- Рассмотрение понятия связной речи
- Связная речь как результат мышления
- Задачи языкового обучения
- Типы связной речи
- Предпосылки развития связной речи
- Связная речь ребенка среднего дошкольного возраста
- Особенности связной речи у старших дошкольников
- Речь и мышление
- Зарождение речевых функций
- Связность в разговорной речи
- Возрастные особенности речи у детей
- Становление монологической речи
- Рассказ как элемент речи
- Пересказ в речи ребенка
- Сравнительный анализ рассказа и пересказа
- Сказка и речь
- Важность лексического запаса
Рассмотрение понятия связной речи
А.В. Текучев определяет связную речь, как любую речевую единицу, которая состоит из языковых компонентов, объединенных и взаимодействующих между собой с помощью грамматических законов и логики в единое целое.
Если именно так воспринимать связную речь, то даже отдельные самостоятельные предложения также относятся к ее разновидностям.
Сохин Ф.А. имеет свою точку зрения в отношении того, как нужно определять связную речь. По его мнению нельзя считать связной речь, которая просто содержит в себе последовательные мысли, даже если они связаны между собой, слова подобраны верно и предложения эти имеют правильное построение.
Связная речь ребенка должна быть результатом вложения в речь всего своего запаса слов и понимания грамматического строя языка. По высказываниям ребенка можно судить о том, насколько хорошо развита у него речь, как таковая.
Связная речь как результат мышления
Связная речь является результатом мышления человека. Если ребенок способен связно мыслить, то и речь его также будет связной. Если внимательно проанализировать речь ребенка, то можно понять, каковы особенности его логического мышления, его способность обдумывать то, что он воспринял, его навыки оформления своих мыслей в понятную для окружающих речь.
Если ребенок способен связно и точно выражать свои мысли словами, оформляя их в литературный текст, то это оказывает мощное воздействие на формирования эстетического восприятия дошкольника: пересказывая услышанные произведения, дошкольник использует в свой речи образные выражения и повторяет за автором художественные приемы для описания того или иного события или явления.
Если ребенок научился связно рассказывать, то это очень помогает ему в общении с другими людьми, это профилактирует склонность к молчаливости и стеснению, такие дети достаточно уверенны в себе.
Связная речь ребенка характеризуется тем, что ее форма и содержание едины друг с другом. Если ребенок умаляет смысловую нагрузку речи, то это может привести к доминированию ее внешнего проявления над внутренним.
Это значит, что правила грамматического строя усваиваются дошкольником гораздо быстрее, чем логика построения речевых высказываний. Таким детям сложно выбирать наиболее подходящие слова, они часто неправильно используют слова, не умеют объяснить их значение.
С другой стороны и формальную (внешнюю) сторону речи также нельзя недооценивать. Когда ребенок приобретает новые знания, обогащает свои представления, то он должен быть способен их правильно выразить в речевых высказываниях.
Мы понимаем под связной речью изложение мыслей в развернутом виде, которое подчинено законам логичности, последовательности и точности, а также грамотно оформление этих мыслей в речь.
Задачи языкового обучения
Для того, чтобы развивать связную речь детей, нужно решать и другие задачи языкового обучения:
- пополнение словарного запаса ребенка (благодаря богатому лексическому запасу слов дети могут правильно выражать свои мысли, максимально точно и полно выражая их словами);
- усвоение грамматических правил родного языка (ребенок должен уметь излагать свои мысли с помощью правильно построенных предложений, умело работать с падежами, родами и числами);
- формирование культуры звука (ребенок должен уметь внятно произносить используемые им в речи звуки).
Для того, чтобы сформировать хорошую связную речь, необходимо овладеть богатым запасом слов русского языка, усвоить использование существующих в языке норм и правил, научиться их практически применять. Также необходимо научиться работать с имеющимся языковым материалом, максимально полно и понятно передавать смысл прочитанного или услышанного текста, самостоятельно создавать свои тексты.
Типы связной речи
Существует два типа связной речи.
Первый тип – ситуативный. Это речь, которая продуцируется исходя из текущей ситуации. Во время ситуативной речи говорящий не обязательно полностью отражает в ней то, что думает.
Второй тип – контекстный. Ситуация при этом не учитывается, а говорящий опирается лишь на знакомые ему языковые средства.
Связная речь ребенка – это изложение, которое передается последовательно и развернуто. Существует два вида связной речи: это диалогическая речь и речь монологическая.
Предпосылки развития связной речи
Самые первые предпосылки для развития связной речи закладываются у ребенка уже в первый год жизни. Он уже начинает общаться со взрослыми, используя свои эмоции и жесты и мимику для их выражения. Первые признаки речи весьма примитивны, но многое родители уже понимают из общения со своим чадом.
Первые слова ребенок пытается произносить чаще всего уже в начале второго года жизни. Хотя они еще не звучат как слова для взрослых, но это уже полноценные попытки что-то сказать. Далее ребенок начинает словами пытаться обозначить разные предметы. И еще не окончательно оформившись слова перерастают в простые предложения.
Третий год характерен тем, что речевое понимание формируется с быстрой скоростью, ребенок начинает активно сам продуцировать речевые высказывания, его словарный запас начинает быстро увеличиваться, а структура предложений становится все более сложной. Основной вид речи, используемый в этом возрасте – диалогический.
Так как общение малыша со взрослыми в этом возрасте становится сложным и разнообразным, то это становится катализатором для развития связной речи. Содержание речи становится более осмысленным и богаты, лексический словарь пополняется новыми понятиями, ребенок запоминает много прилагательных и существительных.
Ребенок становится способным замечать разные качества окружающих предметов. Так как дети начинают осваивать множество новых для себя видов действий, то они обогащают свою речь глаголами. Также все чаще употребляются и остальные части речи.
Трехлетние дети уже хорошо владеют нормами диалогической речи. Они могут отвечать на заданные вопросы, сами задавать взрослым вопросы и выслушивать ответ. Навык понятно излагать свои мысли только начинает формироваться.
Связная речь ребенка все чаще носит ситуативный характер. Изложение событий происходит экспрессивно. Пытаясь выстраивать предложения в своей речи дети часто ошибаются, особенно это касается обозначения действий и описания качеств объектов. Дальнейшее развитие разговорной речи является предпосылкой для способности к монологам.
Связная речь ребенка среднего дошкольного возраста
Средний возраст дошкольников характеризуется тем, что активизируется словарь ребенка. В этот период многие дети уже имеют понимание о 2,5 тысячах слов.
Дети не только понимают многие из этих слов, но и начинают активно внедрять их в свои высказывания. Дети уже способны к простым обобщениям, могут делать выводы и приходят к самостоятельным умозаключениям.
Структурная составляющая речи также имеет свои недостатки. Строя сложноподчиненные предложения ребенок забывает употребить ее главную часть.
Со временем дети постепенно начинают стремится к тому, чтобы самостоятельно создавать небольшие рассказы, основываясь на картинки и игрушки. Но пока еще рассказы детей больше похожи на пересказ рассказа взрослого. Детям трудно отличить то, что более существенно, а что является второстепенным.
Также им сложно выделить более важные детали в рассказе. По-прежнему связная речь ребенка в большинстве своем носит ситуативный характер. Однако заметно становление основ контекстной речи, то есть речевых высказываний, рождающихся вне текущей ситуации.
Особенности связной речи у старших дошкольников
Старшие дошкольник уже достаточно хорошо владеют связностью речи.
Для того, чтобы развивать мыслительные способности детей, нужно помогать им формировать представления и развивать общие понятия. Так дети быстро научатся обобщать что-либо, делать самостоятельные выводы, озвучивать собственные умозаключения.
В этом возрасте уже достаточно хорошо удается отвечать на поставленные вопросы. Дети умеют составлять не только краткие, но и достаточно развернутые ответы, которые наделены точным смыслом. Дети также уже начинают достаточно неплохо формулировать свои собственные вопросы. Также они могут дополнить или исправить своего сверстника во время диалогического общения.
Речь и мышление
Мыслительная деятельность ребенка очень быстро развивается. Это оказывает мощное воздействие на уровень сформированности и речи тоже. Содержание речи становится богатым, форма грамотна и понятна. Дети начинают хорошо справляться с выделением более существенных деталей в явлениях и предметах.
В старшем дошкольном возрасте дети любят принимать участие в разговорах. Они обладают первичными навыками ведения спора, способны рассуждать, испытывают большую мотивацию, чтобы отстаивать собственную точку зрения, в некоторых случаях пытаются убедить в чем-то сверстника. Они теперь не просто называют предмет или явление, но и описывают их качества и свойства, а также способны выделить наиболее важные их признаки. Они способны проводить устный анализ явлений и предметов.
То, что дети уже способны устанавливать связи между предметами, проявляется в их монологических высказываниях.
Дети способны проявлять разборчивость в выборе новых знаний, а также подбирают более подходящую форму высказываний во время повествования. Все лучше им удается использовать в своей речи сложные предложения, поэтому происходит смещение внимания в их сторону от простых и неполных.
Также дети начинают правильно составлять сюжетные рассказы. Неплохо им удается работать и с составлением описательных рассказов. Однако они по прежнему нуждаются в том, чтобы сначала педагог показал им образец, как это делать. Трудности вызывает задание выразить в своем рассказе эмоциональное восприятие описываемого предмета, явления или ситуации.
Зарождение речевых функций
Дошкольный период характерен тем, что речь отделена от практического опыта ребенка. Начинает зарождаться новая речевая функция – планирующая. Эта функция речи принимает контекстную монологическую форму. Дети приобретают способность строить различные типы связной речи.
Это может быть описание чего-либо, также дети способны рассуждать или повествовать о чем-либо. Причем связная речь ребенка может основываться на наглядных материалах, а может продуцироваться полностью самостоятельно. Становится более совершенной синтаксическая структура: дети все чаще используются сложные предложения.
Таким образом, к началу обучения в школе дети обладают достаточно высоко развитой связной речью.
Связность в разговорной речи
Самая простая и элементарная речь – это разговорная речь. Как правило, она возникает между двумя или более собеседниками. Эта речь носит ситуативный характер. Она обычно эмоциональна, так как люди очень хорошо друг друга воспринимают, взаимодействуют друг с другом не только речевыми высказываниями, но мимикой и жестами, а также темпом речи, интонацией и другими ее свойствами. Обычно во время разговорной речи обсуждается знакомая тема.
Синтаксис такой речи также очень прост: люди склонны использовать незаконченные предложения, часто задают вопросы и отвечают на них, высказывают короткие реплики.
Несмотря на свою простоту, разговорная речь также должна соответствовать определенным требованиям: она должна быть понятной другому человеку, логически выдержанной – только в таком случае она будет справляться со своей задачей общения. Дошкольники способны овладеть разговорной речью хорошо только под руководством взрослого.
Возрастные особенности речи у детей
Дети до трех лет очень легко отвлекаются от разговора. Их участие в диалогической речи во многом зависит от развитости памяти, мыслительных способностей, лексического запаса и степенью овладения грамматическим строем речи.
В 4-5 лет дети постепенно начинают все реже использовать отрывочные высказывания, и все чаще последовательны в своих рассуждениях. Они часто задают различные вопросы. В пять лет ребенок уже может долго разговаривать с собеседником. В это время он может задавать вопросы, выслушивать ответы, сам отвечать на вопросы собеседника.
Становление монологической речи
Монологическая речь более сложная по сравнению с разговорной. Она требует более развернутого содержания, так как возникает необходимость вводить собеседника в курс дела, дать им возможность понять смысл сказанного. Для монолога должна хорошо работать память. Человек должен быть более сосредоточен на содержании своих высказываний.
Монологическая речь еще больше зависит от мышления человека, она имеет более четкую логическую последовательность, чем диалогическая.
Для человека большое значение имеет, умеет ли он рассказывать. Ребенок же использует этот способ общения для того, чтобы познавать что-то новое, проверять собственные знания, высказывать свои суждения и оценки.
Рассказ как элемент речи
Связная речь ребенка будет успешно формироваться только в том случае, если он умеет логически мыслить. Также базовым фундаментом для овладения монологической речью является богатый активный лексический запас и освоение грамматическим строем речи.
Психологи считают, что уже в пять лет ребенок должен быть способен к простейшей монологической речи.
Согласно Д.Б. Эльконину в этот период времени значительно меняется образ жизни ребенка. Он сталкивается с новыми взаимоотношениями со взрослыми людьми. Он осваивает новые для себя виды деятельности.
Это приводит к тому, что функции его речи и ее форма дифференцируются. Появляются новые функции речи: ребенок теперь использует ее для того, чтобы рассказать другим о своих впечатлениях, эмоциях и планах. Ребенок усваивает новую речевую форму – сообщения в виде монолога.
К шести годам дети уже должны свободно рассказывать что-либо и пересказывать. Эти типы речи не только схожи друг с другом, но и имеют значительные различия.
Пересказ в речи ребенка
Пересказ доступен детскому мышления потому, что для его выполнения нужно сначала ознакомиться с образцом. Этот образец оказывает воздействие на чувства ребенка, заставляет его испытать определенные эмоции, что приводит к запоминанию. Таким образом, пересказать что-либо достаточно просто.
Так дети осваивают художественную речь. Ведь в готовом образце, который получают дети, присутствуют употребляемые автором художественные приемы и слова, которые ребенок пытается воспроизвести в процессе пересказа. Пересказывая грамматически и литературно богатый текст, дети усваивают множество речевых приемов, применяемых профессиональными авторами. Поэтому нужно использовать для подобный занятий действительно высокохудожественные тексты.
Сравнительный анализ рассказа и пересказа
В чем же особенность рассказа по сравнению с пересказом? Рассмотрим этот тип монологической речи более подробно.
Рассказ может быть либо фактическим, либо творческим. Фактический рассказ основывается на реальные события, которые сохранились в памяти ребенка – творческая составляющая при этом минимальна. Когда же ребенок составляет творческий рассказ, то он выражает словами продукт собственного воображения.
Если ребенок составляет фактический рассказ, то он должен следить за тем, чтобы его содержание полностью соответствовало тому, что произошло. Он может рассказать о своих ощущениях и представлениях.
Например, к такого рода рассказам относятся рассказы о проведенных выходных, о просмотренном фильме, о каком-либо другом интересном событии. Нужно внимательно слушать, что рассказывает ребенок, так как это поможет определить, что его интересует и как можно на него воздействовать.
Когда дети прибегают к составлению творческого рассказа, они используют вымышленный материал, также они иногда включают в этот рассказ свой собственный опыт, но опыт этот накладывается на воображаемое событие с воображаемыми условиями.
Сказка и речь
Семилетние дети после прослушивания сказки способны сами придумывать сказки, где наделяют различных персонажей фантастическими способностями.
В этом возрасте у детей получается выстраивать грамотную структуру при составлении рассказа, основанного на сюжете, они умеют создавать развязку, включат в содержание прямую речь героев. Однако наполнение рассказов в этом возрасте не всегда отличается логикой и многообразием.
То, что в дошкольном возрасте дети часто занимаются самостоятельной деятельностью, приводит к тому, что дети начинают развивать интеллектуальные функции речи: они способны рассуждать, объяснять как правильно действовать, планировать пошагово что-либо.
Получается, что связная речь ребенка приобретает новые функции – ребенок начинает планировать свою деятельность и регулировать ее с помощью речи. К первому классу обучения в школе дети владеют всеми видами речевой активности, которые доступны взрослым.
Стоит отметить, что дети только в том случае полноценно овладеют связной речью, если их этому целенаправленно обучать. Важными условиями для успешного результата являются: развитие мотивации, формирование потребности в монологической речи, развитость самоконтроля, владение существующими синтаксическими средствами для построения развернутых высказываний.
Важность лексического запаса
Также нужно знать, что связная речь ребенка будет достаточно полно развита только в случае богатого лексического запаса и владения грамматическим строем. Постепенно монологическая связная речь ребенка усложняется, развивается ее формы и содержание.
Также в этом возрасте дети хорошо владеют артикуляцией звуков. Они способны правильно произносить звуки как отдельно, так и внутри слов и предложений.
К семилетнему возрасту активный запас слов равен примерно 4 тысячам. Причем стоит отметить, что различия словарного запаса уже становятся легко различимыми. Некоторые дети знают до 12 тысяч слов в этом возрасте. Качество лексического запаса также подвергается изменениям. Все больше появляется слов, имеющих обобщенное значение.
Также дети уже владеют словами каждой части речи, способны дифференцированно употреблять разные понятия, знают множество антонимов и синонимов.
Дети также хорошо усваивают слуховое восприятие к семи годам. Это помогает им осуществлять самоконтроль в произношении, а также замечать, какие ошибки допускают другие люди.
Итак, к первому классу дети уже практически полноценно используются связную речь, они способны строить развернутые фразы, пользуются в нужно мере грамматикой и лексикой, хорошо применяют фонетику. Все это усвоено на достаточно уровне, чтобы полноценно общаться со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, связная речь – это изложение мыслей в развернутом виде, которое подчинено законам логичности, последовательности и точности, а также грамотно оформление этих мыслей в речь. Связная речь ребенка может принимать форму диалога или монолога. Монолог сложнее диалога. Ведь при его составлении человек целенаправленно передает большой объем информации.
В дошкольный период дети в качестве монолога используют повествование, описание и рассуждения. Монологическая связная речь ребенка должна быть последовательной, логической и связной.
Формирование связной речи – это непростая работа для педагога. Дети не способны быстро усвоить лексику и грамматику языка – ведь это абстрактные явления. Кто-то быстрее усваивает языковые группы, кто-то медленнее.
Процесс формирования речевой активности – это сложное явление, которое с одной стороны зависит от общения со взрослыми, а с другой стороны – от предметно-развивающей среды.