В системе экологического воспитания каждый из методов выполняет свою функцию. В том числе отдельные методы служат для постепенного проникновения детей в мир природы. К таким можно отнести детское экспериментирование, ознакомление детей с природой в ходе проведения опытов и другие.
Обратимся возможностям использования некоторых методов ознакомления детей с природой в системе экологического образования.
Наблюдение
Метод экологического наблюдения — цель формирование экологических представлений у дошкольников о животном и растительном мире как частицы большого живого организма, демонстрация взаимосвязи в природе, фундаментальное закладывание основы эмоционально-положительного и заботливого отношения детей к этому объекту или явлению.
Этот метод эко-воспитания имеет действенный характер, поскольку ребенок не равнодушный созерцатель природы, она активно действует в ней.
Наблюдения часто связывают с играми, трудом, сбором природного материала, заботой о растительный и животный мир. Наблюдения, во время проведения которых активизируется работа ощущений и восприятий, возникают положительные эмоции, создают надежный фундамент для правильного понимания природы как единого целого.
Эффективность наблюдения, его экологическая ценность зависит от соблюдения воспитателем структуры наблюдения, в частности от обеспечения условий для первоначального восприятия объекта, на основе которого у ребенка появляется его эмоционально-положительный эстетический образ.
Уже с первых минут наблюдения детям необходимо почувствовать отношение самого воспитателя к наблюдаемых явлений природы. Важно также правильно закончить наблюдения, дать детям еще раз пережить чувства, связанные с восприятием красоты природы, полюбоваться ею и вместе с тем обобщить все воспринято. Это легче всего сделать, использовав обобщенный эмоциональный рассказ педагога.
Заканчивать наблюдения следует так, чтобы интерес к объекту не угас, а наоборот, вырос, возникло желание еще больше узнать о нем.
В экологическом воспитании используют наблюдения не только природы, но и деятельность взрослых. Так, например, уже перед младшими дошкольниками можно раскрыть природоохранный содержание труда няни, дворника.
Старшие дошкольники наблюдают за сгребанием опавших листьев и снега, посадкой деревьев и кустарников, формированием их кроны, другой деятельностью взрослых, направленной на оценку и улучшение состояния окружающей среды.
Элементарные опыты
В познании детьми природы значительную роль играет такой метод, как детское экспериментирование и элементарные опыты. Организуя экспериментальную работу дошкольников, следует учитывать одно из важнейших условий ее эффективности: новые знания как результат “открытий” каждого ребенка должны основываться на знаниях, ранее усвоенных им.
Поэтому использованию элементарных опытов всегда предшествует работа с участием других методов (наблюдений, рассказов, рассматривания иллюстративного материала и тому подобное).
Несложные опыты имеют место практически на каждом занятии, где подается экологичный материал. Они также могут быть включены до экскурсий и прогулок, экологических познавательных развлечений и конкурсов. Экспериментируя, дети лучше понимают свойства воздуха, воды и почвы, убеждаются, что различные воздействия на них ведут к различным, часто противоположным последствиям.
Опыты наглядно показывают детям конкретные причины загрязнения окружающей среды. С их помощью, например, легко показать детям, как загрязняется воздух в результате горения огня, курение сигарет, разбрызгивание ядовитых или других летучих веществ (яды против насекомых-вредителей, лака для волос, дезодорантов и тому подобное).
Экспериментирование помогает также установить наиболее эффективные способы охраны природы, выработать собственные правила поведения в природе
Материалом для экологических опытов довольно часто выступают хорошо знакомые детям вещи, которыми им не раз приходилось пользоваться в быту (соль, сахар, масло, мыло, стиральный порошок и тому подобное). Используя их, воспитатель имеет возможность показать детям относительность понятий “полезные” и “вредные” вещи.
Обязательно следует, организуя опыт, убедиться в том, что дети понимают, почему в данном случае использование вроде бы безобидных вещей ведет к негативным изменениям в природе (загрязняется вода, воздух, страдает здоровье людей).
Опыты помогают также показать детям, как пользоваться “вредными вещами” (например, баллончиками, содержащими фреон) так, чтобы их негативное влияние на природу было меньше.
Структура опыта
Чтобы детское экспериментирование стало эффективным путем самостоятельного познания взаимосвязей в природе, воспитателю очень важно придерживаться общей структуры опыта, то есть ставить перед детьми познавательные задачи (лучше всего в форме проблемного вопроса), выслушать детские гипотезы, четко определить условия опыта и обсудить его результаты.
Ведь только такой способ организации элементарной исследовательской деятельности детей приучает их к самостоятельному анализу собственных воздействий на природу, направленного на выявление причинно-следственных связей.
Игровая форма в опытах
Достаточно эффективным является использование игровой формы в проведении элементарных опытов. При этом игровая ситуация создается с участием сказочных образов, придуманных самим воспитателем (тетушка Погода, дядя Ветер, волшебник-невидимка Воздух, Светлячок, сестрички Капельки и тому подобное).
Однако, выбирая для проведения опытов игровую форму, воспитатели должны помнить, что деятельность детей должна включать поисковые действия и реальные, а не игровые преобразования объектов и явлений природы.
Словесные методы экологического образования детей
Важна роль словесных методов, которые, с одной стороны, позволяют детям выйти за пределы непосредственного восприятия, а с другой – обобщают представления о связях и зависимостях в мире природы, полученные путем наблюдений и опытов.
Дети старшего дошкольного возраста, в частности, могут успешно усваивать экологический материал через обсуждение языково-логических задач, то есть небольших проблемных рассказов экологического содержания.
Сущность языково-логических задач в эко-образовании
Ценность языковых логических задач состоит в следующем: проблемный вопрос вызывает у дошкольников активный познавательный интерес, что создает положительные условия для усвоения естественнонаучных знаний. Раскрытие причинных взаимосвязей в природе способствует формированию доказательности, критичности мышления дошкольников.
Использовать языково-логические задачи в ознакомлении с природой предложила Н.Ф.Виноградова, подчеркивая, что следует постепенно усложнять и форму предоставления детям информации о взаимосвязи в природе, и смысл поставленного перед детьми в конце проблемного задания.
Сначала это должны быть задачи, содержание которых базируется на знании внешних особенностей предметов и явлений природы, полученных детьми путем наблюдений. Значение их в том, что они обучают дошкольников проследить сезонные изменения, устанавливать их последовательность и зависимость изменений в живой природе от состояния неживой.
Использовать языково-логические задачи рекомендуют также Н.Ф.Яришева и Н.М.Кот. В предлагаемых задачах основное внимание обращено на раскрытие взаимосвязей человека и природы, показ результатов неправильного поведения в природе.
Результатом обсуждения задач этого типа должно стать осознание детьми своей взаимосвязанности с природой, зависимости природы от человека и человека от состояния природы, а также усвоение детьми конкретных правил экологически целесообразного поведения.