Диагностика экологической воспитанности дошкольников


Для того, чтобы проверить теорию об эффективности использования дидактических игры для внедрения экологического воспитания в старшие группы детского сада, мы провели эксперимент в группе детей в МАДОУ №___ города _________.

В эксперимент было вовлечено две группы воспитанников, в каждой из которых находилось по 15 человек.

Эксперимент в группе детей мы провели в три этапа:

Констатирующий этап эксперимента, во время которого мы продиагностировали экологическую осознанность у детей в каждой группе.

Формирующий этап эксперимента заключался в том, что мы реализовали все описанные в этой работе выше условия экологического воспитания с помощью дидактических игры только в одной из групп – в экспериментальной.

Контрольный этап эксперимента. На этом этапе мы повторно продиагностировали экологическую осознанность у детей в обеих группах и провели анализ полученных результатов.

Критерии экологической воспитанности

Эксперимент в группе детей осуществлялся нами по выделенным заранее критериям:

  • насколько хорошо дети понимают, что нужно заботиться о природе и бережно к ней относиться;
  • насколько хорошо дети владеют нормами поведения в окружении природы и соблюдают ли они эти нормы также в быту;
  • насколько активно заботятся дети о природе, умеют ли они давать адекватную оценку экологическим действиям других людей.

Для того, чтобы наиболее правильно провести констатирующий этап эксперимента, мы подробно ознакомились с методами диагностики, разработанными С.Н. Николаевой. Эта методика была подвергнута адаптации под наши обстоятельства.

Несмотря на то, что обе группы показали примерно одинаковые результаты, все же в контрольной группе наблюдается средний уровень развитости экологической осознанности, а в экспериментальной группе – низкий. Эта разница возникла из за одного ребенка в контрольной группе, который набрал целых 85 баллов и продемонстрировал высокий уровень.

Также хочется отметить несколько детей из экспериментальной группы (это Саша, Аня и Маша), а также несколько из контрольной группы (это Слава, Наташа, Витя и Миша).

Эти дети продемонстрировали хороший объект знаний о том, какие есть потребности у растений и животных. Они правильно и быстро отвечали на большинство вопросов и даже приводили наглядные примеры. Она хорошо знают последовательность всех времен года, а также легко определяют признаки каждого из этих времен.

Эти ребята хорошо справились с заданием по группировке животных на виды, правильно отвечали на вопросы по уходу за ними.

Наташа продемонстрировала также хороший уровень фантазии и творческих способностей, отвечая на вопросы и выполняя задания. Она прекрасно справилась с определением признаков времен года. Также смогла рассказать особенности каждого из них. Видно, что ей знакомо чувство эстетики.

Саша (который ходит в экспериментальную группу) отвечает в целом правильно, но при этом иногда немного ошибается, если дело касается группированию животных по видам, а также не всегда может правильно аргументировать свой ответ.

Витя допускает небольшие неточности, работая с видами растений. Недостаточно хорошо владеет методами ухода за домашними растениями.

Эксперимент в группе детей - Результаты первого задания

Первое задание, которое предполагало работу с изображениями времен года, 40 процентов воспитанников от каждой группы выполнили абсолютно правильно и без подсказок преподавателя. Но иногда детям было трудно описать особенности разных времен года.

Эти дети хорошо справлялись с тем, чтобы установить зависимости в природе, но не всегда могли правильно их объяснить. Иногда дети допускали неточности в порядке чередования сезонов, но благодаря наводящим вопросам легко исправляли свои ошибки. Также наблюдались ошибки при выполнении задания с расположением карточек дерева, растущего в разные времена года в нужном хронологическом порядке.

Особенно трудно было детям определять, в каком состоянии находится погода. Детям сложно давалось выбирать слова, которые бы наиболее точно описывали то или иное состояние.

Результаты второго задания

Второе задание выполнили 50 процентов детей каждой группы. Дети умеют определять объекты живой или неживой природы, также хорошо справляются с характеристикой их особенностей.

Результаты третьего задания

Третье задание стало самым трудным для детей обеих групп. Всего 30 процентов из контрольной и 20 процентов из экспериментальной дали правильные ответы на вопросы, да и ответы эти были верны лишь частично.

Детям трудно далось задание с размещением правильной последовательности периодов роста гороха. Также что касается навыков по уходу за домашними растениями, то они сформированы плохо. Отвечая на третий вопрос, все дети испытывали трудности и справились с задачей только после того, как воспитатель предложил помощь с картинками.

50 процентов воспитанников в экспериментальной группе и 40 процентов в контрольной, работая с последним заданием в целом правильно соотнесли животных с их средой обитания. Дети хорошо понимают, какими признаками обладают представители того или иного вида, каковы их голосовые реакции и поведение, часто допускают неточности при своем ответе.

Проведя анализ результатов диагностических мероприятий, мы убедились в том, что помимо детей с адекватным развитием экологической воспитанности, есть также и дети, показавшие низкий результат. В контрольной группе это составило 30 процентов, а в экспериментальной – 20.

Эти дети часто ошибались даже при именовании тех или иных животных, а также при выполнении заданий по распределению их на разные виды. Им было сложно аргументировать свои ответы. Также они не справились с заданием по определению среды обитания для разных видов животных. Им было сложно также распределить разные растения на виды. И они не справились с заданием по определению особенностей растений.

Дети понимают, какие нужны условия для нормального роста растений, но не знают, как нужно ухаживать за ними в домашних условиях.

Также им трудно дается задание по определению объектов живой или неживой природы. Есть трудности с определением времен года и даже после помощи преподавателя они не справляются с этим заданием.

Эксперимент в группе детей показал, что дети обладают очень низким объемом знаний в сфере природы и экологии.

Таким образом, мы делаем вывод, что в данном учреждении не осуществляется систематический подход к привитю экологической культуры воспитанникам. Мало внимание уделяется наблюдениям за природой, труду, как основному виду деятельности человека. Нет достаточного оснащения для изучения природы и экологии. Не проводятся дидактические игры непосредственно с целью предоставления экологического воспитания.

Мы поставили перед собой задачу разработать методику внедрения экологического воспитания воспитанников старших групп и претворить ее в жизнь.

Ссылка на основную публикацию