Как организовать труд ребенка в дошкольном возрасте?

Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?

В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.

В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.

С какого возраста начинается трудовая деятельность?

Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.

Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.

Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.

Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?

Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека.  И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.

Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.

Трудовая деятельность

К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.

Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.

Что именно можно считать трудом ребенка?

И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием?  Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.

Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.

Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.

Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для развития мелкой моторики, формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.

Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.

Рассмотрим каждый из них отдельно

  • Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
  • Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
  • Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
  • Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
  • Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
  • Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
  • Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
  • Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
  • Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.

Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.

Разнообразные виды труда дошкольников

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
  2. Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
  3. Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.
Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними, обработки и т.д. Это является очень важными моментами для успешной социализации.

Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.


ПОДПИСЫВАЙСЯ!Каждый день новый рисованный ролик! ПРОСТО НАЖМИ НА СОЛНЫШКО!

Ссылка на основную публикацию