- На что влияет процесс рисования?
- Чем мы учим ребенка рисовать?
- Теория решения изобразительных задач
- Какими приемами мы учим ребенка рисовать?
- Средства рисунка в 3-4 года
- Как учим ребенка рисовать разными средствами?
- Техники, повышающие выразительность рисунков
- Как обучать лепке?
- Конструктивный способ лепки
- Если дети допускают ошибки…
- Любование красотой на занятиях по рисованию
- Введение в красоту
- Как дети воспринимают декоративное искусство?
- Рассматривание натуры
- Общение с художественным материалом
- Общение с цветами
- Любование в рисовании
На что влияет процесс рисования?
Развиваются движения, малыш учится активно показывать в своих первых детских работах свое отношение к предметам и явлениям, свое настроение. По подбору красок психологи определяют душевное равновесие дошкольника.
К примеру, если ребенок рисует с преобладанием черных, серых, коричневых красок – это означает, что ребенку скучно, он в разладе с самим собой или близкими. Или наоборот, свою радость дошкольник, как правило, изображает с помощью желтой, оранжевой, красной красок.
Для развития творческой личности ребенка необходимо создать определенные условия. Уже с двух лет у ребенка должен быть уголок творчества, который помог бы ему, как можно раньше взять в руки карандаши и краски.
Чем мы учим ребенка рисовать?
Исследования, которые проводились, показали, что большинство семей увлекаются фломастерами и карандашами. Реже дают пластилин. И совсем редкое явление – ребенок рисует красками в условиях семьи. Фломастеры – это хорошо, но в сочетании с другими изобразительными средствами.
Что порекомендовать родителям в уголке творчества для детей с 3 до 7 лет?
- Мольберт или просто столик, можно с откидной дощечкой.
- Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, восковые свечи, вату, кисточки разных размеров, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, бархатную бумагу, копировальную бумагу, остатки шерстяных ниток, клей, бумага белая, цветная.
А теперь нужно научить детей правильно и разумно пользоваться всем этим материалом.
Теория решения изобразительных задач
ТВВЗ (теория решения изобретательских задач) предлагает более разнообразные и простые способы обучения детей изображать, творить.
Какие же методические приемы ТВВЗ?
Это:
- кляксография,
- рисование вдвоем на длинной полоске бумаги,
- рисование с секретом в три пары рук,
- рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек,
- точечный рисунок,
- поролоновый рисунок,
- рисование мелом,
- загадочный рисунок,
- рисование через копировальную бумагу,
- метод пальцевой живописи,
- метод монотипии,
- рисование по мокрой бумаги,
- коллаж (аппликация + рисование),
- объемная аппликация, лепка,
- вышивки,
- рисование с помощью открыток.
Педагогам есть из чего выбрать, принять к сведению и передать своим воспитанникам, дать консультации родителям.
Важно только решить вопрос – организовать уголок творчества или больше уделять времени для обучения и развития творческих способностей дошкольников в процессе занятий.
Изобразительная деятельность дошкольников – это художественная деятельность, которая способствует формированию способностей к творческому воспроизведению впечатления от окружающей действительности в графической и пластической форме.
В зависимости от материала и приемов работы с ними, изобразительная деятельность делится на следующие виды: рисование, аппликация, лепка. К видам художественной деятельности относится также конструирование.
В зависимости от содержания изображения, рисования, аппликации, лепки бывают предметными, сюжетными и декоративными. Конструирование делятся на конструирование из строительного материала, бумаги, природного материала, остаточного материала.
В предметной изобразительной деятельности дети передают основную форму образа, его строение, пропорциональное соотношение частей, самые яркие и наиболее характерные признаки.
Сюжетная изобразительная деятельность предполагает изображение нескольких предметов, связанных между собой по смыслу. Декоративная деятельность – это создание узоров, декоративных пластин, птиц, животных.
Какими приемами мы учим ребенка рисовать?
Для того, чтобы изобразительная деятельность была средством всестороннего развития детей, их творческих способностей, учим ребенка рисовать способами и приемами передачи впечатлений от окружающего, вооружить их изобразительными, техническими и композиционными умениями в конкретном виде изобразительной деятельности.
- Изобразительные умения позволяют детям передавать форму предметов и объектов, изображать явления.
- Технические умения – это выбор необходимых приемов работы с материалом, способы пользования изобразительными инструментами, выбор и создание новых цветов и оттенков.
- Композиционные умения – это умения размещать предметы или группы предметов на плоскости, в пространстве, передавать взаимосвязь между ними.
В определенные содержания рисунков прослеживается два основных направления:
1. Совместная деятельность ребенка и взрослого (ребенок дорисовывает рисунок начатый взрослым). Это может быть изображение игровых действий: «Покормим птичку» — воспитатель рисует птичку, дети дорисовывают зернышки, траву; «Украсим лентами веночек» — дети дорисовывают ленты; изображения природных явлений: «Идет дождь» — воспитатель, нарисовав облака, предлагает детям нарисовать дождь; «Засияло солнышко» — дети дорисовывают лучи; дорисовывание части предмета, без которой он не существует или не может функционировать: лопата без ручки, рукавичка без пальчика; украшение опредмеченных форм ритмично расположенными декоративными элементами: фартук, платье.
2. Создание образов предметов, в основе которых содержится форма, приближенная к геометрической: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция (крыша дома, лодка).
Сначала дети изображают образы, строение которых похоже на одну геометрическую форму, затем предметы, объекты, состоящие из двух и более одинаковых форм, далее задача усложняется изображением предметов, в основе которых содержится несколько различных форм. Содержанием рисунков могут быть такие темы: «Мяч», «Аквариум», «Палатка», «Кукла-неваляшка» и тому подобное.
В зависимости от конкретной темы, дети овладевают композиционными умениями: размещают точки, мазки, линии различной конфигурации, образы, похожие на геометрические формы, расположены в один ряд, в несколько рядов, на всей плоскости листа.
При изображении одного образа учить детей размещать его в центре, обеспечивая композиционное равновесие, чтобы изображение не касалось ни одного из краев листа, усваивают последовательность изображения: сначала рисуют основную часть предмета, от изображения которой в большей степени будет зависеть передача всей формы образа (юбка в Неваляшки, туловище у Снеговика, кузов машины), затем меньшие по размеру части, дальше – детали, характерные признаки.
Учить соблюдать пропорциональность между частями, правильно передавать строение, целесообразно выбирать масштаб, чтобы изображение не было слишком большим, не касалось краев листа, но и не было очень маленьким, оставляя на листе неоправданно свободное место.
Помочь детям понять целесообразность размера, формы и расположения (вертикальное-горизонтальное) листа бумаги, подготовленного для рисования. Если предмет высокий, то лист надо разместить вертикально, если длинный – горизонтально.
Выбор формы листа должно осуществляться в контрастном соотношении к основной формы создаваемого образа, размер листа должен быть большим (ни в коем случае не меньше от стандартного А4).
Сюжетный рисунок – это несколько объединенных общим содержанием изображений, выделения среди них главного смыслового центра, передача взаимодействия между ним и другими изображениями, передача впечатления движения, изображение места и времени действия.
Средства рисунка в 3-4 года
Учить детей овладевать главным средством сюжетного рисунка – элементарными правилами и приемами композиции.
На третьем году жизни необходимо дать систему ориентированных заданий, которые помогут детям использовать в своих рисунках средства композиционной выразительности.
Для овладения ритмом, как выразительным средством композиции, предложить малышам задания, которые включают знакомые им игровые действия: «Покормим птичку», «Идет дождь».
На четвертом году жизни целесообразно предложить детям задания, в которых необходимо изобразить несколько одинаковых форм (много шариков, мячей, флажков).
Например, задача «Мамина помощница» (девочка выстирала и повесила сохнуть на веревку носовой платок) способствует овладению ритмической организацией рисунка – размещением изображений в один ряд.
В задании «Летят, мерцают воздушные шарики» учить размещать изображение на всем листе, создавая впечатление движения ритмом повторов и чередований (шарики большие и малые, круглые и овальные, розовые и голубые).
При выполнении задания «Загорелись огоньки в окнах детского сада» учить детей ритмично размещать элементы в несколько рядов.
Учить разделять главный содержательный центр сюжетного рисунка ритмичным размещением изображений, связанных по смыслу с главным персонажем рисунка, изображая их вокруг главного изображения («Осень» — дерево под дождем).
Необходимо выбрать темы рисунков, которые подсказывали бы выбор того или иного выразительного средства композиции, например: «Нанижем бусы», «Цветущие луга», «Зайчики на поляне».
Как учим ребенка рисовать разными средствами?
Учить детей овладевать разнообразными техническими умениями: рисовать цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми красками, пользоваться щетинными и волосяными кисточками, ватными тампонами, заостренными палочками разного размера, пальчиками.
В процессе изображения учим ребенка рисовать и при этом использовать баночки для воды по назначению, пользоваться салфетками, подставками для кисточки. Знать строение кисточки, держать его возле наконечника, карандаш держать недалеко от грифеля.
Лишнюю краску с кончика кисти собирать легким прикосновением к краю посуды. Промывать кисточку перед погружением его в краску другого цвета. Воду менять по мере ее загрязнения.
Стоя у мольберта, желательно рисовать в быстром темпе, рука свободна, движения уверенные, сила нажима достаточная. При изображении выдерживать направление: сверху-вниз, слева-направо, замыкать кривую разными способами, рисовать краской от пятен: прикоснувшись кисточкой к бумаге, расширять ее до нужного размера.
Дать представление об изменении насыщенности цвета карандаша в зависимости от силы нажима на него, фломастер оставляет равномерную, яркую линию. Оба инструмента используются для штриховки в разных направлениях: слева-направо, сверху-вниз, под наклоном.
Познакомить детей с техникой изображения по влажной поверхности листа (по-мокрому), с техникой работы по сухому: ритмичными движениями наносить мазки щетинной кисточкой.
Техники, повышающие выразительность рисунков
— техники «монотипии» (отпечаток), когда детям предлагается на одну из сторон сложенного листа нанести несколько больших пятен жидко разведенной краски, а второй половиной прижать.
Затем развернув лист, получим причудливые узоры, можно также дорисовать изображение;
— пальчиковая техника – когда на каждый пальчик набирается разная краска.
Учить детей рисовать точками, пятнами, разводами.
Успешное владения детьми техническими умениями и навыками осуществляется в момент создания образа при выполнении игровых заданий, в игровых ситуациях.
Как обучать лепке?
В процессе лепки ознакомить детей с пластилиновыми свойствами глины, формировать изобразительные умения, учить приемам лепки правильных геометрических форм: цилиндрической, круглой, дискообразной формы кольца.
Малыши овладевают приемами раскатывания – для образования формы удлиненного цилиндра, скатывания для получения круглой формы, приемами сплющивание формы диска.
Успешное овладение техникой лепки осуществляется при выполнении работ по следующей тематике: «Карандаши», «Столбики для забора», «Печенье», «Орешки», «Шарики», «Бублики» при условии многократного повторения действий.
Конструктивный способ лепки
В младшем дошкольном возрасте дети овладевают конструктивным способом лепки, создают образы предметов, объектов, состоящих из нескольких отдельных частей.
Учатся делить глину на пропорциональные части, знакомятся с приемами скрепления частей: прикладыванием, прижиманием, овладевают приемами работы пальцами: защипыванием, прищипыванием, оттягиванием, вдавливанием.
Вариантами тоже могут быть такие задачи: слепить самолет, Снежную Бабу, гриб, погремушка, блюдечко, птичку, вареники.
Создают дети также и сюжетные работы, объединяя несколько изображений на подставке, вылепленной из того же материала.
Если дети допускают ошибки…
Обучение всегда связано с ошибками. Исправляйте их спокойно, доброжелательно, чтобы не нанести ребенку психической травмы. Не забывайте хвалить малышей за малейшие успехи и достижения. Непременно заканчивайте занятие на положительных эмоциях.
Самое главное – заинтересовать детей и поддержать в них желание познавать новое.
Помните, что мы просто учим ребенка рисовать, и далеко не все должны в будущем стать художниками, но каждый ребенок может научиться замечать вокруг себя красоту, ценить ее и уметь воспроизводить в своей душе, своем творчестве.
Любование красотой на занятиях по рисованию
Красоту увидит и почувствует только тот человек, который способен к этому. Поэтому красота может быть незамеченной. К красоте можно привыкнуть и потерять способность воспринимать ее.
На протяжении всей жизни человек наблюдает, как просыпается солнце, как плывут по небу облака, как кружатся в воздухе снежинки, расцветают сады, прощается с листвой старый парк. И великолепная красота природы становится обычным явлением жизни.
Человек, который потерял способность воспринимать красоту вокруг себя, не может получить щедрый подарок природы — счастье вдохновения. П.И. Чайковский считал, что навстречу вдохновению необходимо сделать первый шаг.
И человека, который умеет настроить себя на восприятие обычного как чуда, уже можно назвать художником.
Занятия по рисованию в дошкольном учреждении должны стать встречей с красотой, донести до детей богатство ее проявления в природе, искусстве, в людях и их произведениях.
Необходимо создавать такие условия для восприятия красоты, чтобы она поразила ребенка, прошла сквозь все органы чувств, вызвала радость, наслаждение, вдохновение. Навсегда оставила свой след в душе.
Введение в красоту
Так, использование диапозитивов вместо репродукций поможет создать эффект присутствия. Когда в темном помещении, где ничего не отвлекает внимание ребенка, на большом экране появляется яркая картина природы с огромными дубами, то сразу возникает желание войти в эту волшебную дубраву.
Помогите малышу сделать первые шаги. Минутку обязательно посвятите тишине.
В восприятии красоты нельзя спешить, неспешность исключает равнодушие. Любое увлечение начинается с молчаливого созерцания, ведь молчанием иногда можно сказать больше, чем словами.
Затем предложите детям вдохнуть эту красоту полной грудью, чтобы она попала в самые глубокие закоулки души. Посоветуйте детям прислушаться к себе: «Чувствуешь? Ты стал немного другим, тебя переполняют новые чувства. Попробуй передать их словами».
Из детских уст будут взлетать слова восхищения. Помогите им найти насыщенные благодарностью красоте слова: Красиво! Прекрасно! Чрезвычайно! Изумительно! др.
Только теперь дошкольники находятся на уровне глубокого восприятия. Они способны погрузиться в мир красоты. И Вам, уважаемые коллеги, предоставляется счастье первооткрывателя — постепенно ввести открытые души детей в этот мир.
Предложите вдохнуть и почувствовать запах воздуха, которыми насыщен весенний пейзаж; получить наслаждение от сладкого аромата цветущей вишни; обнять глазами нежность весенних цветов; протянуть ладони к свету и почувствовать тепло солнечных лучей.
Красота, которая воспринимается всеми органами чувств, проникает глубоко в душу и навсегда поселяется там.
Как дети воспринимают декоративное искусство?
Во время восприятия декоративного искусства дети любуются красотой узоров. Эти минуты любования превозносят тайну красоты и учат чувствовать язык орнамента, цветовую песню росписи.
Так, во время рассматривания петриковских изделий дети любуются щедрым разнообразием цветов. Как широко и свободно раскинул свое сочные листья и яркие ягоды разукрашенный сад.
Как под изумрудом его листья прячутся душистые земляники и полны соком вишни. Какими щедрыми гроздьями свисают ягоды смородины, рябины, калины. Весь волшебный сад переполняется душистым ароматом голубых незабудок, красочных, серебристых колокольчиков ландышей и пышных бутонов роз.
Дети чувствуют, как эта цветущая сказка звучит пением птиц: пересвистываются иволги и заливаются соловьи. Настоящее пламя цветущих красок дарит глазам детей яркость, торжественность и желание еще и еще любоваться этой красотой.
Детям необходимо предоставить возможность пообщаться с этой красотой, насладиться глазами, осторожно коснуться цветущего чуда, обнять ладонями, ощутить его теплоту, высказать свои впечатления.
Рассматривание натуры
Во время рассматривания натуры дети учатся воспринимать обычные вещи глазами художника. Рассмотрел тыкву — и встреча превращается в настоящую сказку, герой которой красуется перед детьми пышными боками, щедрыми формами, яркими оранжевыми щеками и оптимистичным хвостиком.
Еще мгновение — и студия наполняется сочным голосом и веселым хохотом тыквы. Во время общения с натурой дети выражают свои впечатления в комплиментах, подчеркивая признаки, которые больше всего понравились.
Общение с художественным материалом
Во время общения с художественным материалом ребенок любуется хрупкой кисточкой, наслаждается ее нежной щетинкой. Воспитатель обращает внимание детей на искренность кисточки, которая с радостью встречается с краской, принимает ее цвета и с наслаждением отдает листу бумаги.
В мире художественного материала царит гармония. Художник, влюбленный в мир своей мастерской, испытывает желание красок, стремление кисточки, мечты полотна, превращает процесс рисования в творческое наслаждение, работает с вдохновением, не ощущая времени.
Если ребенок не увидит привлекательной красоты художественного мира, не влюбится в благоухание красок, чувствительную пластичность кисточки, нежность пастели, он не перестанет рисовать. Но ее творчество не будет полно любви, радости, вдохновения.
Общение с цветами
Во время общения с цветами перед детьми открывается удивительная красота мира, его эмоциональная душа с чувствительными струнами красок.
Воспринимая цвета, дети не только любуются ими, они чувствуют эту красоту всеми органами чувств: удивляются горячему темпераменту красного цвета, увлекаются мелодичным пением зеленого, наслаждаются медовым вкусом желтого и свежим дыханием голубого, любуются терпким ароматом сказочного фиолетового.
Любование в рисовании
Любование — непрерывный процесс на занятии по рисованию. Во время самостоятельной работы объектом любования становятся сами дети для педагога: с каким восторгом они рисуют, как приятно шуршит бумага под их карандашами, с каким мастерством они держат кисточку, как свободно движется она, объятая детскими пальчиками, какая богатая фантазия помогает детям создать нарисованные образы и т. д.
Восточная мудрость подчеркивает: «Спешите восхищаться человеком, иначе вы упустите радость». Прекрасный человек, который создает красоту! А ребенок, который живет в мире лишь пять лет и уже почувствовал его красоту, вдохнул ее в свою душу и воспроизвел свои ощущения в рисунке — это настоящий талант!
Его рисунок — шедевр!
Поэтому рассматривание детских рисунков обязательно сопровождает любование.
Попробуйте сами удивиться детскому творчеству, восхититься его сказочным содержанием, полюбоваться красочным миром рисунков — и Вы получите большую благодарность: рядом с Вами дети научатся верить в свой талант, создавать красоту, познают счастье вдохновения и будут способны оценить творчества других детей.
Если мы научим детей замечать красоту вокруг себя, видеть необыкновенное в обыкновенном, удивляться, восхищаться красотой, то подарим миру людей, способных оберегать мир как чудо и создавать красоту своей жизнью.