О понятии экологических представлений у детей

О понятии экологических представлений у детей

Считается, что впервые термин «экология» был введен в 19 веке. Первым его использовал в своих трудах Эрнест Геккель. Это понятие имеет древнегреческие корни и переводится на русский «наука о доме». Ученый употреблял это понятие в значении «наука, исследующая взаимодействия живых существ на природу».

Сегодня не существует единого мнения о том, что такое «экология». Однако все исследователи соглашаются друг с другом в том, что экология должна изучать взаимосвязи, которые формируются между живыми существами и природой, причем влияние человечества на природу изучается наиболее внимательно.

Под представлениями будем понимать отражения природного мира, образ, который основан на характерных признаках изучаемого явления или предмета. Когда речь идет о представлениях, подразумеваются именно те явления или предметы, которые в данный момент уже не действуют на органы чувств, но хранятся в памяти личности.

Теперь объединим эти два термина и получим новый: «элементарные экологические представления». Под ним мы будем подразумевать информацию об имеющихся между животными и растениями взаимосвязей с их средой обитания, способов приспособленностей этих организмов к природе, о человеке, являющимся частью природы, о загрязнении природы и использовании природных ресурсов.

Взгляды исследователей на элементарные экологические представления у детей

Согласно С.Н. Николаевой, под экологическими представлениями следует понимать обобщенное представление о существующих в природе явлений и объектов, образуемых между ними сложных связей, которые характеризуют экосистемы и сообщества в целом.

Согласно Д. Н. Кавтарадзе под экологическими представлениями нужно понимать знания на экологическую тематику, которым необходимо обучить каждого ребенка.

Согласно работам Л. В. Кузнецовой, существуют следующие критерия, которые определяют уровень развитости у дошкольников экологических представлений:

  1. Уровень знаний о животных;
  2. Уровень знаний о растениях;
  3. Уровень знаний о неживой природе;
  4. Уровень знаний о временах года.

Исходя из этой точки зрения, мы можем заключить, что элементарные экологические представления – это представления человека о животных, растениях, о неживой природе и временах года, о том, как все это взаимосвязано между собой.

Проанализировав главные понятия экологии с целью определить сущность и содержание процесса воспитания в дошкольниках экологической культуры, мы делаем вывод о том, что развитие экологических представлений у детей заключается в том, чтобы находить, выделять и запоминать такие связи между явлениями и объектами, существующими в природе, которые можно наглядно продемонстрировать детям.

Элементарные экологические представления — методы формирования

Чтобы развить необходимые элементарные экологические представления у детей-дошкольников, нужно внедрять в обучение те методы, которые основаны на знаниях о природе, и которые позволяют сформировать у ребенка экологическую осознанность, мышление и чувства, побуждающие его заботиться о природе.

Педагог должен так выстраивать свои занятия, чтобы каждый ребенок мог глубоко осознать, насколько важно бережно относиться к природе, как к своей среде обитания. Дети должны уметь испытывать эстетическое наслаждение за наблюдениями за природой и явлениями, что поможет избежать небрежного отношения к миру природы в дальнейшем.

Если мы хотим взрастить в ребенке элементарные экологические представления и экологическую осознанность, необходимо передать ему важнейшие экологические знания и установки по отношению к природному миру.

Согласно работам И.Т. Суравегиной для того, чтобы сформировать элементарные экологические представления у дошкольников, нужно стараться развивать в них чувство ответственности за то, как они относятся к окружающему миру. Это возможно сделать, развивая у них новые формы мышления.

Например, нужно распространять идеи оптимизации использования природных ресурсов, побуждать людей подчиняться принципам использования природы, нужно изучать местность, где обитают люди и стремиться оградить ее от их разрушительного воздействия.

Если у детей будут иметься элементарные экологические представления, то это поможет развить такую систему восприятия мира, которая будет побуждать их беречь природу и стараться разрешить существующий кризис экологии.

Элементарные экологические представления только в том случае будут нести пользу, если воспитанники будут иметь представление о системе «человек-природа».

Для решения поставленной цели, нужно последовательно решать следующие задачи:

  1. Нужно помогать ребятам приобрести элементарные экологические представления и экологическую осознанность. Это возможно только если ребенок будет иметь достаточно знаний о природе. Нужно добиться того, чтобы дети хорошо понимали, как деятельность человека может повлиять на природу тех или иных явлений в окружающем мире.
  2. Также нужно помочь приобрести ребятам знания, которые cмогут побуждать их правильно взаимодействовать с природой. Например, дети должны понимать, как правильно заботиться о растениях или о животных на территории детского сада. Дети могут научиться создавать для них наиболее благоприятные условия. Важно, чтобы дошкольники могли осознать, к каким последствиям могут привести их правильные или неправильные действия.
  3. Важно развивать гуманное отношение. Ребята должны иметь знания о том, как гуманно поступать по отношению к миру природы. В силу своих возрастных особенностей дети должны понимать, как работают главные законы природы.

Итак, под представлениями будем понимать отражения природного мира, образ, который основан на характерных признаках изучаемого явления или предмета. Под экологическими представлениями подразумевать информацию об имеющихся между животными и растениями взаимосвязей с их средой обитания, способов приспособленностей этих организмов к природе, о человеке, являющимся частью природы, о загрязнении природы и использовании природных ресурсов.

Чтобы выработать правильное отношение у ребенка к природному миру, нужно формировать у него элементарные экологические представления. Это поможет развивать у ребенка рост познавательного интереса, его эстетическое восприятие мира и природы, гуманистическое отношение к миру животных и растений.


РЕКОМЕНДУЮ ПОЧИТАТЬ
Ссылка на основную публикацию
О понятии экологических представлений у детей