Почему дети не слушаются?

Мальчик проявил агрессию Дошкольное обучение детей


Иногда родители сердятся, что ребенок не делает то, что ему говорят. Однако, прежде чем обвиним ребенка и прилепим к нему ярлык «непослушный ребенок» важно обратить внимание, как мы говорим ребенку, что делать и чего не делать, какие слова произносим при этом и, если он действительно непослушный  ребенок, как мы пытаемся исправить ситуацию.

Слова, которые мы используем

Когда мы беседуем с ребенком, особенно с маленьким ребенком, не следует забывать о том, что уровень когнитивного развития ребенка и взрослого разные, и дети в раннем возрасте понимают все буквально, не понимают переносное значение слова и метафоры, не понимают абстракции, им нужна конкретика и образность представлений тех принципов, на которых их обучают.

Всегда, когда я говорю на эту тему, в голову неизбежно лезут разные примеры из раннего детства моих детей.

Например, моя дочь, которая однажды никак не могла меня понять, когда я ей сказала: «Давай прыгай в ботинки и пойдем!», она сделала большой скачок, чтобы попасть действительно в ботинки и осталась разочарована, что не смогла запрыгнуть в них.

Ребенок не понимает, что за словами «Прыгать в ботинки» скрывается другой смысл и выполнять буквально этого не следует.

Другой пример с моим сыном, которому один раз, выйдя, я сказала: «Вызови лифт, пока я закрываю дверь», и он подбежал к лифту и начал кричать во все горло: «Лифт, лифт!». Когда соседка спросил его, что он делает, он объяснил ей, что мама велела вызвать лифт.

Так понимают дети нашу речь – в буквальном смысле! Когда мы используем абстрактные слова, они для них не несут никакого реального содержания, или содержание вводит в заблуждение.

Не стоит винить детей, что они нас не слушают и не выполняют все, что им говорим. Просто надо говорить так, чтобы дети могли понять, что мы хотим от них.

Слова должны быть простые, буквальные, доступные для детского понимания, что именно мы хотим, чтобы ребенок сделал, или то, что не должен делать.

Есть несколько фраз, которые часто используются родителями, особенно когда мы бессильны и злы, перед своими детьми по какой-то глубоко нашей, родительской причине. Давайте в подобных ситуациях остановимся и взглянем со стороны, чтобы удостовериться в том, насколько бессмысленны наши слова.

Фразы, которые ребенок не понимает

Остановись!

Есть моменты, в которые эта фраза используется многократно для того, чтобы заставить ребенка прекратить что-то делать.

Но что?

Это вопрос, который вызывает у ребенка недоумение. И это полностью логично, потому что сама по себе фраза предполагает остановиться и не бегать или идти, а встать и стоять. Однако если мы используем эту фразу, когда ребенок играет или смотрит телевизор и т.п., то что должен понять под этим малыш? Ведь не указывается, что конкретно ребенок должен прекратить делать.

Он не понимает, что должен остановить, потому что, как правило, осуществляется более одного действия одновременно.

Что именно остановить?

Правило «Стоп!» — за которым следует пояснение, что мы хотим, чтобы ребенок перестал делать прямо в этот момент.

Только так он нас поймет, и, вероятно, выполнит наше желание, вместо того, чтобы на нас смотреть злобно и угрожающе.

Другой эквивалент «Перестань!», «Не так!» – фраза, которая невольно вызывает вопрос «А как?»

Если мы хотим, чтобы «непослушный ребенок» прекратил какое-то нежелательное поведение нужно сказать ему, что именно нужно прекратить и желательно добавить, чем заменить свое поведение, что мы хотим прекратить.

Будь хорошим

Для ребенка невозможно представить себе, что именно мы имеем в виду когда говорим ему «Быть хорошим».

Если бы дети имели знания о том, что такое хорошо, а что плохо, вероятно, пытались бы выполнить эту просьбу, но часто то, что им кажется добром, нас, как родителей, возможно, сильно нервирует.

Если фраза используется для того чтобы изменить поведение ребенка в конкретный момент, то добьемся успеха, если скажем об этом конкретными и ясными для ребенка словами то, что мы имеем в виду под хорошим.

Например: «Будь добрым и перестань кричать так сильно, у меня уже заболели уши. Можете ли вы играть тихо на этом барабане?»

Конечно, тон тоже имеет значение, лучше говорить более спокойно и правильно подобрать нужные слова, которые будут значимыми и запоминающимися для ребенка.

Отлично!

Часто эта фраза используется в обратном смысле, но дети не понимают этого, и вместо того, чтобы чувствовать, что их порицают, они могут испытывать ложное чувство гордости и ложное чувство собственного достоинства.

Поэтому хорошо, когда хвалим ребенка, делать это ясно, что это похвала и обратно, если это заслужило порицания – оно должно быть тоже однозначным, потому что в противном случае вы рискуете создать неправильное впечатление, что какой-нибудь плохой поступок является поводом для похвалы.

Слушай меня!

Слышать непослушный ребенок может, но для него это ничего не означает. Вот почему эта фраза не является достаточной, если мы хотим, чтобы ребенок слушал нас и выполнял то, что мы хотели бы от него.

С технической точки зрения дети, возможно, будут подчиняться и постараются услышать нас, но это мало вероятно понять и выполнить то, что мы хотели бы как продолжение.

Для этого вместо «Услышь меня», лучше использовать другую фразу, с которой адекватно объяснить ребенку, что мы действительно хотим от него – не просто слышать, но и чтобы попытаться понять и выполнить.

Родители должны быть терпеливы и терпимы, если ребенок имеет привычку высказывать свое мнение или поделиться идеей, о том, как это произошло или что-то сделано.

В большинстве повседневных ситуаций дети не имеют намерения, и не хотели бы вызвать родительский гнев.

Тон, которым мы говорим

Конечно, не следует забывать о том, что помимо четкого и однозначного слова, важна интонация и тон, с котором мы обращаемся к ребенку.

Любое сообщение, в котором читается упрек, гнев, возмущение или недовольство, пробуждает у ребенка также гнев, обиду или стыд и чувство вины.

Бессознательно, ребенок сопротивляется этим негативным эмоциям, которые наши слова вызывают в нем и это сопротивление переносится на наши слова.

Каждое слово, которое пробуждает сопротивление, не доходит до человека.

Не удивляйтесь, что ребенок смотрит с непониманием, когда вы ему говорите, а он не делает того, что от него требуется. Если ваши слова были произнесены назидательным тоном, не удивительно, что они столкнулись с неосознанной внутренней защитой ребенка и вообще не дошли до него.

Дети бессознательного пытаются удовлетворить желания родителей. Каждый ребенок хочет, чтобы мама и папа его любили, и сделает все от него зависящее, чтобы они были довольны.

Очень часто за словом «непослушный ребенок» на самом деле скрывается ребенок, который изо всех сил пытается слушаться родителей, но они говорят непонятным для него образом, и тон их заполнен укорами.

В этой ситуации, как ни старайся, чтобы быть послушным родителям, для ребенка это невозможно сделать, потому что произнесенные таким образом родительские послания вовсе не доходят до детского сознания.

Важно помнить, что если мы хотим, чтобы ребенок услышал наши слова и прислушался к ним, то, во-первых наши слова должны быть понятными для него, без абстракции и двусмысленности и во-вторых, следует эти четкие слова произносить спокойным тоном, без упрек и негативных эмоций.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector