Во время игры ребенок ведет себя свободно и получает от этого большое удовольствие. Уже в первые недели жизни новорожденный пытается как-то поиграть.
Его внимание привлекают висящие над кроваткой погремушки. Во время игры в дошкольный период дети учатся тому, чтобы действовать согласно правилам. Игры также приучают детей к порядку и помогают развивать им хорошие качества.
Благодаря тому, что дети очень увлечены, их умственные и физические способности активизируются. Благодаря играм дети налаживают контакты с окружающими людьми и находят первых друзей.
Опыт в игровой деятельности
Игровая деятельность предоставляет ребенку первый опыт решения различных проблем. Дети учатся находить выход в сложной ситуации. Благодаря правилам игр дети тренируются проявлять честность. Если кто-то нарушает правила игры, то окружающие дети возмущаются и осуждают этот поступок.
Растет чувство социальной ответственности. Игра позволяет раскрыться тем качествам ребенка, которые обычно не заметны в повседневной жизни. Также игры побуждают детей конкурировать между собой, учат их отстаивать собственную позицию.
Благодаря играм дети развиваются умственно, становятся более остроумными, учатся использовать свое воображение и мышление.
Во время игровой деятельности дети адаптируются к окружающей обстановке, учатся общаться друг с другом и задействовать свои мыслительные способности. Уже с первых месяцев жизни ребенка нужно играть вместе с ним.
Первые игры
Первые игры очень примитивные, но даже они способны помочь задействовать мышление малышу.
Как правило, совместные игры подразумевают активное использование речи, которая должна своим содержанием и интонацией соответствовать роли, которую взял на себя ребенок во время игры.
Если ребенок имеет некоторые речевые нарушения, то это заметно отражается на качестве игровой деятельности. В последнее время тревожен тот факт, что заметно растет число детей, имеющих тяжелые речевые нарушения.
Обычно для детей характерны трудности в дифференциации звуков. Также непросто им дается проведение звукобуквенного анализа.
Детям с неразвитой речью трудно составлять рассказы на основе последовательных картинок. Им трудно пересказывать что-либо. Такие дети не в состоянии дать развернутый ответ на поставленный вопрос. Часто ребенок разбавляет главную мысль множеством посторонних мыслей.
Игры детей с ТНР
Дети, имеющие ТНР чаще всего в игровой деятельности заняты манипуляциями с предметами и игрушками.
Детям с нарушениями речи тоже хочется вступать в контакты со сверстниками. Но во время игр они не в состоянии поддерживать полноценного общения. Поэтому их взаимодействие проявляется в том, что они вместе что-то делают (например убегают друг от друга или прыгают), либо ребенок просто наблюдает за тем, что делает другой ребенок и копирует его действия.
Как правило заметно, что такие дети не понимают, в чем смысл игры. Они лишь копируют ее внешние проявления. Но чаще всего дошкольники с ТНР играют сами с собой.
Подготовка к игровой деятельности
Во время подготовки к игровой деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходимо учесть, что они нуждаются в особых условиях, формирующих и развитие речи.
Важно помочь детям с речевыми нарушениями достичь такого уровня речевого развития, который был бы максимально возможно приближенным к тому, какова норма в этом возрасте.
Важно создать предметную развивающую речь среду. Необходимо спроектировать грамотный режим дня. Важно подобрать профессиональных педагогов. Все эти условия необходимы для того, чтобы помогать детям проявлять и развивать творческую самодеятельность.
Методы обучения детей с ТНР
Одним из наиболее эффективных методов обучения дошкольников, имеющих трудности в развитии речи – это применение дидактических игр. Игровые ситуации нужно подбирать, учитывая то, какова методическая основа проводимого занятия.
Каждый участник игры должен четко понимать какова его роль. Необходимо продумать подходящие правила и разработать систему оценок. Игра должна состоять из пошагового строгого порядка действий.
Очень важно, чтобы все действия в процессе игры были отрегулированы в соответствии с игровой задачей и правилами. Детей нужно предварительно ознакомить с этими правилами и содержанием игры и рассказать им о том, как именно будет осуществляться контроль над процессом.
Игра не должна быть методом получения новых знаний. Ее нужно использовать для того, чтобы закрепить и усовершенствовать уже имеющиеся знания и навыки у детей с ТНР.
Выбор игр для детей с ТНР
Для того, чтобы правильно выбрать наиболее подходящую игру, важно продумать то, какой уровень подготовки имеют дети. Важно, чтобы детям было несложно использовать уже имеющиеся у них знания и применять их на практике.
Воспитатель должен продумать и то, в какой последовательности нужно проводить игры так, чтобы уровень сложности постепенно повышался. Отсутствие системного подхода не принесет должного развивающего и обучающего результата, хотя сами по себе игровые занятия могут быть очень увлекательными.
Поэтому важно обдумать то, как правильно включить дидактические игры в проводимые обучающие занятия.
Перед педагогом стоит важная задача: необходимо не просто стать воспитателем и учителем для ребенка, но стать его партнером. Развивая способности и качества в детях, нужно действовать целенаправленно, но ненавязчиво.
Планирование дидактических игр
Когда идет планирование дидактических игр для детей, имеющих трудности в развитии речи, важно руководствоваться задачами по коррекции речевых недостатков, применять такие методические приемы, которые будут положительно влиять на речевое развитие.
Важно помочь детям с течением времени постепенно, но постоянно улучшать свои речевые навыки с помощью различных игр.
Занятия по коррекции речевых надостатков должны проводиться как индивидуально с каждым конкретным ребенком, так и с группой детей. Группы и подгруппы во время дидактических игр позволяют детям на практике отрабатывать получаемые ими речевые навыки и умения.
Таким образом, дети учатся общаться как со взрослыми людьми, так и со своими сверстниками.
Как организовать сюжетно-ролевую игру?
Сюжетно-ролевые игры также нужно активно задействовать во время занятий. Они основываются на дидактических речевых играх. Их проводят для того, чтобы закрепить и отработать правильные речевые приемы.
В сюжетно-ролевых играх, которые проводятся для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, педагог имеет гораздо более важную функцию, нежели с остальными детьми. Обычно общение с детьми с ТНР затруднено.
Такие дети не способны сами подбирать сюжет для игры. Педагог активно помогает им в этом. Он также показывает детям наглядные материалы и помогает игрокам воспроизводить эти действия.
Сюжетно-ролевые игры с детьми с ТНР подразумевают непрестанное и очень активное участие педагога на протяжении всей игры. Нужно учитывать то, что дети быстро устают в таких играх, поэтому нужно руководить процессом так, чтобы дети чередовали спокойную деятельность с подвижной. Темп чередования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как расширить сюжет игры?
Сюжет игры можно расширить благодаря использованию вопросов. Благодаря постоянным обновлениям сюжета и его расширения достигается эффект наращивания сложности, что помогает непрестанно совершенствовать навыки произношения звуков, пополнять словарный запас и грамматический строй речи.
Для того, чтобы организовать правильно игровую деятельность в группе с детьми, имеющих речевые нарушения, нужно предварительно помочь им накопить знания об окружающем мире. Нужно помогать им воспроизводить и использовать в игровой деятельности не только то, с чем дети сталкиваются часто, но и то, что им приходится редко наблюдать.
Проектирование игровых занятий
Во время проектирования игровых занятий, нужно учитывать следующие факторы: каковы цели занятия, каковы его задачи, что составляет его содержание, какие планируется использовать методы, какие будут задействованы средства во время дидактических и сюжетных игр.
Педагог должен уметь не только играть вместе с детьми, но и уметь стимулировать самостоятельность в игровой деятельности самих детей.
Нужно уметь прямо и косвенно руководить игровым процессом. Важно анализировать проведенные игры и планировать внесение коррекционных изменений, которые бы соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям детей в группе.