Сегодня термин «условия» трактуется очень широко в рамках педагогической науки.
Педагогика воспринимает условия чаще всего как обстоятельства и меры, которые позволяют добиться эффективности педагогического воздействия.
По мнению некоторых ученых педагогические условия – это то, что позволяет успешно протекать процессу обучения, например, это может быть комфортная педагогическая среда и структура мер в учебном процессе.
Касательно нашего исследования педагогические условия – это все вместе взятые меры, которые позволяют эффективно развивать толерантное отношение дошкольников к отличающимся от них людей.
Структуру педагогических условий мы понимаем как все компоненты, от реализации которых зависит рост степени сформированности толерантности у детей дошкольного возраста.
Формирование толерантного отношения – это очень долгий процесс, который начинается еще в дошкольный период времени и течет на протяжении всей жизни человека.
Развитие толерантных отношений — компоненты
Государственный стандарт детского образования содержит указания по развитию толерантного отношения у дошкольников. В нем уделяется внимание следующим компонентам:
- Предоставление равных возможностей для полноценного формирования личности каждого ребенка в дошкольный период независимо от его национальности, пола, места жительства, языка, материального положения, физического состояния и других факторов.
- Организация в пределах детского сада благоприятных для развития дошкольников условий, учитывающих их возрастные и личностные особенности и наклонности, формирование их творческих и интеллектуальных способностей, развитие его отношений с окружающим миром и с самим собой.
- Объединение воспитательного и учебного процессов в единый образовательный комплекс, который основан на духовных, нравственных и культурных ценностях, принятых в современном обществе. Педагог должен понимать свою ответственность за формирование толерантности, как одного из главных качеств его воспитанников.
Дети старшего возраста нуждаются в педагогических условиях, которые бы способствовали развитию толерантности.
Обсудим некоторые из них.
Развитие толерантных отношений — условия формирования толерантности
Важным педагогическим условием является использование педагогических технологий, которые способствуют формированию толерантности.
К таким технологиям можно отнести ориентированные на личность технологии.
Например, это может быть дискуссия или диалог.
Диалог – это одно из главных направлений парадигмы гуманистики. Во время диалога каждый проявляет свою индивидуальность и начинает понимать особенности другого человека. Диалог – это общение равных людей.
Еще одной их технологий является дискуссия. С помощью дискуссии можно развить культуру коммуникации во время определения истины. Если организовать и умело руководить дискуссией, то это создаст хорошие условия для формирования толерантного отношения.
Еще одним педагогическим условием для развития толерантного отношения является включение в образовательный процесс таких методик, как сказкотерапия и игротерапия.
Во время сказкотерамии применяются психологические развивающие методики, которые оказывают терапевтический эффект на детей. Слушая сказки, дети начинают понимать, что при общении с другими людьми могут возникать конфликты, но это не значит, что нужно этому подражать.
Сказки учат детей определять, какая ситуация может быть конфликтной и находить разные способы мирного выхода из этого.
Дошкольники учатся толерантному поведению, понимая при этом свою роль в современном мире.
Игротерапия – это одно из любимых для детей занятий. Они организуются незаметно для дошкольников. Педагог включается в игровой процесс и начинает осторожно направлять его. Зачем это делать? Дело в том, что игра – это естественное занятия для детей этого возраста.
Во время игры дети учатся взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром, они проявляют свои эмоциональные, интеллектуальные качества, формируют свою личность.
Мы использовали игры, которые:
- позволяли обучать детей невербальному общению;
- развивали дружеские чувства к партнерам;
- развивали навыки распознания эмоций другого человека;
- развивали способность чувствовать чужое настроение;
- учли детей регулировать свое поведение;
- учили проявлять милосердие и сострадание;
- проигрывали с детьми ситуации, которые позволяли на практике отработать навыки культурного общения в общественных местах и наедине, выражать свое сопереживание друзьям и взрослым.
Итак, все эти условия дают возможность активизировать интерес ребенка к своим особенностям и к индивидуальным чертам других людей, что формирует у него толерантное отношение, уважение свободы людей разных наций и социального статуса.
Все это формирует нравственное развитие толерантных отношений и подготавливает к дальнейшему взаимодействию с людьми в рамках обучения в школе.
Считаю, что стоило бы всё-таки упомянуть об исключительной роли родительского воспитания в данном вопросе. Именно родители прежде всего своим примером должны закладывать крепкий фундамент взаимодействия детской личности с внешним миром. Наше же общество, к сожалению, пока не очень преуспело в этом вопросе. Насилие, неравенство, ругань, бессмысленные споры по пустякам наблюдаются сплошь и рядом и запроса на взращивание терпимости, понимания и взаимоуважения у нас пока не наблюдается. Старания даже талантливых педагогов с трудом преодолеют родительские «Хочешь жить — набивай кулаки!» и всякие «Ты хоть дал сдачи?», но теплится надежда, что ситуация будет меняться в лучшую сторону.