Особенности предупреждения эмоциональной агрессивности у детей


Сегодня в детском саду все чаще можно увидеть детей, которые проявляют большую склонность к агрессии: они часто дерутся, ссорятся между собой, толкают других детей, обзывают их обидными словами и отнимают игрушки.

Чаще всего агрессивность проявляют мальчики. В каждой группе, как правило один или два таких ребенка, но они являются причиной напряженной обстановки во всей группе: ведь другие дети пытаются отвечать им тем же, возрастает общая агрессивность в группе. Воспитатель пытается решить эту проблему, но это дается непросто – не всегда понятно, как действовать с агрессивными детьми.

Также воспитателям приходится постоянно слышать жалобы от других родителей, детей которых часто обижают.

Иногда агрессивность является симптомом психического расстройства, но это случается не часто, чтобы можно было утверждать, будто у агрессии существует биологическая предрасположенность. Чаще всего именно атмосфера в пределах семьи может быть причиной проявления агрессии, отношения между родителями, методы воспитания, жизненные установки и система ценностей.

Именно повышенная агрессивность является одной из основных проблем, возникающих в детском коллективе.

Как проявляется агрессия?

Различные формы агрессии проявляются в той или иной степени у каждого дошкольника. Каждый ребенок иногда ссорится с другими, участвует в драках, обзывает других обидными словами. Но со временем, обучаясь правилам поведения в обществе, большинство детей предпочитают миролюбивые формы поведения, чем агрессию.

Но некоторые дети приобретают устойчивую склонность к агрессивному поведению, которое не только сохраняется на протяжении лет, но и развивается, становясь неотъемлемой чертой личности человека. Это приводит к тому, что продуктивный потенциал человека снижается, он теряет способность к полноценному общению с другими людьми, его развитие личности деградирует.

Мальчик и девочка ругаются

Ребенок, проявляющий агрессию, создает проблемы как окружающим людям, так и самому себе.

Причины конфликтов

Особенно часто конфликты между детьми возникают из за игрушек.

Например, несколько ребят одновременно захотели поиграть в одну и ту же игрушку или кто-то захотел отобрать игрушку у другого ребенка. Было проведено длительное наблюдение за тремя детьми.

Одному из них было два года, другому четыре и третьему – семь лет. Интересно, что чаще всего конфликты возникали у младшего со средним, а у среднего со старшим мальчиком. А вот между младшим и старшим конфликты практически не возникали. Интересно, что все конфликты возникли исключительно из за того, кто должен владеть или играть той или иной игрушкой. Также было замечено, что были игрушки, из за которых конфликты никогда не возникали.

Агрессивные дети особенно выделяются на фоне остальных детей тем, как они относятся к сверстникам. Других детей они воспринимают не как друзей, а как конкурентов и противников, которых обязательно нужно обезвредить. Это является отражением глубоких личностных ориентиров, направляющих восприятие других людей врагами.

В чем выражается детская агрессия?

Есть дети, которые проявляют агрессию, которая выражена в следующем:

  1. Повышенная частота вспышек агрессии. В течении одного часа такие дети могут проявлять не менее четырех раз агрессивное поведение против других сверстников. При этом у остальных детей в течении этого времени может не наблюдаться ни одного приступа агрессии.
  2. Прямые физические действия. Большинство детей дошкольного возраста проявляют агрессию исключительно вербальными способами, применяя прямое физическое воздействие на других.
  3. Целью проявления агрессивных действий является не достижение какой-либо цели, а достижение боли и страдания оппоненту.

Агрессивные дети особенно выделяются на фоне остальных тем, как они относятся к сверстникам. Других они воспринимают не как друзей, а как конкурентов и противников, которых обязательно нужно обезвредить. Это является отражением глубоких личностных ориентиров, направляющих восприятие других людей врагами.

Мальчики в агрессии

Если определенные дети стали проявлять склонность к агрессии, то в дошкольном возрасте самое время предпринять нужные меры, чтобы свести к минимуму это проявление личности. Иногда получается так, что дети проявляют агрессию только потому, что не умеют иначе выражать свои чувства.

Как вывести из конфликтной ситуации?

Педагоги должны показать, как правильно выходить из конфликтных ситуаций, не прибегая к физическому и словесному насилию. Для этого важно обсуждать то, с какими конфликтными ситуациями они чаще всего сталкиваются.

Например, можно упомянуть ситуацию, когда кто-то уже играет в игрушку, а другому эта же игрушка очень понравилась. Что тогда делать? Благодаря таким беседам ребенок может улучшить свое поведение, потому что он научится приемлемыми способами выражать свои чувства.

Проанализировав действия склонного к агрессии ребенка, мы можем прогнозировать дальнейшую работу и то, к каким результатам она должна привести. Важно использовать методы, которые бы помогли избавиться от внутренней изоляции, сформировать в ребенке качества, которые помогут понимать чувства других людей, доброжелательность к сверстникам.

Для того, чтобы решить эту задачу, нужно отходить иногда от традиционных методов, практикующихся в детских учреждениях. Традиционные методы воздействия, такие как объяснение, убеждение, призыв поступать правильно – все это не очень эффективно. Также использование соревновательных игр и занятий не приносит должного результата.

Различные игры, проводимые в виде конкурсов и соревнований, формируют отношение детей к другим участникам игрового процесса, как к противникам и оппонентам. Не зависимо от того, победит или проиграет, он формирует в себе чувство отчужденности от коллектива.

В чем состоят задачи по предупреждению агрессии?

Главной задачей специалистов, работающих с детьми, склонными к агрессии – помочь им сформировать чувство общей связи со сверстниками, желание понимать их.

Главное, чтобы воспринимал окружающих не как противников, а как интересных людей, с которыми можно подружиться и вместе что-то делать.

Для того, чтобы предотвратить появление агрессии, можно внедрять систему предостерегающих мер, которые составят основу профилактики агрессии.
Профилактика должны быть направлена на выявление и устранение главных причин склонности к агрессии у детей. Важно понимать, что устранение лишь внешних проявлений агрессивности недостаточно для решения проблемы.

Важно учитывать также не только симптоматику расстройства, но и то, как к этому относится сам ребенок. Очень эффективно использовать правильно подобранные игры, которые организуются специалистом. Это не только поможет скорректировать уже выявленные личностные недостатки, ведущие к агрессии, но и провести полную диагностику, которая может выявить наличие проблемы и показать, как к ней относится сам ребенок.

Профилактика детских расстройств

Профилактика подразумевают организацию коллективных игры, разыгрывание интересных сюжетов из сказок и мультфильмов. При этом ребенок, проявляющий агрессию, должен быть наделен ролями слабых героев, которые нуждаются в защите. Это позволит ему прочувствовать себя на их месте и поможет развить эмпатию.

Следует обращать внимание ребенка на тех качествах его персонажа, которые побуждают проявлять сдержанность и выдержку и побуждают защищать слабых героев. Для того, чтобы работа по коррекцию агрессивного поведения была наиболее эффективна, важно привлекать к процессу и родителей.

Работа с родителями, которые являются ближайшим окружением малыша, должна ориентироваться на знакомство родителей с причинами агрессивного поведения, психологическими особенностями его личности, такими как самооценка и мотивационная сфера. Также важно научить родителей по-новому взаимодействовать со своими детьми. Например, они должны замечать, когда ребенок начинает вести себя хорошо.

Помогать ему выбирать способы поведения. Когда даются советы, нужно оценивать не самого ребенка, а его поступки. Также важно научить родителей новой системе поощрений и наказаний.

Важно понимать, что коррекция агрессивного поведения – это очень длительная и кропотливая работа, которая требует хорошего понимания агрессивных детей. Нужно, чтобы родители брали на себя ответственность за адаптацию их детей к окружающему миру. Иногда нужно поощрять за хорошее поведение, в других случаях – ограждать его от возможности проявить агрессию.

Сама по себе агрессия очень разнообразна. Иногда она применяется в целях самозащиты. Иногда дети пытаются так отстоять свои права. Иногда с помощью агрессии они пытаются удовлетворить свои потребности и достичь желаемого.

Сама по себе агрессия, если она выражается приемлемо, позволяет дошкольнику адаптироваться к новой обстановке, добиваться поставленных задач и узнавать что-то новое.

Но вот если некто с помощью агрессии выражает ненависть и враждебность, то это наносит большой вред. Это может привести к тому, что человек разрушит связь с окружающими его людьми, а также принесет вред самому себе.

Работа с родителями по предупреждению детской агрессии

Важно обучать родителей правильно воспитывать в этом отношении своих малышей. С одной стороны, важно чтобы родители учили своих детей проявлять здоровую настойчивость в достижении поставленных целей. Нужно, чтобы дошкольник умел прилагать усилия, концентрировать свою энергию на достижении поставленной цели.

С другой стороны важно помочь ребенку отказаться от враждебного отношения к сверстникам, к самому себе и к окружающему обществу. Это важно, чтобы малыши не создавали сложности для себя внутренними психологическими проблемами, такими как чувства стыда и вины. Важно, чтобы дети себя уважали и умели уважать других людей.

Важно, чтобы они осознавали свою ответственность перед обществом, умели доброжелательно выстраивать отношения с разными людьми и научились получать наслаждение от жизни.

В процессе коррекции агрессивного поведения можно обсуждать с ребенком, что такое гнев, к каким последствиям он может привести, как некрасиво выглядит человек, когда он злится.

Работая с эмоциональной агрессивностью детей дошкольного возраста, нужно устранять не внешние проявления агрессии, а их причины. Нужно не только учитывать саму симптоматику, но и то, как малыш относится к своему поведению.

Лучшим средством для коррекции является игровая форма деятельности, которая организуется психологом. Это не только позволит устранить проявления агрессии, но и поможет взглянуть на это глазами самого ребенка.

Таким образом, для предупреждения эмоциональной агрессии у старших дошкольников важно проводить профилактику агрессивного поведения, которая наиболее эффективна в виде игровой деятельности.

Ссылка на основную публикацию