Природоведческие исследования и эксперименты является одновременно продуктом и процессом. Как продукт природоведческие исследования детей дошкольного возраста является организованным объемом знаний о физическом и природном мир.
Как процесс — это деятельность наблюдения и экспериментирования. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста участвовали в процессе исследования природы, поскольку те умения, которые они разовьют в себе, будут переноситься в другие учебные дисциплины и пригодятся на протяжении всей жизни. К этим умениям относятся наблюдение, сравнение, описание, предсказание, сообщение, классификация и измерение.
Структура детского опыта, который можно проводить в детском саду, имеет много общего с наблюдениями.
Первый его этап — подготовка к поисковой деятельности в природе — должен быть направлен на выявление их знаний о определенные объекты и природные явления и создание атмосферы заинтересованности.
Этому будут способствовать уместно поставленные вопросы, интересный рассказ взрослого. Так, например, во время игровой деятельности в детском саду малышей с воздушными шариками воспитатель может спросить: «Как вы думаете, какой из воздушных шариков тяжелее: тот, что наполнен воздухом, или пустой?».
Второй этап деятельности детей — начало опыта. Он начинается с выдвижения предположений. Если дети имеют необходимые знания, они могут сами выдвигать предположения в виде определенных высказываний. (Легкй и шарик, который может летать, то есть наполнен воздухом). Если они будут правильные: воспитателю следует подтвердить это опытом. Неправильные предположения надо опровергнуть.
После этого опыт должен обсуждаться. Все условия в ходе обсуждения должны быть одинаковые, кроме какого-то одного. Это необходимо для того, чтобы обеспечить чистоту эксперимента.
Например, чтобы проверить приведенное выше предположение, необходимо взвесить оба шарика, вес которых мы сравниваем, то есть наполненный воздухом и пустой. И сначала надо проверить, одинаковы ли они по всем параметрам: цвету, форме, размеру. А чтобы убедиться в том, что они одинаковые и по весу, оба шарика следует взвесить, прежде чем один из них наполнить воздухом.
Третий этап — ход опыта и дальнейший обмен мнениями.
В приведенном примере — один из шариков наполняют воздухом и снова взвешивают на весах. Результаты взвешивания пустого шарика и шарика, который наполнен воздухом сравнивают.
Четвертый этап — заключительный, на котором происходит обсуждение результатов опыта. Следовательно, делаются определенные выводы, то есть первоначальные предположения подтверждаются или опровергаются.
В зависимости от объема и сложности организации и проведения эксперимент детей может быть как целым занятием, так и его компонентом. Следует помнить, что новые знания как результат самостоятельного «открытия» ребенка должны формироваться на знаниях, предварительно усвоенных им.
Итак, несложные опыты проводят во время занятий, экскурсий в природу, прогулок, целевых прогулок, труда в природе с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-поисковой деятельности в детском саду дошкольники учатся выражать свое суждение и делать выводы. Часто взрослые делают выводы за ребенка, не давая возможность высказаться. Ребенок во время такой деятельности может рассуждать ошибочно, не исправляйте его сразу, пусть на собственном опыте в ходе эксперимента убедится в ошибочности собственного мнения.
Вот примеры простых и интересных опытов в детском саду, которые помогут взрослым вместе с детьми понять логику в природе.
«Как капелька стала льдинкой».
В разных стаканах готовим цветную воду комнатной температуры (воду подкрашиваем акварелью), предлагаем детям почувствовать на ощупь свойства воды — мокрая, теплая, течет, ею можно помыть руки. Выливаем воду из разных стаканов в специальные формочки для льда, ставим их в морозильную камеру или на улицу (зимой, если есть мороз).
Через некоторое время рассматриваем разноцветные ледяные фигурки, изучаем свойства льда — холодный, твердый, не течет, тает в теплых руках. Ряд формочек оставляем в тепле, что с ними произойдет — растаяли, превратились в воду; те формочки, что остались на холоде — не изменили своего состояния.
Таким образом знакомим малышей с различными состояниями воды (жидкость, твердое тело), их соответствующими свойствами, подводим к пониманию значения температуры в этих преобразованиях.
«Знакомимся со светлячком».
Дети очень любят чувствовать себя исследователями, предложите им почувствовать себя открывателями нового вида насекомых. Возьмите банку, положите туда пищу (листья) и капельки воды для питья и самого светлячка, банку закрыть прозрачной пленкой с маленькими дырочками или марлей. За светлячком интересно наблюдать в темноте. Подведите детей к таким выводам: насекомым нужно питаться, насекомые играют значительную роль в жизни природы. Но помните, долго держать насекомое в банке нельзя.
«Предположение: самая большая капля — холодная».
ХОД ОПЫТА
Подберите три маленькие одинаковые пробирки и накапайте в каждую из них по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды одной и той же пипеткой. Сравните полученные объемы воды. Если одинаковое количество капель позволила получить различные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли разных размеров.
Какая капля наибольшая, какая наименьшая?
Частицы жидкости одинаковые и неразличимые друг от друга.
Но существует способ обозначить поверхностный слой воды.
😉