Сегодня я хочу поразмышлять на тему вежливости. Что значит быть вежливость, что такое вежливость в прямом смысле этого слова?
Что такое вежливость и ее значение?
Из определения, данного в нашем уважаемом издании Википедии, мы можем видеть, что вежливость — это специфическая черта, характеризующая человека как личность образованную, склонную к добрым делам и хорошим манерам. Вежливость предполагает, что человек умеет уважительно общаться с окружающими его людьми.
Другие источники трактуют вежливость как некий эквивалент нормального поведения в людях. При этом большое внимание здесь уделяется такту и деликатности. Речевой этикет, среди всего прочего, занимает ведущее место и является основой вежливости
Существует очень большое количество форм вежливости, позволяющих нам демонстрировать правила хорошего тона в речевой деятельности и общении людей друг с другом.
Для вежливого общения есть ряд устойчивых фраз, относящихся к речевому этикету. Знание и владение данными фразами, или формами, делает человека успешным и уверенным в социуме, помогает непринужденно общаться и говорит о его культуре поведения.
Быть вежливым не значит лишь здороваться и говорить «спасибо». Можно вообще не употреблять данные фразы, но при этом выглядеть достаточно вежливым. Само поведение человека также показывает, насколько он обладает этим качеством. Манеры двигаться, обращаться, и просто смотреть — эти составляющие также могут сказать о человеке многое, о его вежливости, в частности.
Проблемы воспитания навыков вежливого поведения
В настоящий момент проблема вежливости находится на первом месте среди форм взаимодействия в социуме. Стало общепринятым показывать свое превосходство и амбиции, а это прямо противоположные черты. Все это далеко от вежливости.
В разных жизненных ситуациях человек по-разному может вести себя. Но ни одна из них не дает право вести себя с другими по-хамски. Равнодушное отношение к другим по законам морали допускается, но не приветствуется для уважительного взаимодействия людей.
Все-таки необходимо иметь некую культуру общения с соответствующими формами отношений, будь то словесные или невербальные формы вежливости.
И тут встает вопрос: в каком возрасте начинать формировать вежливость у ребенка? Не важнее ли сначала учить его обычным навыкам коммуникации, формировать у малыша познавательный интерес — как две основы его становления. А слова вежливости появятся в лексике малыша сами по себе?
Однако, нет. Без знания форму вежливости и норм поведения, никакая коммуникация не получится, а знания не пригодятся для успешной социализации.
Проблема еще и в том, что вежливости быстро не научить. Это довольно длительный процесс. Задача взрослого — быть терпеливым, лишь постепенно ребенок будет преодолевать ошибки путем многочисленных проб.
Дошкольный возраст — наиболее подходящий для обучения, в том числе коммуникации и вежливости. Для этого необходимо его тесное общение как со сверстниками, так и взрослыми, не только с родителями.
Но если с чужими взрослыми ребенок еще как-то старается вести себя подобающе и скромно, то со сверстниками и уж тем более родителями дошкольник вдруг начинает кривляться, вести себя чересчур свободно. Совсем уж не вежливо!
Все это потому, что дети видят разницу между теми, с кем они общаются и позволяют себе в связи с этим менять технику общения на ту, которая им привычна с тем или иным объектом общения.
Родители всегда рядом, они сами ведут себя с малышом просто и без признаков уважения — так и малыш начинает вести себя с ними.
Сверстники, обычно, буйно ведут себя друг с другом. С ними тоже вежливость никак не связывается.
А вот чужие взрослые — они всегда поздороваются, спросят о делах. И с ними ребенок будет вести себя всегда сдержанно и уважительно.
Получается, что ребенок видит ту дистанцию отношений и соответствующе ведет себя в зависимости от ситуации.
Поговорим же о правилах вежливости, которым необходимо научить малыша.
Правила вежливости
Как и все, чем мы пользуемся, вежливость имеет свои правила или нормы общения и поведения. Так называемые догмы, как себя вести.
Знать правила и выполнять их — не одно и то же, но стремиться необходимо, если мы хотим быть принятыми в социуме.
С чего начать? Ребенок сам не догадается, что требует общество от него, поэтому малыша уже с раннего возраста следует учить, как, когда и что можно говорить, а чего говорить ни в коем случае и никому, и никогда недопустимо.
Шаги к воспитанию вежливости у детей должны быть мелкими и точными. Объясняя дошкольнику правила вежливости, взрослый должен показать его исполнения в действии. Ну, и конечно же, сам взрослый должен делать так, как учит своего подопечного. Иначе, малыш быстро усвоит главное правило обучения — знай, что делать надо так, но поступать можешь, как вздумается.
Пример взрослого должен стать заразительным в плане вежливости. Вежливый педагог — источник понимания у малыша норм правильного поведения и коммуникации.
Успешное формирование у детей навыков вежливого общения возможно благодаря тому, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие анализирующей деятельности коры головного мозга ребенка, что способствует легкому пониманию смысла требований, предъявляемых взрослым. Это является хорошим основанием воспитывать вежливость в столь юном возрасте.
А так как ребенок-дошкольник испытывает потребность в общении с внешним миром, и ему надо быть принятым, то правила этикета и вежливости будут быстро закрепляться в его сознании.
Правила вежливости можно разделить на несколько категорий, важнейшими из которых можно назвать следующие, которые далее мы и рассмотрим.
Правила общения с незнакомыми и малознакомыми людьми
При встрече с незнакомцем малыш может и вовсе не разговаривать, склонив головку, стоять где-нибудь поодаль. Родители радуются — скромница какой, в разговоры не встревает, не перебивает.
Но это ли вежливое поведение? Отнюдь, нет. Это какое-то отрешение от действительности. Общаться надо с незнакомыми и малознакомыми людьми, если такая встреча проходит в присутствии родителей. Вопрос, как общаться, чтобы было вежливо?
Для этого как раз и существуют особые правила поведения с точки зрения вежливости.
Во-первых, надо обязательно поприветствовать тех, кто пришел в ваш дом или поздороваться, придя самому в гости. Совсем не обязательно распинаться, хвалить. как в доме хорошо, если вы в гостях, как хорошо выглядят тетя и дядя и т.п.
Можно просто скромно сказать: «Здравствуйте». Этого достаточно для вежливого приветствия.
Во время встречи следует отвечать на все вопросы человека. Делать это кратко и правдиво, не прибавляя и не убавляя, не приукрашивая действительность.
Если человек что-то предложить покушать или просто что-то дал, следует поблагодарить, также коротко, сдерживая свою внезапно растягивающуюся во все лицо улыбку.
И, наконец, уходя из гостей, просто сказать «до свидания». При этом можно добавить: «Было очень приятно с Вами познакомиться и пообщаться»
Нормы поведения за столом
Вежливость за столом — это еще одна немаловажная норма поведения. За стол нужно садиться, по возможности, вместе со всеми. Не кривляться, я, мол, не хочу кушать. Я дома поел(а). Или — я это не ем. Ну вот что делать с детской непосредственностью?
Сидя за столом в присутствии незнакомых и малознакомых людей, важно вести себя сдержанно, не накидываться на вкуснятину, отодвигая в сторону «серьезное» блюдо.
Можно сначала покушать то, что предложат. Если аппетит не приходит, можно просто съесть пару ложек, медленно откусывая и также медленно прожевывая. Но лицо страдальческим не делать при этом.
Вежливо будет, если после принятия пищи ребенок поблагодарит за стол. Не надо говорить, как все было очень вкусно. Просто сказать «спасибо», и этого будет достаточно. Это уже будет вежливо.
Тон имеет большое значение. Говорить надо не сквозь зубы, не с хмурым выражением лица и торчащими исподлобья глазами. Глядя хозяину в глаза, сказать спокойным голосом с чуть приподнятыми уголками губ.
Но уж если еда действительно сильно понравилась, то можно попросить маму, чтобы она взяла у тети рецепт и дома приготовила также.
Хозяевам очень понравится, что ребенок так сказал. Впечатление вежливого ребенка останется надолго.
Слова благодарности из уст ребенка всегда благотворно сказываются на взаимоотношениях семей. Своими манерами малыш станет показателем образцового воспитательного климата в своей семье. То, как ведет себя малыш, говорит о правильности детско-семейных отношений и правильном подходе в воспитательном процессе конкретной семейной ячейки.
Так что, если хотите, чтобы уважали вас, научите ребенка правильным манерам, и он прославит вас и ваши старания как родителей.