Детские опыты

Мальчик опыт Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте


Природоведческие исследования и эксперименты является одновременно продуктом и процессом. Как продукт природоведческие исследования детей дошкольного возраста является организованным объемом знаний о физическом и природном мир.

Как процесс — это деятельность наблюдения и экспериментирования. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста участвовали в процессе исследования природы, поскольку те умения, которые они разовьют в себе, будут переноситься в другие учебные дисциплины и пригодятся на протяжении всей жизни. К этим умениям относятся наблюдение, сравнение, описание, предсказание, сообщение, классификация и измерение.

Структура детского опыта, который можно проводить в детском саду, имеет много общего с наблюдениями.

Первый его этап — подготовка к поисковой деятельности в природе — должен быть направлен на выявление их знаний о определенные объекты и природные явления и создание атмосферы заинтересованности.

Этому будут способствовать уместно поставленные вопросы, интересный рассказ взрослого. Так, например, во время игровой деятельности в детском саду малышей с воздушными шариками воспитатель может спросить: «Как вы думаете, какой из воздушных шариков тяжелее: тот, что наполнен воздухом, или пустой?».

Второй этап деятельности детей — начало опыта. Он начинается с выдвижения предположений. Если дети имеют необходимые знания, они могут сами выдвигать предположения в виде определенных высказываний. (Легкй и шарик, который может летать, то есть наполнен воздухом). Если они будут правильные: воспитателю следует подтвердить это опытом. Неправильные предположения надо опровергнуть.

Опыт с водойПосле этого опыт должен обсуждаться. Все условия в ходе обсуждения должны быть одинаковые, кроме какого-то одного. Это необходимо для того, чтобы обеспечить чистоту эксперимента.

Например, чтобы проверить приведенное выше предположение, необходимо взвесить оба шарика, вес которых мы сравниваем, то есть наполненный воздухом и пустой. И сначала надо проверить, одинаковы ли они по всем параметрам: цвету, форме, размеру. А чтобы убедиться в том, что они одинаковые и по весу, оба шарика следует взвесить, прежде чем один из них наполнить воздухом.

Третий этап — ход опыта и дальнейший обмен мнениями.

В приведенном примере — один из шариков наполняют воздухом и снова взвешивают на весах. Результаты взвешивания пустого шарика и шарика, который наполнен воздухом сравнивают.

Четвертый этап — заключительный, на котором происходит обсуждение результатов опыта. Следовательно, делаются определенные выводы, то есть первоначальные предположения подтверждаются или опровергаются.

Стаканы с водойВ зависимости от объема и сложности организации и проведения эксперимент детей может быть как целым занятием, так и его компонентом. Следует помнить, что новые знания как результат самостоятельного «открытия» ребенка должны формироваться на знаниях, предварительно усвоенных им.

Итак, несложные опыты проводят во время занятий, экскурсий в природу, прогулок, целевых прогулок, труда в природе с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.

В ходе опытно-поисковой деятельности в детском саду дошкольники учатся выражать свое суждение и делать выводы. Часто взрослые делают выводы за ребенка, не давая возможность высказаться. Ребенок во время такой деятельности может рассуждать ошибочно, не исправляйте его сразу, пусть на собственном опыте в ходе эксперимента убедится в ошибочности собственного мнения.

Вот примеры простых и интересных опытов в детском саду, которые помогут взрослым вместе с детьми понять логику в природе.

«Как капелька стала льдинкой».

В разных стаканах готовим цветную воду комнатной температуры (воду подкрашиваем акварелью), предлагаем детям почувствовать на ощупь свойства воды — мокрая, теплая, течет, ею можно помыть руки. Выливаем воду из разных стаканов в специальные формочки для льда, ставим их в морозильную камеру или на улицу (зимой, если есть мороз).

Через некоторое время рассматриваем разноцветные ледяные фигурки, изучаем свойства льда — холодный, твердый, не течет, тает в теплых руках. Ряд формочек оставляем в тепле, что с ними произойдет — растаяли, превратились в воду; те формочки, что остались на холоде — не изменили своего состояния.

Таким образом знакомим малышей с различными состояниями воды (жидкость, твердое тело), их соответствующими свойствами, подводим к пониманию значения температуры в этих преобразованиях.

«Знакомимся со светлячком».

Дети очень любят чувствовать себя исследователями, предложите им почувствовать себя открывателями нового вида насекомых. Возьмите банку, положите туда пищу (листья) и капельки воды для питья и самого светлячка, банку закрыть прозрачной пленкой с маленькими дырочками или марлей. За светлячком интересно наблюдать в темноте. Подведите детей к таким выводам: насекомым нужно питаться, насекомые играют значительную роль в жизни природы. Но помните, долго держать насекомое в банке нельзя.

«Предположение: самая большая капля — холодная».

ХОД ОПЫТА

Подберите три маленькие одинаковые пробирки и накапайте в каждую из них по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды одной и той же пипеткой. Сравните полученные объемы воды. Если одинаковое количество капель позволила получить различные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли разных размеров.

Какая капля наибольшая, какая наименьшая?

Частицы жидкости одинаковые и неразличимые друг от друга.

Но существует способ обозначить поверхностный слой воды.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Марина Юрьевна

    😉

Adblock
detector