Одним из лучших средств развития творческой личности у дошкольников является коммуникативно-речевая деятельность. Она способствует эстетическому воспитанию детей, развивает умение видеть, слышать, понимать красоту слова, действия, приобщает их к творчеству.
Формирование знаний по коммуникативно — речевому развитию проводят в соответствии с требованиями программы развития ребенка дошкольного возраста.
В процессе коммуникативно-речевой деятельности дети узнают о жанровых, композиционных, языковых особенностях литературных и фольклорных произведений; обогащается коммуникативно речевой опыт детей, развивается связная речь, обогащается и уточняется словарь ребенка — в процессе усвоения и воспроизведения текстов.
Предусмотрена адаптированная программой система работы, позволяющая детям развивать желание работать над авторской и народной сказкой, стихотворением, рассказом, создавать на основе данного текста свою сказку (на новый лад).
Познакомиться с театральными куклами с «живыми руками», освоить язык жестов и движений, приобрести умение ребенка творчески перевоплощаться доставляет малышам безграничное удовольствие.
В течение периода обучения дети учатся самостоятельно создавать собственные сказки методом моделирования, с рисунками, составлять сюжетный рассказ по структурно-логической схеме и опорным словами, разыгрывать их в играх — драматизациях, инсценировках.
Во время занятий дети учатся понимать содержание юмористических произведений, поговорок; рассказывать знакомые сказки с элементами обыгрывания. С помощью игр «Поиск сравнений», «Запретное слово», «Рисование со слов» дети учатся составлять загадки.
После чтения художественных и поэтических произведений детям предлагается нарисовать любимых героев сказки, отгадки на загадки, выполнить задания «Карандаша-художника».
Согласно темы занятия проводятся имитационно-игровые упражнения. Например, «Покажи, как ходит тыква», Изобрази тяжелую дождевую тучу», дети выполняют эти и другие задания.
Работа с детьми, конечно, наиболее распространенная и важная состоит из нескольких составляющих. Но плодотворной для ребенка она может быть только в том случае, если в ней принимают активное участие взрослые люди с которыми ребенок общается каждый день, которые являются для него примером, образцом подражания.
Совместное творчество и коммуникативно-речевая деятельность детей и взрослых по художественной деятельности, музыки, танцев помогает решению многих вопросов; преодоление трудностей в общении, усвоения опыта взрослых, естественно и непринужденно действовать в различных ситуациях, содействие самореализации каждого и взаимообогащению всех. Поэтому необходимо, чтобы и взрослые были творчески направлены, компетентные в сфере культуры, искусства музыкального, театрального, литературного, изобразительного.
Творческое и художественно-эстетическое развитие включает:
- предоставление детям теоретических знаний по истории искусства;
- формирование готовности к эстетического восприятия разных видов искусства: театрального, музыкального, литературного, изобразительного, их особенностей, назначения, традиций;
- учить детей создавать художественные образы с помощью различных видов изобразительной деятельности рисование, лепка, аппликации, работы с природным и дополнительным материалом, конструктивной деятельности;
- учить детей владеть различными техническими приемами и методами работы с различным материалом, опираясь на знания их особенностей, характера, выразительности;
- учить ребенка пользоваться различными инструментами, материалами, соблюдением безопасных приемов работы с ними.
Роль интегрированных занятий в коммуникативно речевом развитии детей
Государственные образовательные стандарты предусматривают обновление содержания обучения и воспитания на принципах гуманизации, дифференциации и интеграции. Поэтому принцип интеграции в современной дидактике рассматривается как один из ведущих. Учитывая это, в дошкольном образовании назрела необходимость сочетать различные виды деятельности и объединять знания из разных областей на одном занятии. Этого можно достичь в процессе интегрированного занятия.
На интегрированном занятии ключевым моментом является тема, а разные виды деятельности, используемые на нем, — лишь средства ее раскрытия. В ходе такого занятия для решения одной задачи можно задействовать знания и умения ребенка из разных областей. Скажем, педагог предлагает украсить новогоднюю елку, нарисовав определенное количество шариков разного цвета. К каждому цвету надо подобрать образную характеристику: фиолетовый цвет напоминает вечер темным покрывалом опускается на землю; красный цвет — драгоценный камень, что аж искрится на солнышке и тому подобное.
Таким образом, на одном занятии реализуют задачи и по математике, и по изобразительной деятельности и коммуникативно речевого развития ребенка. Еще одна особенность интегрированных занятий — увеличение их продолжительности, ведь благодаря быстрой смене видов деятельности дети меньше устают и не теряют интереса к занятию.
К планированию интегрированных занятий нужно подходить очень умеренно, их рекомендуется проводить ориентировочно один раз в квартал с целью закрепить знания, речевые умения и навыки детей.
Взаимодействие воспитателя-методиста с педагогами
Воспитателю, загруженном ежедневной кропотливой работой с детьми, в основном сложно разобраться в современном бурном и нередко противоречивом информационном потоке. Поэтому деятельность воспитателя-методиста должна быть направлена на разумное руководство и, прежде всего, действенную помощь воспитателям в организации учебно-речевой работы с детьми.
Можно разработать памятки для педагогов, индивидуально оказывать помощь педагогам во время планирования, консультировать их по определенным темам, как:
- Особенности планирования занятий коммуникативно речевого общения в разных возрастных группах;
- Современные требования к проведению занятий коммуникативно речевого общения:
- Комплексность и интеграция на занятиях коммуникативно речевого общения;
- Методы развития разных сторон речи ребенка в дошкольном детстве.