Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются первичные представления о других людях, о труде.
Ребенок получает первые навыки правильных поступков, основы культуры поведения. Самое главное приобретение на данном возрастном этапе ребенка — это формирование его личностных качеств, положительных или отрицательных сторон характера маленького человека.
Зарубежные и российские ученые отмечают важную роль воспитательного процесса ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольному воспитанию в наши дни отводится ряд функций, которые имеют кроме всего прочего государственное значение в обществе.
Важные личностные стороны раскрываются в деятельностной активности. Кстати, наиболее эффективно это осуществляется в рамках ведущей деятельности дошкольника.
У детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.
Сюжетно-ролевые игры правомерно причисляются к распространенным видам игровой деятельности. Играя, ребенок старшего дошкольного возраста активен, самостоятелен, свободно взаимодействует с детьми.
Сюжетно-ролевой вид игры помогает малышу окунуться во взрослый мир.
- В чем состоит особенность сюжетно-ролевой игры?
- Сюжет и виды игры
- Содержание сюжетно-ролевой игры
- Какие роли в игре берет на себя ребенок?
- Сюжетно-ролевые игры — отличительные особенности
- Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития дошкольника?
- Средства организации сюжетно-ролевой игры
- Сюжетно-ролевые игры и речевое развитие
- Руководство сюжетно-ролевой игрой в детском саду
В чем состоит особенность сюжетно-ролевой игры?
Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел.
В игре данного вида всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей. Структурные компоненты рассмотрим далее.
Сюжет и виды игры
Сюжет игры состоит из целого ряда разных событий, объединенных между собой, как в настоящей жизни. Игровой сюжет раскрывает содержание. Все исполнители сюжета имеют свои характеры, тесно взаимосвязаны в игровом пространстве.
В играх бытового характера дети старшего дошкольного возраста играют в семью; в играх с профессиональным уклоном дети ходят «на работу», примеряют на себе роль продавца, медика и т.д.; в социальных играх дети играют в школу, библиотеку и др.
Содержание сюжетно-ролевой игры
На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных представлений о людях, их труде.
Содержание и методика организации игр различны во все возрастные этапы.
Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру, осматривают больному горлышко.
Очень интересно, когда ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.
Трех-четырех-летние малыши играют, используя героев сказок, припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей.
На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием. Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают, пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.
В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских книжек.
Какие роли в игре берет на себя ребенок?
В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли.
Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.
Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки.
Мальчики обычно изображают роль папы, «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ездят на машине».
После «работы» малыш показывает, как он «приходит домой», «читает газету». И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они «большие».
Сюжетно-ролевые игры — отличительные особенности
Отличительная особенность игровой ситуации в том, что дети пытаются мысленно и вербально показать свою «взрослость».
При этом у них возрастает самостоятельность, являющаяся особенной чертой ролевой игры.
Организация и особенности игры помогает детям старшего дошкольного возраста выбрать товарища по игре, создавать игровые правила.
Дети строго следят за тем, чтобы все участники строго соблюдали эти правила.
Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития дошкольника?
Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях.
Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера.
Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался.
Оказывается, дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь. Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша.
Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре.
Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием.
Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным.
Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют.
При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника.
При длительном пребывании ребенка в игровой роли, он вникает в смысл изображаемого.
Средства организации сюжетно-ролевой игры
Чтобы сюжет игры был более содержательным, необходимо использование различных игрушек, предметов из игрового уголка.
Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.
Сюжетно-ролевые игры и речевое развитие
Игровая деятельность ребенка немыслима без использования речи. Посредством слова дошкольник выражает свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, насыщеннее игровой сюжет.
Руководство замыслом игрового сюжета осуществляется посредством речи.
Развитие игры и речи взаимосвязаны. Игра способствует развитию речевых умений, которые явно появляются в ходе игры, но также и игровые умения развивается под действием речи. Малыш комментирует свои игровые действия, выражает свои мысли.
Организация, особенности и значение ролевой игры в общении дошкольников велико. Дети учитывают желания друг друга, учатся отстаивать свой замысел, взаимодействовать друг с другом.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в детском саду
Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого.
У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Сюжетно-ролевые игры требует согласованных действий участников.
Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.
Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно.
Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры начинают с расширения знакомых игровых ситуаций. Постепенно сюжет усложняется, игра приобретает новый оттенок, руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход игрового действия.
Придумывание может и должно быть совместным. Дети старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему. Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить элементы игры, ее структурные возможности.
На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход.
Спустя минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и далее дети могут играть вполне самостоятельно.
Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной работы.
Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности.
Как любая творческая деятельность, ролевая игра, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.