Общение как социальная деятельность формируется при определенных условиях, а для того, чтобы обосновать условия, благоприятные для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников, нужно отметить, что в психологической и педагогической литературе встречаются различные по своей сути толкования термина «условия».
- Что такое «условие»?
- Педагогические условия — это…
- Условия формирования коммуникации
- Социальная ситуация в коммуникации
- Социальная ситуация в общении со сверстниками и взрослыми
- Общение как социальная деятельность и познавательная активность
- Коммуникация в игровой деятельности
- Ролевая игра и общение как социальная деятельность
- Общение как социальная деятельность и ведущая игровая деятельность
- Общение как социальная деятельность и совместные игры
- Общение как социальная деятельность и творческие коллективные дела
- Коммуникация во время тренингов
- Условия формирования навыков коммуникации
Что такое «условие»?
С точки зрения этимологии «условие» можно рассматривать как обстоятельство, которое напрямую влияет на что-либо. С другой стороны под условиями можно также подразумевать и обстановку, которая окружает какой-либо процесс или явление.
Согласно работам Д. Иванов понятие «условие» нужно рассматривать как некую философскую категорию, которая позволяет выразить отношение чего-либо к окружающим его обстоятельствам и явлениям, без которых это что-то не может существовать. Это «что-то» является чем-то обусловленным.
Условия же – это внешнее по отношению к чему-то разнообразие существующего мира.
Педагогические условия — это…
Л.Я. Лозован дает свою оценку термину «педагогические условия». С его точки зрения это комплекс взаимосвязанных между собой условий, которые необходимы для организации воспитательного и образовательного процессов для достижения тех или иных образовательных или воспитательных задач.
При этом используются современные технологии, которые позволяют формировать у ребенка необходимые качества личности. Исследования ученого показывают, насколько важно создание специфических условий для достижения должного педагогического и психологического эффекта.
Условия формирования коммуникации
Рассмотрим коротко необходимые для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников педагогические условия.
Таковыми условиями являются: социальная составляющая (ребенок испытывает потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками); участие в коллективном творчестве; игра вместе с группой других детей, тренинги в игровой форме.
Социальная ситуация в коммуникации
Социальная ситуация – это отношения, которые возникают у ребенка с окружающим миром. Отношения эти достаточно специфичны и имеют ряд особенностей, свойственных только детям.
От социальной ситуации зависит образ жизни ребенка, его взаимодействие с социумом. В результате этого в процессе различных видов деятельности проявляются новые личностные свойства ребенка и формируются новые психические образования.
Возраст старших дошкольников характеризуется следующими особенностями развития социальной ситуации:
- Отношения со взрослыми терпят изменения. Если раньше они принимали внеситуативную познавательную форму, то теперь эти отношения перерастают в внеситуативную личностную форму.
- Ребенок становится способным поддаваться систематическому обучению.
- Претерпевают трансформацию взаимоотношения с ровесниками.
- Ребенок осознает собственное «Я».
- Приобретает видимые черты личность дошкольника.
- Для общения все чаще используются вербальные средства.
Получается что социальная ситуация – это целая система отношений ребенка с социальной действительностью, в пределах которой он живет, которая реализуется им в процессе совместной деятельности с людьми разного возраста.
Социальная ситуация в общении со сверстниками и взрослыми
Дошкольный период активизирует социальную ситуацию посредством частых контактов со сверстниками и взрослыми людьми.
Общаясь со взрослыми, дети проявляют значительную самостоятельность. Это позволяет им расширять свои знания об окружающем их мире. Дети используют языковые средства общения, чтобы расширять свои знания.
Они склонны задавать множество вопросов. Вопросы «почему?» и «зачем?» чаще всего звучат в семьях таких детей. Любознательность – это врожденное свойство человека, которое наиболее ярко проявляется именно в дошкольный период развития.
Общение как социальная деятельность и познавательная активность
Хотя чаще всего во время познавательной активности ребенок выполняет роль слушателя, он испытывает потребность, чтобы взрослые относились к нему, как к партнеру или товарищу. Сотрудничество «на равных» в таких ситуациях активизирует познавательные процессы у дошкольника.
Помимо познавательного общения, дошкольники начинают испытывать потребность в еще одной форме общения – в личностной. Личностная форма общения характерна тем, что ребенок начинает обсуждать со своими родителями то, как поступают и ведут себя другие люди.
Социальная ситуация — это целая система отношений ребенка с окружающей его социальной действительностью, которая реализуется им в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Существует определенное противоречие существующей социальной ситуации. Ребенок часто хочет быть как взрослые, но при этом не имеет возможности реализовать эту свою потребность.
Коммуникация в игровой деятельности
Для того, чтобы процесс формирования коммуникативной компетенции был эффективным, важно учитывать, какая деятельность является ведущей для данного возрастного этапа. В дошкольный период, безусловно, ведущей деятельностью является игровая.
Игра способна изменить взаимоотношения между взрослыми и детьми. Эти отношения становятся более близкими. У них появляется общее дело, что способствует установлению прочных отношений и взаимопониманию. В следующие периоды роста ребенка это будет делать намного сложнее.
Для того, чтобы устранить имеющееся противоречие, нужно играть в сюжетно-ролевые игры. Ребенок в такой игре играет роль взрослого, имеющего определенные общественные функции, в силу чего он вступает во взаимодействия с «настоящими» взрослыми.
Ролевая игра и общение как социальная деятельность
Благодаря ролевой игре дошкольник может почувствовать себя участником таких социальных действий, которые недоступны ему в обыденной жизни.
Исследователи, изучающие игровую деятельность дошкольника едины во мнении, что у детей каким-то образом всегда получается нащупать возможность разрешить имеющееся противоречие социальной ситуации, отчего дети испытывают радость и удовлетворение, что заставляет их вновь и вновь возвращаться к игровой деятельности.
Благодаря играм дети начинают понимать сущность некоторых проблем. Решая их совместно со взрослыми во время игры, дети пробуют на себе социальные нормы и роли, которые не соответствуют пока их статусу.
Во время игровой деятельности дети приобретают возможность испытать новые впечатления, приобрести социальный опыт, могут общаться с другими детьми не так, как они это делают в обычной жизни.
После того, как была организована и проведена игра, детям дают возможность провести совместный анализ игры и обсудить опыт, который они приобрели.
Для развития коммуникативных навыков наиболее эффективными являются сюжетно-ролевые игры.
Общение как социальная деятельность и ведущая игровая деятельность
Дошкольный возраст характеризуется тем, что игровая деятельность является ведущей для человека, что дает ему возможность развиваться и учиться правильно взаимодействовать с окружающим его миром и другими людьми.
Во время игры ребенок имеет возможность воспроизвести различные смыслы деятельности человека и усвоить те формы отношений, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.
Исследователи, изучающие игровую деятельность дошкольника едины во мнении, что у детей каким-то образом всегда получается нащупать возможность разрешить имеющееся противоречие социальной ситуации, отчего дети испытывают радость и удовлетворение, что заставляет их вновь и вновь возвращаться к игровой деятельности.
Общение как социальная деятельность и совместные игры
Совместная игровая деятельность – это возможность получить новые впечатления, дети общаются с другими детьми так, как не делают это в повседневной жизни. После того, как игра была проведена, нужно совместно ее проанализировать и поделиться полученным опытом.
Работая с детьми в пределах детского сада, педагоги создают особую коммуникативно-игровую среду, которая благоприятно воздействует на личность дошкольников.
Среда эта представляет собой целое игровое пространство, которое сконструировано так, чтобы дети были вынуждены общаться друг с другом. Первым шагом является обучение детей тому, как правильно пользоваться материалами игровой среды.
Далее детей учат различным совместным действиям, что помогает активизировать процессы общения между ровесниками.
У детей появляется возможность чем-то заниматься на глазах у своих сверстников.
Подобное контактирование приводит к неизбежным взаимодействиям, так как появляются ситуации, когда несколько детей делают одно и то же действие. Если при этом организовать более тесный физический контакт, то это поспособствует тому, что дети начнут разговаривать друг с другом, согласовывать свои намерения и действия.
Общение как социальная деятельность и творческие коллективные дела
Для того, чтобы развитие коммуникативной компетентности имело успех, необходимо организовывать различные творческие коллективные занятия.
Коллективная работа может принимать самые разные формы:
- совместное изготовление панно;
- разработка плакатов;
- поделки для игры;
- иллюстрирование интересной сказки;
- оформление выставки;
- создание костюмов или декораций.
Для того, чтобы выбрать подходящую форму сотрудничества, нужно учитывать возраст дошкольников, количество посещающих группу, в течении какого времени будет организовано занятие.
Сложность и содержание проводимых занятий должны подбираться исходя из возраста детей. Коллективная работа должна проводиться как утром, так и вечером, и во время дневных занятий, организованных воспитателями.
Любая организуемая воспитателями совместная работа должна иметь свою цель. Воспитатель организует занятие таким образом, чтобы убедить детей в том, что любая сложная задача гораздо быстрее и проще решается, когда люди действуют вместе сообща.
Сотрудничая вместе со взрослыми и друг с другом, ребята учатся общаться. Поначалу дети в процессе коллективной работы общаются только с воспитателями. Однако со временем это общение как социальная деятельность перетекает и на общение с ровесниками.
Постепенно дети достигают такого уровня развития коммуникации, при котором они уже умеют вместе планировать деятельность, договариваться, задавать друг другу вопросы, давать подсказки и сопереживать друг другу. Воспитатель должен научить дошкольников уступать друг другу и быть благодарными за помощь товарищей.
Проще всего поддается организация совместной работы по лепке из пластилина или аппликации. Труднее поддается коллективизации рисование. То, в какой форме будет организовано занятие, должно учитывать возраст детей и их навыки общения.
Для совместной работы дошкольников в рисовании, воспитатели подбирают темы, связанные с мотивами народно творчества. Существуют различные способы организации этого занятия. Например, можно поручить каждому ребенку нарисовать узор на одной полоске или квадратике.
Когда все дети закончат, то отдельные части соединяются и образуется декоративная композиция, которая раскладывается на большом белом листе бумаги.
Коммуникация во время тренингов
Детям очень нравятся занятия, проводимые в форме тренингов. На этих занятиях дети объединяются по двое, чтобы создать общую композицию. Это формирует у детей способность к деловому общению при сотрудничестве. Также это помогает научиться договариваться со своим партнером. И тогда общение как социальная деятельность формируется боле эффективно.
Групповой тренинг эффективен для развития коммуникативных способностей. Дошкольников учат использовать собственные регулятивные средства для координации коммуникативных действий. Также это способствует усвоению культурных особенностей страны.
Дети тренируются в том, чтобы наблюдать за действиями других людей, обдумывать различные ситуации по общению. Для того чтобы помочь ребенку задействовать весь его коммуникативный потенциал, нужно использовать все доступные средства.
Условия формирования навыков коммуникации
Теперь обобщим условия, необходимые для эффективного формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников:
- Взаимодействие детей со взрослыми. Это позволяет ребенку перенимать от взрослых существующие социальные нормы. Часто дети сталкиваются с потребностью корректировать собственное поведение в соответствии с тем, какие нормы и требования приняты в обществе;
- Регулярное взаимодействие со сверстниками. Благодаря этому дети не просто учатся познавать окружающую действительность, но детям также предоставляется возможность общаться с ровесниками, учиться строить дружеские отношения как с девочками, так и с мальчиками. Дошкольники обычно активно интересуются другими детьми, и это является врожденной потребностью взаимодействовать со сверстниками;
- Важно правильно организовывать занятия, которые бы обучали детей общению. На таких занятиях активизируются речевые способности детей, их личностные и эмоциональные особенности раскрываются в полную силу. Так дети приобретают навыки по общению, учатся дружить и грамотно решать конфликтные ситуации.
Социальные навыки могут полноценно формироваться только в том случае, если ребенок будет приобретать опыт коммуникации с другими детьми. Причем это должно происходить под контролем воспитателей и под грамотным их руководством. Дети обязательно должны приобретать опыт социального взаимодействия.
Мы считаем, что сам по себе набор навыков не может обеспечить адекватного коммуникативного поведения. Важно рассматривать это явление более широко. Дети должны уметь видеть связь между знаниями, которые у них имеются и ситуацией, в которой они оказались. Дети должны учиться вовремя обнаруживать тот или иной коммуникативный навык, который больше всего подходит для возникшей проблемы.
Таким образом, важными условиями являются: социальная ситуация развития ребенка (потребность в общении со взрослым и сверстниками); организация коллективной творческой деятельности; совместная игровая деятельность и тренинговое обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.