Познавательная деятельность, как и всякая другая, имеет сложную структуру: цель, задачи, мотив, способ выполнения действия и операции, условия, оценку и контроль.
Познавательная деятельность в дошкольном детстве складывается постепенно и происходит в двух направлениях развития: стихийно, в различных формах жизнедеятельности она составляет основное ее содержание и целенаправленно, в процессе специально организованного обучения.
Становление познавательного опыта
Постепенность становления обучения в дошкольном возрасте обусловлено общим развитием личности ребенка и развитием и осложнением других видов деятельности. Так, начиная с раннего возраста, приобретения познавательного опыта происходит путем экспериментирования, сопоставления, сравнения, соотнесения элементов наблюдений, попытка их интерпретировать.
Постепенное развитие речевой деятельности не только обогащает процесс общения, а дает ребенку возможность вербализировать собственные познавательные действия, что позволяет действовать целенаправленно и организованно. Кроме того, вопросы, возникающие в процессе выполнения заданий, позволяют судить о наличии у детей любознательности, (О.К.Дусавицький, А.А.Линник, В.И.Лозовая и др.).
Интеллектуальное развитие
Развитие интеллектуальных механизмов способствует формированию представлений о связях между предметами и явлениями и придает познавательной деятельности ребенка целеустремленности. К концу дошкольного детства происходит формирование качественно нового мышления, что, прежде всего, связано с освоением мыслительных операций, умением заранее планировать свои действия. Способность к размышлению способствует установлению причинно-следственных связей, определению последовательности выполнения операций.
Благодаря развитию сознания формируются функции планирования и рефлексии. Это означает, что внутренний и внешний мир ребенка ставят единое целое. Поведение же старших дошкольников дополняется фазой интеллектуального рассуждения. Намерение проходит через «внутренний фильтр», в котором происходит рассуждение, сопоставление, прогнозирование. Таким образом схема расширяется: «намерение осознания действие».
Благодаря целенаправленному развитию и обучению расширяется круг возможностей ребенка, происходит присвоение им опыта человечества. Через деятельность дети приобретают соответствующих умений и навыков, которые необходимы им для дальнейшего обучения и жизни.
Факторы познавательной деятельности
Одним из факторов познавательной деятельности является психическая активность ребенка, которая в дальнейшем переходит в познавательную активность. Психическая активность определяется психологами как потребность организма в познании окружающей среды, общественных отношений, потребность в познании самого себя.
Познавательная активность-это состояние готовности организма к познавательной деятельности, которое предшествует деятельности и порождает ее. Познавательная активность выступает в стремлении ребенка строить образ мира путем исследовательской деятельности.
Развитие этой активности это обогащение количества объектов, на которые она направляется, и совершенствование ее регуляции.
Уже с первых месяцев жизни младенец познает окружающий мир посредством развития органов зрения, слуха, осязания. Яркие игрушки, погремушки, предметы, которые двигаются, привлекают внимание малыша и способствуют развитию его потребности в впечатлениях. Растет ребенок — растут его интересы, потребности и опыт познавательной деятельности.
Четвертый год жизни
На четвертом году жизни ребенок с удовольствием начинает подражать взрослым, выполняя разные действия, которые носят испытательный характер: хочет рассмотреть предмет, вникнуть в него, желает все знать. Он узнает предмет, чувствует новизну — удивляется. Ребенок стремится до всего дотронуться рукой, попробовать, рассмотреть, узнать. Он не успевает во всем разобраться сам, потому что так много нового, неизвестного, интересного, а, следовательно, задает старшим множество вопросов: «Что это?», «Как?», «А почему?». У детей начинается период «почемучек».
Часто, не дослушав ответа, малыш ставит новый вопрос. или начинает заниматься другим делом. Некоторые дети спрашивают о предмете, который их интересует, но не сосредотачиваются на нем длительное время. Их внимание привлекают яркие вещи. Возникает потребность их иметь: «Хочу», «Буду играть». А рассмотрев полученное, удовлетворив свое любопытство — забывают о них.
Пятый год жизни
На пятом году жизни, познав вещи, которые его окружают, малыш хочет больше узнать о них. Простое любопытство детей старшего дошкольного возраста перерастает в любознательность. Суть различных предметов познается неравномерно. Малыш выделяет те признаки, которые приобрели для него наибольшее значение, описывает предмет без какой-либо последовательности в назывании признаков.
Иногда у детей наблюдается много ошибок в действиях с предметами. Не стремясь найти причину, почему сломалась игрушка, пытается восстановить действия: трясет, стучит, переворачивает, наклоняет из стороны в сторону, совершает множество хаотичных движений. Ему легче сделать что-либо, чем рассказать о сделанном.
У некоторых детей старшего дошкольного возраста наблюдается расхождение между тем, что они делают, выполняя задания, и тем, как объясняют свои действия. Для них взрослый выступает как источник разнообразных сведений об окружающем мире. Ребенок хочет быть таким же: знать, уметь, делать.
У одних детей интересы отличаются широтой, а в других — глубиной. Они по-разному пытаются удовлетворить свое любопытство или самостоятельно, или с помощью старших. Незнание вызывает грусть, растерянность, негативные эмоции.
Шестой год жизни
Ребенок шестого года жизни не только смотрит, но и говорит, не только слушает, но и слышит, пытается полно познать окружающий мир.
Заметным становится интерес не к самому предмету, а к способу его использования, механизма построения, назначение. Ребенок старшего дошкольного возраста вертит игрушку, пытается выдвинуть проволочки, пластинки, крутить колесики сломанного авто, самостоятельно найти причину поломки. Он уже может «на глаз» установить соотношение предметов по величине.
Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста своего окружения согласуется с практическими действиями, что является фундаментом для формирования и развития разнообразных действий обследования. Ребенок сначала рассматривает объект и начинает действовать после того, как мысленно уже нашел решение. Действия от хаотичных переходят в поисковые, осмысленные, проблемные, является компонентом познавательной деятельности и показателем успеха.
Если одни дети старшего дошкольного возраста подходят к решению задачи по-своему, творчески, проявляют при этом собственное Я, инициативность, самостоятельность, волевые усилия, пытаются справиться с трудностями, то другие — боятся, что не смогут выполнить задание самостоятельно. Их познавательная деятельность сводится к простому копированию.
Часто дети экспериментируют, отвечая на свои вопросы: «А что с этого будет?» «А если я сделаю по-своему?» и т. др. В этом возрасте они уже могут подолгу сосредотачиваться на каком-то одному предмету и действовать с ним, им интересно заниматься длительным поиском .