Когда игра изучена, дети выразительно передают образы, согласуя свои движения с характером музыки.
Как пример использования драматизированной игры для детей средней группы во время театрализованного действа, можно привести две народные игры.
В старшей группе изучают игру по той же методике: сюжетное повествование — слушание музыки – деятельность самих детей.
Драматизированная игра становится более сложной и развернутой, так как и сам спектакль, к которому готовятся дети, более насыщенный, как по музыкальному материалу, так и по литературному тексту. Ребенок не просто воплощается в образ, он должен эмоционально и выразительно передать характер своего героя.
Надо отметить и подчеркнуть роль музыки в игре-драматизации. Музыка всегда остается ведущей. Она дополняет и углубляет сказанное слово.
[note]Драматизированная игра – это мостик к постановке мизансцен спектакля. Дети, постепенно, играя, приобретают актерского мастерства, овладевают определенным опытом и навыками, которые прекрасно воплощаются и спектакле.[/note]
Следующий момент, когда актеры готовы, готовы декорации, реквизит, фонограммы — это означает, что пришло время, чтобы кирпичик за кирпичиком составить театрализованное действо в одно целое. И, как правило, когда вкладываешь в детей душу, то результат будет обязательно хорошим, ведь Вашими помощниками будут их величество Музыка и Театр.
Народная игра, музыка, театральное искусство – это исконные гениальные учителя и воспитатели, поэтому время вернуться к этих незримых педагогов – умным и кротким, дальновидным. И предусмотрительным, от которых не услышишь ни одного плохого слова или крика – только добро, всеохватывающая улыбка с ясного, голубого неба – радуйтесь детки, растите!
Театрализация как метод
Хочется отметить положительные стороны метода театрализации как метода художественно-педагогического. Ведь благодаря театрализации, мы имеем возможность развивать творческие и интеллектуальные способности детей (артистичность, импровизацию, способность к перевоплощению, обогащение кругозора, самооценка); совершенствование координации движений, жестов, пластики ребенка и его мимики; развивается выразительность речи (ритм, дикция, интонационная выразительность).
Дети осваивают диалогическую и монологическую речь. Воспитание высоких чувств любви к Родине, ощущение детьми причастности к духовным сокровищам своего народа (песни, танцы, устное народное творчество), живой интерес малышей к искусству театральному, музыкальному, художественному.
Дети…, их игрища и развлечения… Это особый мир еще не познанного, загадочного, как и весь духовный мир ребенка. Не регламентированный стереотип, что складывается в нашем воображении под влиянием многочисленных официально рекомендованных бездушных “методических разработок”.
Своеобразный, удивительно богатый и глубокий своим странным, закодированным смыслом, мир игр, мир музыки и театра, где царят особые, возможно справедливые законы.
Мир, который открывается исключительно тем, кто действительно любит детей, чувствует и ценит каждое движение молодой души, умеет проникнуться его жизнью и откликнуться. Потому что для детей жизнь – это, прежде всего, игра.