В старшей группе перед воспитателем ставятся следующие задачи из раздела «Конструирование»:
Конструирование в детском саду во время работы с бумагой
- закрепить умение детей делать игрушку сгибанием листа бумаги пополам;
- учить делать объемные игрушки сгибанием прямоугольного или квадратного листа бумаги вчетверо в одном направлении;
- сгибание четыре раза в двух направлениях;
- делением квадрата по диагонали;
- учить делать игрушки по готовой выкройке;
- складыванием листа бумаги в разных направлениях.
Во время работы с природным материалом
- конструирование в детском саду через усваивание свойства природного материала и способы его обработки,
находить в нем сходство с предметами окружающей действительности; - учить делать объемные игрушки, крепить части и детали изделий клеем, палочками-стержнями, нитками или проволокой. Создавать композиции.
Во время работы с выкидным материалом
- ознакомить детей с новым материалом, учить усваивать его свойства и использовать в соответствии с задуманной конструкцией;
- учить конструировать игрушки из готовых форм, развивать технические навыки и умения во время работы с данным материалом.
Приводим примерную тематику занятий «Конструирование в детском саду»
«Альбом»
Сложить один лист плотной цветной бумаги и 7-8 листов белой бумаги (11хЗб см) пополам, совмещая стороны и углы, хорошо прогладить сгибы.
Пробить дыроколом отверстия и закрепить альбом тесьмой (25— 35 см). Украсить альбом аппликацией, самостоятельно вырезая нужные детали.
«Ширма»
Сложить прямоугольный лист бумаги (10X30 см) вчетверо (пополам и каждую половину еще раз пополам, отгибая и прикладывая край до середины).
Украсить ширму аппликацией, самостоятельно вырезая детали для украшения.
«Считалка»
Сложить прямоугольный лист бумаги (10X30 см) вчетверо (пополам и каждую сторону еще раз пополам, отгибая и прикладывая край до середины на внешнюю сторону).
Самостоятельно вырезать и наклеивать на каждую часть изделия разное количество предметов или геометрических форм в пределах пяти.
Конструирование в детском саду «Коробочка»
Разделить квадратный лист цветной бумаги (20×20 см) четыре раза в двух направлениях (сложить пополам, каждую сторону еще раз пополам, повернуть лист так, чтобы линии сгиба шли сверху вниз и снова сложить пополам и каждую сторону еще раз пополам).
Надрезать оба крайние квадраты с двух противоположных сторон к первой линии сгиба, спрятав их в середину, и наклеить на них два средних квадрата. Украсьте коробку аппликацией, самостоятельно вырезая детали украшений.
«Подвесной кармашек»
Сложить квадратный лист бумаги (20×20 см) четыре раза в двух направлениях, сделать надрез с одной стороны, посередине к первой линии сгиба, а с второй — посередине к второй линии сгиба, полученные квадраты склеить между собой.
С обратной стороны листа склеить между собой средние квадраты, а крайние разделить по диагонали (с угла на угол, посередине) и отогнуть внутрь или совсем отрезать. Украсить изделие аппликацией на свой вкус.
«Шкатулка»
Конструирование в детском саду шкатулки осуществляется следующим образом.
Сложить квадратный лист бумаги вчетверо в двух направлениях. Надрезать все квадраты с двух противоположных сторон к первой линии сгиба и, держа лист надрезами вверх и вниз, срезать верхний и нижний правые квадраты.
Склеить между собой крайние надрезанные квадраты, на них наклеить средний квадрат и аналогично сделать с другой стороны.
Конструирование в детском саду «Колыбель»
Квадратный лист бумаги (20X20 см) сложить вчетверо в двух направлениях, срезать с одной стороны четыре квадратики. Сделать по два надреза с двух коротких противоположных сторон к первой линии сгиба.
Уголками склеить крайние квадратики, на них наклеить средний квадрат и аналогично сделать с обратной стороны. Наклеить боковые стенки с обеих узких сторон. Украсить аппликацией.
Конструирование в детском саду «Утка»
Подобрать для головы большой круглый лесной орех и большой удлиненный желудь (или шишку) для туловища, сделать в них отверстия, залить клеем, потом соединить голову с туловищем и шеей деревянным стержнем, заостренным с обоих концов.
Сделать лапки из веточек — вставить один заостренный конец в проколотый отверстие шишки, а второй — в половинку каштана (или желудя). Клюв сделать из тыквенных семян, вставив его в проделанные ножом отверстия. Хвостик и крылья изготовить из перьев или листьев.
Конструирование в детском саду «Корзинка»
Сложить квадратный лист цветной бумаги (20X20 см) четыре раза в двух направлениях, сделать с каждой стороны по одному надрезу посередине, до первого сгиба.
Склеить средние квадраты между собой с каждой стороны. Подклеить ручку к корзине. Украсить аппликацией.
«Телевизор»
Разделить квадратный лист бумаги (20X20 см) четыре раза в двух направлениях, срезать четыре квадрата с одной стороны, сделать по два надреза с двух коротких противоположных сторон.
Склеить между собой надрезанные крайние квадраты, на них наклеить средний квадрат. Так же сделать с обратной стороны.
Полученную прямоугольную коробку наклеить на основу, сделанную таким образом: у прямоугольного листа плотной бумаги (6X8 см) отогнуть на глаз полоску и разделить на четыре части. Наклеить отогнутую полоску на противоположный край листа. Украсить аппликацией.
Конструирование в детском саду «Вагончик»
Сделать прямоугольную коробку так же, как и для телевизора. Перевернуть отверстием вниз. Наклеить дополнительные детали.
«Коляска»
Сделать прямоугольную коробку, поставить ее отверстием вверх. Наклеить дополнительные детали, украсить аппликацией.
«Аквариум»
Сделать прямоугольную коробку из голубой бумаги. Оклеить ребра коробки любым цветной бумагой. Вырезать и наклеить водоросли и рыбок.
Конструирование в детском саду «Ёлочные гирлянды»
Сложить полоску цветной бумаги (6×24 см) четыре раза в одном направлении, разрезать по линии сгиба, чтобы получилось четыре квадрата. Сложить все квадраты по диагонали, распрямить.
Разложить их на одинаковом расстоянии друг от друга, проложить толстую нить по линиям. Промазать клеем одну половинку флажка (нижний треугольник), а вторую половинку (верхний треугольник) наложить на нее. Склеить так каждый флажок.
«Санки»
Сделать надрезы по всем прямым линиям. Отогнуть по пунктирах (отрывных) линиях две длинные полоски (полозья) и короткую полоску. Отдельно вырезать борта и оклеить ими санки с трех сторон. Украсить аппликацией.
«Пионерский шатер»
Сложить квадратный лист бумаги (20×20 см) по диагонали в двух направлениях. Надрезать одну линию сгиба к центру. Наклеить один из полученных треугольников на второй.
На одной из сторон вырезать двери, а на других наклеить окна. Украсить коробку аппликации» (вырезать и наклеить флажок и т. др.).
«Мельница»
Сложить квадратный лист бумаги (20×20 см) по диагонали (угол к углу) в двух направлениях Сделать надрезы по всем линиям сгиба, не доходя 1—2 см к центру.
Приложить каждый второй до середины и насадить на гвоздь. Прибить (во время прогулки) гвоздь к деревянной палочке.
«Лошадки»
Подобрать для председателя удлиненный желудь и шишку для туловища, сделать в них отверстия для шеи и соединить их деревянным стержнем (сосновой веточкой с иглами с одной стороны).
Подобрать ветки для ног и закрепить их с одной стороны в отверстия шишками, со второй —мисочки желудей. Сделать хвост из основной ветки. Ушки (подсолнечника семян) вставить в отверстия, сделанные ножом.
Можно сделать лошадок из каштанов, Части крепятся также деревянными стержнями. Туловище делается из двух каштанов, соединенных дровяным стержнем. Остальные детали конструируется аналогично лошадке из шишек.
«Колобок»
Держа кубик поролона (5X5 см) в левой руке и все время поворачивая его, срезать углы: сначала крупные, а затем мелкие (до тех пор, пока кубик не примет круглой формы). Наклеить дополнительные детали: ткани, дерматина.
Завязать платочек из ткани или вырезать из тонкого поролона шапочку (круг и маленькие шарики) и наклеить на колобок.
«Зайчик»
Из целого спичечного коробка выдвинуть ящичек И на него насадить крышку второй коробки.
Закрепить коробки между собой, наклеив 2-3 полоски тонкой бумаги на местах стыковки коробок.
Оклеить узкие стороны конструкции узкими полосками, широкой длинной полоской оклеить длинную сторону вокруг всего склеенного изделия. Наклеить дополнительные детали, вырезанные воспитателем раньше. Остальные зверят делаются так же, как зайчик, только по-разному наклеиваются дополнительные детали. Украсить поделку аппликацией (одеть галстук, завязать бантик и тому подобное).
«Гараж»
Сложить квадратный лист бумаги (20X20 см) четыре раза в двух направлениях. Надрезать все квадраты с двух противоположных сторон к первой линии сгиба. С одной стороны средние квадраты склеить и половинку одного квадрата наклеить на половнику второго крайнего квадрата.
С другой стороны склеить только средние квадраты, составить склеенный квадрат по диагонали и отогнуть образован козырек вверх, а на крайние квадрата (ворота) сделать засов, наклеить полоски в горизонтальном и вертикальном направлениях. В конце наклеить крышу (прямоугольный лист бумаги 12X21 см) и окна.
«Стрела»
Прямоугольный лист бумаги (15X20 см) сложить пополам вдоль, расправить. Верхние углы опустите вниз к линии сгиба так, чтобы они встретились, а стороны легли на линию сгиба.
Полученные линии сгиба приложить к середине, затем снова полученные боковые линии согнуть до середины, отогнуть по линии сгиба в обратную сторону. Самостоятельно украсить аппликацией.
«Стакан»
Квадратный лист бумаги (20×20 см) сложить по диагонали, противоположные углы приложить до середины противоположных сторон.
Верхний угол (двойной) разъединить и опустить на внешние стороны вниз. Украсить аппликацией — наклеить узоры геометрических форм или растительных элементов.
«Лодочка»
Сложить прямоугольный лист цветной бумаги (20X30 см) пополам и, не разворачивая, еще раз пополам (в вертикальном направлении), распрямить.
Затем оба верхних угла опустить вниз, чтобы они встретились, а стороны легли на линию сгиба. Полученную снизу полоску отогнуть вверх, а углы заправить. Повернуть на обратную сторону и опять полоску отогнуть вверх и заправить углы.
У треугольника, который образовался, нижние углы приложить друг к другу (чтобы получился квадрат). Отогнуть нижний угол вверх, повернуть изделие на обратную сторону и снова отогнуть нижний угол.
Из полученного треугольника соединить друг с другом нижние углы. Затем два верхних угла развести в стороны. Украсить изделие аппликацией— наклеить парус и т. д.
«Стол»
Сложить квадратный лист бумаги вчетверо, в двух направлениях. Отрезать с одной стороны четыре квадрата, из второй — три квадрата. Надрезать с каждой стороны правый крайний квадрат в первой линии сгиба.
Затем каждый квадрат смазать клеем, заправить внутрь и наклеить на средний квадрат. Из полученной коробки квадратной формы намазать клеем верх и наклеить на него картон (крышку стола) квадратной, прямоугольной или овальной формы.
«Стул»
Делается так же, как коробка для стола. Затем полоску из четырех квадратов склеить пополам и приклеить на одну из сторон коробки. Украсить аппликацией.
«Кресло»
Квадратную коробку сделать из листа бумаги (18×18 см) оклеить с трех сторон полоской, образованной из трех квадратиков.
«Письменный стол»
Склеить две стопочки спичечных коробок по 4 штуки, накладывая их одну на одну широкой плоскостью. Оклеить бумагой под<цвет дерева. Приклеить крышку стола (картон 12X6 см).
«Ожерелье»
Нанизать желуди и ягоды рябины на нитку, чередуя их по желанию (желуди дети прокалывают сами).
«Подвески»
Протянуть один конец нити через готовое отверстие мисочки жёлудя изнутри, приклеить конец нитки к стенке крышки, а затем приклеить на крышки желудь или шишку. На втором конце нити закрепить так же желудь или шишку. Завязать посередине нитки бантик
В работе с детьми старшей группы воспитатель довольно часто использует поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, изучения готового образца, вопросы к детям. Рассмотрим ориентировочные конспекты занятий с детьми этой группы.
Утка (из природного материала)
Программное содержание.
Продолжать учить детей делать объемную игрушку из природного материала, усваивать свойства природного материала и способы его обработки.
Учить подбирать материал в соответствии с заданием, крепить детали клеем, деревянными штырями.
Развивать творческую инициативу, смекалку, глазомер, четкость движений пальцев рук.
Материал: желуди, каштаны, шишки, лесной орех (с ранее сделанными отверстиями), перья, стержни-палочки, семечки яблок, груш, тыквенные семечки.
Ход занятия.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию или образцы.
Предлагает рассмотреть и рассказать: «Что это? Из какого природного материала сделаны изделия? Из чего сделана голова, туловище, хвостик, клюв, глаза? Как и чем скреплены ее части?»
Обобщает и уточняет ответы детей. Показывает и объясняет процесс соединения отдельных элементов: «Части изделия крепятся между собой стержнями — палочками и клеем. Намажьте конец стержня клеем и вставьте в отверстие желудя (туловища), потом намажьте оставленную часть стержня и вставьте в отверстие земляного ореха (голову).
Так же закрепите конструкцию на подставку (мисочку жёлудя). Дополнительные детали сделайте самостоятельно». Педагог еще раз обращает внимание на иллюстрацию (или образец), забирает его и предлагает выполнить задание.
В процессе занятия воспитатель следит, чтобы дети работали в необходимом темпе, правильно подбирали материал, соблюдали последовательности в работе над изделием.
В конце занятия все изделия выставляются на стол, дети анализируют их, называя недостатки и положительное в работе.
Воспитатель создает реальную возможность для устранения ошибок в работе и поощряет игры детей с самоделками.
«Колобок» (из поролона).
Программное содержание.
Ознакомить детей с новым конструктивным материалом — поролоном, с его свойствами.
Учить оказывать поролоновые округлой формы срезанием углов.
Развивать четкость и координацию движений пальцев рук и нажима во время работы с ножницами, глазомер.
Воспитывать творческую активность.
Материал: по одному кубику поролона (5X5X5 см), лоскутки цветной ткани, тонкого поролона, замши, клеенки.
Ход занятия «Конструирование в детском саду».
Воспитатель показывает несколько игрушек (снеговика, колобка) и объясняет, что они сделаны из поролона.
Предлагает рассмотреть игрушки и рассказать о свойствах материала, из которого они сделаны (легкий, мягкий, пружинистый). Обращает внимание на колобок и говорит, что сегодня они будут делать такое же изделие.
Объясняет и показывает последовательность работы: «Держа кубик поролона в левой руке, все время поворачивая его, срежьте углы, сначала крупные, затем мельче и мельче до тех пор, пока кубик не наберет круглой формы.
Потом самостоятельно на свое усмотрение оформите и украсьте изделие, используя кусочки материала и клей. Не обязательно делать как у меня, придумайте что-то новое, свое.
Во время занятия воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит, чтобы они держали ножницы в правой руке и правильно регулировали силу нажима, работали в нужном темпе, не мусорить, обрезки складывали в специально предназначенные для этого коробочки.
Поощряет проявления творчества в оформлении изделия, самостоятельность и аккуратность в работе с материалом.
В конце занятия «Конструирование в детском саду» дети выставляют изделия на стол, анализируют их, отмечают положительные качества и недостатки в работе. Воспитатель советует подарить игрушки малышам.