Как научить ребенка воспринимать окружающий мир?

Как научить ребенка воспринимать окружающий мир?

Сегодня мы рассмотрим экологические восприятия в дошкольном возрасте. При этом интересно, что всем известное слово «экология» появилось относительно недавно. Впервые его произнес Эрнест Геккель в XIX веке. Для образования этого слова он использовал древнегреческие термины, переводимые на наш язык, как «наука о доме». Согласно Т. Богданцу изначально этот термин использовался для обозначения науки, которая занимается исследованием воздействия людей и животных на природный мир.

Сегодня нельзя сказать, что среди ученых сформировался единый взгляд на то, что конкретно нужно называть «экологией». Однако все согласны с тем, что экология рассматривает существующие в природе взаимосвязи между живыми существами и остальными элементами окружающего мира. Особенно важно изучать деятельность человека, как наиболее активного живого существа в плане воздействия на природу.

Восприятие термина «представление»

Разные области познания по-разному воспринимают и термин «представление». Обсудим более подробно, что включается в это понятие с разных точек зрения.

Философия воспринимает представление, как образ, возникающий в сознании человека о явлении или предмете, увиденном им ранее. Иногда под представлением также можно подразумевать лишь продукт воображения человека или его чувственное восприятие, выраженное через наглядно-образные ассоциации.

С помощью представления в сознании человека хранится все, что становится достоянием памяти в результате практической или интеллектуальной деятельности. Также представление является формой отражения индивидуальных чувств. И, наконец, оно тесно связано со значением, выработанным общественно, выраженным с помощью языка и имеющих осмысленное и осознанное содержание. Благодаря этому мы можем классифицировать существующие представления, выражать вербально существующие связи в виде суждений. Благодаря представлениям можно реализовывать как индивидуальное, так и массовое сознание.

Особенно внимательно термин «представление» изучается в психологии. С. Л. Рубинштейн, С. Н. Виноградова и другие ученые формируют в своих работах теоретические основы для его рассмотрения.

Взгляды психологов на «представление»

Психологи воспринимают представление, как комплекс наглядных образов о предмете или о явлении, который формируется посредством ощущений человека. При этом представление формируется в процессе воспроизводства это явления или предмета в мышлении путем воображения.

Психологи тоже склонны связывать существующие представления человека с его практической деятельностью и восприятием. Представления не способны появиться самостоятельно. Они всегда являются отражением практической деятельности человека, его воображения или припоминания.

Педагоги о представлении

Еще одна область науки, которая рассматривает представления – это педагогика. С точки зрения педагогики представления являются наивысшей формой отражения образных знаний и чувственного восприятия. Представления всегда имеют обобщенный характер. Представление может быть единичным. А чаще всего оно является целым классом, состоящим из комплекса представлений о чем-то одном. Например, об одном человеке у нас может быть множество представлений.

Сущность представлений воспринимается как обобщение имеющихся знаний, выраженных в виде наглядных внешних признаков. По мере взросления человека, его представления изменяются, его кругозор становится более широким, а область интересов и знаний увеличивается. Под воздействием воспитательных процессов а со временем и профессионального обучения представления неизменно формируются. Человеческий опыт растет, творчески изменяются и представления.

Мы в этой работе в виду рассматриваемой нами темы будем понимать термин «представления», как отражение мира природы, сформированного в виде образов, основанных на определенных признаках рассматриваемого предмета или явления. При этом подразумеваться будут только те явления или предметы, которые в данный момент времени не оказывают влияют на органы восприятия человека, а лишь хранятся в его памяти.

Экологические представления

Теперь можно объединить два изученных нами термина, чтобы получить новый: «экологические представления».

Если поискать в тематических научных трудах, то можно заметить некоторые попытки ученых определить «представления» с позиции экологического восприятия мира.

Например, экологические восприятия рассматриваются как комплекс представлений о людях и природе, их взаимоотношениях и о существующих связях и зависимостях.

С точки же зрения К. А. Романовой этот термин подразумевает основные знания и осознание того, как именно действует связь между природой и человеком, а также понимание того, как правильно действовать, чтобы поддерживать экологическое равновесие.

Согласно В. А. Ясвину этот термин нужно понимать, как осознание человеком существующего между людьми и природой единства. Благодаря такому осознанию человек психологически включается в природный мир.

Мы в этой работе будем воспринимать экологические представления, как усвоенные человекам данные о существующих взаимосвязях между животным миром и миром растений, их методах приспособления к условиям природы, а также о воздействии человека на природу и ее загрязнение.

С. Н. Николаева считает, что этот термин обозначает обобщенные знания о том, какие явления и объекты существуют в природе, какие между ними развиты связи, объединяющие их в единую экосистему.

А вот Е.Ю. Замотаева пишет о том, что термин этот обозначает имеющиеся у человека знания об экологии.

Л. И. Пономарева же считает, что развивать экологические восприятия необходимо уже в дошкольный период жизни во время экологических занятий. Причем последовательность получения знаний такова: сначала рассматривается природа, затем человек, а уже затем их взаимодействие.

Экологические представления и взаимосвязь с природой

Согласно проанализированным психологическим и педагогическим трудам можно сделать вывод, что экологические восприятия – это представления в сознании человека о взаимосвязях между человеком и природой. Эти представления объективно отражают реально существующие зависимости и связи в природном мире. Представления об экологии у дошкольников должны содержать данные об окружающей среде и о существующих в ней связях. Дошкольники должны четко осознавать, что их жизнь и их здоровье полностью зависит от окружающего мира.

Особенности представлений об экологии

Рассмотрим особенности развития представлений об экологии. Важно, чтобы эти представления в мышлении человека находили наиболее яркое отражение и сильны эмоциональный отклик. Было замечено, что такие сильные впечатления человек получает в том случае, если информацию он получает таким способом, что учитываются его индивидуальные особенности. Например, люди с музыкальным слухом должны приобретать экологические представления через слуховые приемы, писатели – через слово, а будущие художники – через зрительные образы. Также возможно эффективное сочетание всех этих приемов.

Особенно яркими представления бывают в тех случаях, когда максимально интенсивно участвуют образы. Например, это могут быть те или иные виды искусства. Особенно полезно применять произведения художественной литературы. Важно отбирать особенности объекта так, чтобы они лучше закреплялись в виде представлений. Выбор таких особенностей должен быть связан со спецификой психологии личности. Каждый человек развивает свои собственные представления, которые появляются у него в результате образовательной деятельности и воспитания.

Благодаря представлениям можно направлять отношение людей к природе, менять тип их сознания. Это позволит сформировать прочные связи в осознании системы «природа-человек» и в запоминании технологий взаимодействия с окружающей средой.

Экологические восприятия

Экологические восприятия появляются в результате формирования нового сознания, направленного на экологическое равновесие с природой. человек начинает воспринимать себя, как часть окружающей природы. Взаимодействие с природой позволяет максимально удовлетворить потребности человека. При этом нельзя пренебрегать и потребностями других элементов этой единой системы.

Человек приобретает осознание того, что правильными являются лишь те действия, которые не нарушают экологическую гармонию, царящую в мире. Человек должен стремиться сохранить природу, охраняя ее. Поэтому нужно рассматривать экологические представления, как один из главных компонентов восприятия человеком картины мира.

Невозможно развить экологические восприятия без частых контактов с природным миром. Представления о животном мире становятся одним из ключевых элементов картины мира. Человек пропускает через свои органы чувств и сознание свойства окружающей природы, начинает их ассоциировать с собственным жизненным и чувственным опытом и восприятием красоты.

У человека существует врожденная потребность познавать и осознавать окружающий природным мир. Важно сохранить это стремление к единству с природой.

Невозможно поспорить с точкой зрения В. А. Левина, который считает, что ключевым звеном экологически развитой личности является потребность во взаимодействии с природным миром, которая основана на эстетическом восприятии объектов природы, на получении сведений о природе, на стремлении беречь окружающий мир.

Восприятие природы

Природа воспринимается человеком, как источник наслаждение красотой. Поэтому нужно помогать детям получать эстетическое наслаждение от мира природы. Усиливает восприятие красоты чтение художественной литературы, занятия изобразительным творчеством и другие виды искусства. Нужно знакомить детей с произведениями, описывающими ландшафты, растения, животных и времена года.

Более того, благодаря взаимодействию с реальными объектами природы, люди приобретают знания и пополняют запас научных данных в своей памяти. Например, дети могут вести дневники наблюдения или даже принимать участие в исследовательских проектах.

Взаимодействие с природой

Важно, чтобы взаимодействие с природой изначально осуществлялось на основе принципов экологичности в человеческом поведении. Ресурсы природы нужно учиться использовать рационально, состояние природы сберегать.

Таким образом, развитие экологических восприятий зависит от видов деятельности, от непосредственных контактов с миром природы. Это ключевой элемент восприятия человеком мировоззрения.

Все это позволяет сделать вывод, что существует несколько групп экологических восприятий или представлений:

— человек и природа должны быть частями единого целого;

— природа обладает духовной ценностью для личности любого человека: она помогает получать эстетическое и духовное удовольствие;

— необходимо взаимодействовать с природой рациональным образом: нельзя наносить своими действиями непоправимый вред, неразумное расходование ресурсов может привести к экологической катастрофе;

— важно заботиться о природе и беречь ее, оказывая личную посильную помощь.

Виды экологических представлений

Коротко охарактеризуем перечисленные нами виды экологических представлений:

  1. Мы рассматриваем человечество составляющей единого целого с природой. Люди живут по тем же законам, что и другие объекты природы. Если эти законы нарушать, то возникает дисбаланс, что приводит к постепенной гибели не только природы, но и самого человека.
  2. С помощью природы человек удовлетворяет не только свои материальные потребности, но и получает эстетическое и духовное удовольствие. Благодаря красоте природы можно изменить умонастроение личности, помочь ей почувствовать свою уникальность и связь с миром природы. Необходимо рассматривать природный мир, как партнера для человечества. Благодаря окружающему миру человек может изменить собственные взгляды, свое отношение к людям и самому себе.
  3. Развитие бережного отношения человека к природе, которое проявляется в деятельности по использованию сберегающих ресурсы технологий. Каждый человек так или иначе пользуется ресурсами природы. Когда мы используем дары природы, необходимо воспринимать их как удивительные богатства, которые могут со временем истощиться.
  4. Каждый человек должен оказывать индивидуальную посильную помощь. Для этого необходимо заниматься экологическим просвещением других людей, быть готовым не только получать экологические восприятия и знания, но и заниматься посильной экологической деятельностью.

Формирование экологических представлений

Экологические представления формируются постепенно в результате изучения таких областей знания, как демэкология, синэкология и аутэкология.

Дошкольникам наиболее понятен наука об аутэкологии. Ведь дети видят вокруг себя множество отдельных живых организмов. Например, это растения, которые стоят на подоконнике, деревья и трава на улице, домашние животные, птицы в небе и насекомые в лесу. Где бы ребенок не находился, он видит множество объектов природы вокруг себя. Это помогает ему почувствовать себя частью единой системы.

Насколько развиты экологические восприятия у человека, можно понять из того, насколько сформированы его представления об основных характеристиках экологии.

Мы исследуем экологические восприятия или представления, как непосредственные знания. Поэтому мы считаем, что для определения степени развитости знаний у ребенка можно ориентироваться на характеристики.

Критерии сформированности экологических представлений

Авторы различных научных изданий предлагают разные критерии, по которым можно судить об экологических представлениях. Но все эти разные подходы объединены и общими звеньями. Мы выделили их и определили, что для того, чтобы судить о степени экологических представлений, необходимо оценить научность имеющихся знаний, их полнота и объективность, прочность владения информацией и осознанность в действиях.

Под научностью мы подразумеваем развитие комплекса знаний теоретической направленности о единстве человечества и мира природы. Важно, чтобы человек владел целостной обобщенной картиной, которая бы позволила применять эти знания в тех или иных педагогических ситуациях.

Под полнотой знаний мы подразумеваем всестороннее понимание материала в отношении взаимодействия человека с природой, способность применять эти знания в практической деятельности, иметь конкретные представления и делать личные выводы, подкрепляя их конкретными примерами. Человек должен быть способен самостоятельно находить новые связи между явлениями и предметами.

Объективность мы понимаем как способность человека выражать свои представления в умении находить важные и неважные элементы полученных знаний.

Под обобщенностью мы подразумеваем способность человека соотносить знания.

Прочность мы подразумеваем как умение воспроизводить свои знания в разных промежутках времени, важна точность воспроизведения и умение сопротивляться негативным воздействиям, таким как авторитет и контраргументы.

Осознанность представляет собой личностное отношение к природе, которое оказывает влияние на правильное экологическое поведение.

Составляющие экологических представлений

Проведя анализ содержательной и сущностной составляющих термина «экологические представления», мы делаем вывод, что они развиваются с помощью предоставления экологического образования, представляют собой каркас представлений о мире, являются зависимыми от взаимодействия с природой и от особенностей жизнедеятельности человека. Содержательная часть этих представлений состоит из понимания единства между человеком и природы, осознания духовной ценности мира природы, понимания роли рационального использования природных ресурсов, способность беречь природу и заботиться о ней.

В. А. Чепурнова предлагает определять степень сформированности экологических восприятий или представлений у дошкольников с помощью проверки знаний о

  1. временах года;
  2. растениях;
  3. животных;
  4. неживой природе.

Опираясь на эти рассуждения, можно дать следующее определение экологическим представлениям: это представления о временах года, о растениях и животных, а также о неживой природе и о взаимосвязях между всеми этими компонентами.

Проведя анализ ключевых понятий экологии для определения содержания и сущности воспитательного процесса в дошкольный период, можно сделать вывод: формирование представлений об экологии у дошкольников происходит благодаря тому, что они умеют определять и запоминать существующие связи между объектами и явлениями, которые происходят в мире природы и которые дети могут наблюдать непосредственно.

Формирование экологического восприятия

Чтобы формировать экологические восприятия, как представления у детей дошкольного возраста, необходимо использовать те подходы, которые позволяют опираться на знания о природном мире, и которые дают возможность развивать у детей побуждения заботиться о природе и делать это осознанно. Воспитатель должен так организовать воспитательную деятельно, чтобы все воспитанники могли понять, насколько важно беречь природу, как собственную среду обитания. Дошкольники должны получать удовольствие от наблюдений за природными явлениями и учиться бережно относиться к ним в будущем.

В.А. Ясвин писал о том, что развивать экологические представления у детей дошкольного возраста необходимо посредством формирования у них ответственного отношения к миру природы. Этого можно достичь, помогая им развивать новые мыслительные формы. Например, нужно побуждать их оптимизировать способы использования ресурсов природы, помогать им подчиняться законам экологичного использования природы, нужно изучать местность, где действует человек и стараться оградить природу от разрушительных воздействий.

Если дети будут развивать экологические представления с раннего возраста, это позволит так сформировать их картину мира, что на протяжении всей жизни они будут стараться беречь природу, что постепенно поможет выйти из экологического кризиса.

Только если человек научится действовать в соответствии с системой «природа-человек», можно будет получить пользу от его экологических представлений.

Чтобы решить поставленную цель, мы обозначили следующие задачи:

  1. Помочь дошкольникам развить экологическую осознанность. Важно, чтобы дети имели обязательный минимум багажа знаний. Они должны понимать, как человек влияет на природу и на природные явления.
  2. Нужно помочь детям развивать знания, которые побуждают их рационально использовать природные ресурсы. Они должны стремиться проявлять заботу о животных и растениях. Они могут учиться создавать благоприятные условия для животных детского сада.
  3. Важно, чтобы дети имели гуманное отношение к природе. Они должны понимать, в чем именно эта гуманность проявляется. Для этого нужно понимать работу законов природы.

Таким образом, в моем исследовании главным понятием является термин «экологические восприятия или представления». Мы будем рассматривать это понятие, как сведения о взаимосвязях, царящих между животными и растениями со средой обитания, о методах приспособления живых к окружающей среде, о влиянии человека на природу, о загрязнении природного мира и природных ресурсах.

Ссылка на основную публикацию
Как научить ребенка воспринимать окружающий мир?