Цель данной статьи — показать состояние существования феномена детской творческой игры на современном этапе цивилизационного развития. Задача ее видится автором в освещении вопроса: является ли игра ведущей деятельностью современных детей и анализе содержания творческих (сюжетно-ролевых) игр детей в дошкольный период детства.
Отношение к игре
Результаты педагогических наблюдений за организацией жизни детей дошколят как в условиях семейного, так и общественного дошкольного воспитания свидетельствуют, что в современном мире отношение малышей и взрослых к игре изменилось. Мы можем констатировать — игре не принадлежит статус основного занятия детей. В условиях ДОУ наметилась четкая тенденция к сворачиванию сюжетно-ролевых игр.
Это спровоцировано тем, что, выполняя заказ родителей детей дошкольного периода детства и начальной школы, которая выдвигает все более сложные требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению, воспитатели большую часть учебно-воспитательного процесса в детском саду отводят для обучения.
Среди молодых родителей идея раннего развития является очень популярной. Поэтому они стремятся дополнить дошкольное образование своих детей дополнительными занятиями иностранным языком, логикой, музыкой, рисованием, спортом и тому подобное. Родители руководствуются тем, что становление личности ребенка зависит от его обучения и осуществляется в результате целенаправленной учебной деятельности.
Таким образом, времени для игр у ребенка просто не остается. Даже в вечерние часы и праздничные дни, когда малыш имеет возможность побыть дома, активную игровую деятельность заменяют телевизор, компьютер и другие мультимедийные средства.
Ребенок часами просиживает возле телевизионного или компьютерного экрана, что является чрезвычайно «удобным» для родителей, поскольку дает им возможность свободно заниматься своими делами или отдыхать.
Вспомни себя
Родители современных детей, которые старше них всего на одно поколение (то есть примерно на 20 лет), должны помнить собственно дошкольное и школьное детство, большинство времени которого они проводили на свежем воздухе — во дворе. Домой забегали только поесть и снова мчались во двор, где толпились друзья и разворачивались интересные игры: «казаки-разбойники», «дочки-матери», «строительство», «школа» и тому подобное.
Причины недостатка игр
Современные дети дошкольного возраста лишены такой возможности. Особенно это касается тех, кто живет в крупных городах-мегаполисах. Причин ограничения времени пребывания детей на дворе можно назвать несколько, но первая из них — повышенные риски самостоятельных игр детей на улице, вторая — загруженность родителей на работе, что не дает им возможности достаточное количество времени проводить с детьми на прогулке.
В результате происходит ограничение времени и круга общения ребенка с другими детьми. Малыш привыкает играть сам. А самостоятельно не развернуть игру, в которой много ролей, различные взаимоотношения между участниками, сложный сюжет. Таковы реалии современности, продиктованные временем. Возможно следует воспринять это как факт и успокоиться?
Обучение вместо игры
Если взрослые средствами обучения, за счет образного мышления, начинают развивать в ребенка логическое, они нарушают естественное развитие правого полушария мозга, искусственно тормозя его. Компенсировать развитие правого полушария в более старшем возрасте будет уже невозможно. А именно оно управляет эмоциональной сферой человека.
Итак, встречаясь с детским равнодушием, черствостью, бедностью палитры эмоций и чувств, стоит задуматься: возможно, перед нами ребенок, который «не доиграл» в игры, которого слишком рано начали обучать. Ощущения и переживания у маленьких вундеркиндов, вследствие удаления их от чисто детского вида деятельности — игры, упрощаются, проявление их затрудняется, или становится примитивным.
Если же ребенок совсем не способен обнаружить свои чувства, он будет переживать их «в себе», а это может иметь негативные последствия для психической сферы.
Результатом неразвитости эмоциональной сферы ребенка могут выступать импульсивность, неуправляемость, агрессия.
Однако, современные родители стремятся не к играм со своими детьми, они стремятся как можно раньше и быстрее развить их интеллект, продемонстрировать достижения ребенка «всему миру» и гордиться потомками. Для этого используются различные новейшие методики: читать раньше, чем говорить, параллельного изучения нескольких языков, логико-математического развития ребенка и тому подобное.
При этом взрослые стремятся к получению результата, и желательно быстрого. Поэтому, осуществляя обучение ребенка, они постоянно допускаются ошибки — пытаются ускорить результат.
О физиологии полушарий
Физиологической особенностью работы левого полушария является медленный темп. Ребенок должен пройти долгий путь совершенствования собственных мыслительных операций, прежде чем достигнет результата — осмысленного выполнения логических действий.
За счет пластичности коры головного мозга и особенностей памяти, он сможет запомнить (на механическом уровне), а затем воспроизвести полученную информацию. Наиболее вероятно, что усвоенная таким образом информация быстро исчезнет из памяти ребенка. И ожидаемый родителями результат окажется миражом.
Раннему обучению — зеленый свет?
Раннее обучение (процесс и результат) может негативно влиять на межличностные отношения детей и их родителей. Ведь, как правило, положительные эмоции будут сопровождать общение в том случае, если родители довольны результатами деятельности ребенка, если же результат отсутствует эмоциональная близость и комфортность общения нарушаются.
По мнению психологов, в раннем, дошкольном и даже школьном возрасте такой обмен является неравноценным. Не стоит оценивать личность ребенка в соответствии с его достижениями.
Личность есть и остается личностью при любых условиях, а ребенок является ребенком и нуждается любви со стороны родных. Отношения между родителями и детьми, построенные на основе любви и доверия являются необходимым условием для нормального развития психики ребенка.
Результаты учебной и игровой деятельности
Учебная деятельность отличается от игровой своей результативностью.
В игре, как и в другой творческой деятельности ребенка, развивается вариативность и креативность мышления. Ведь в игровой деятельности отсутствуют клише, она разворачивается свободно, в противовес учебной деятельности, в которой информация не подлежит изменениям и ребенок должен лишь усвоить ее.
Поэтому вытеснение учебной деятельностью игровой может привести к вытеснению вариативности и креативности из жизни ребенка.
Полушарное мышление
Правополушарное мышление является творческим, оно предполагает поиск и нахождение собственных решений, новых и оригинальных подходов к решению вопросов, его результатом выступает новый продукт мышления.
Левополушарное — воспроизводящее, или репродуктивное мышление, его результатом является воспроизводство представленной информации. Раннее обучение ребенка приучает его, прежде всего, к использованию чужих стереотипов, зависимости от взрослого, несамостоятельности мышления.
Относительно вариативности мышления — при условии его сформированности средствами игры, данное качество может быть перенесено в дальнейшем, как в учебную, так и во все другие виды деятельности. Наиболее необходимо оно человеку в построении межличностных отношений с окружающими людьми.
Задачи дошкольного образования
Если руководствоваться основополагающим постулатом Базового компонента дошкольного образования, согласно которого основной задачей дошкольного образования является не подготовка ребенка к школе, как решение локальной задачи, а подготовка к жизни, как глобальная стратегическая линия развития личности, то становится понятным значимость и ценность периода дошкольного детства с его ведущим видом деятельности — игрой.
Игра как средство обучения
В дошкольном детстве игра, наряду с общением и сказкой являются наиболее эффективными средствами обучения. Возможности их использования очень широкие за счет силы эмоционального воздействия на чувственную и интеллектуальную сферы ребенка, что сказывается на прочности усвоения полученной от других или самостоятельно добытой информации.
Стремясь к интеллектуальному, моральному или физическому развитию собственного ребенка, родители должны быть ориентированы именно на игру.
Занятия по математике можно проводить во время уборки игрушек, на кухне, когда ребенок помогает маме, в процессе повседневного бытового общения: одевания, раздевания, сервировки стола к ужину, рассматривания картинок и тому подобное. Развитие коммуникативных речевых умений лучше всего происходит в процессе игр и прогулок на природе.
Ведь во время тихой ходьбы парком так интересно поиграть с мамой в «найдишку». Попробуйте отыскать среди деревьев, которое вы видите самое высокое дерево, потом низкое, самое толстое и самое тонкое, самое красивое, необычное. Рассмотрите их, сравните между собой, поговорите о них.
Наблюдения за современными детьми дают основания утверждать, что при общении с окружающими, малыши часто стремятся использовать навык общения с телевизором, который приобретают в течение первого года жизни: если интересно — смотрю, если нет — «выключаю». Они «включают» и «выключают» родных, знакомых, других детей.
Конечно, бытие определяет сознание. Сознание подрастающей личности, омеханиченное современным бытием, все более клонится к механическому миру и виртуальным друзьям. Но живет и будет жить ребенок между реальных людей.
Как помочь ребенку взаимодействовать с окружающими?
Сюжетно — ролевая игра, развернутая в дошкольном учреждении или в домашних условиях совместно с членами семьи может помочь ребенку усвоить правила поведения с окружающими, закрепить нормы взаимодействия с людьми маленькими и большими, своими и чужими.
Содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста вполне воспроизводит реалии современного бытия. Мальчики играются в водителей и мойщиков машин на автомойках, милицию и охранников банка, военных. Девочки осваивают специальность парикмахера, продавца.
Однако, настораживает то, что непопулярными стали «романтические» профессии, о которых раньше мечтали все без исключения дети: космонавт, пилот, капитан морского судна, моряк, исследователь Арктики, ученый.
Причиной является недостаточная осведомленность детей о содержании и значении данных профессий в жизни общества.
Оказывается, что чрезвычайно мало знают дети о профессии своих родителей и содержании их деятельности. Устранить эти пробелы можно с помощью тихого разговора в вечерние часы, чтение художественной литературы на соответствующую тематику, организацию игры по сюжету, рассказы мамы или папы о своей работе, содержанию прочитанного рассказа.