Для того, чтобы ребенок в школе хорошо ориентировался в экономических понятиях, работать в этом направлении необходимо уже с 5-6 летнего возраста. И, конечно, в тесном сотрудничестве с родителями.
Основной целью экономики для малышей является формирование навыков и умений рационального использования и интереса к материальным ценностям, развитие экономического мышления, побуждения к деловой активности, ознакомление с современными рыночными отношениями.
В программах ДОУ последнее время появляется раздел «Основы экономической культуры» уже в средней группе, где отмечается, что основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игре.
- Образовательные задачи
- Показатели компетентности ребенка в вопросах экономики
- Как определить сформированность экономических знаний ребенка?
- Образовательные задачи в старшей группе
- Методы экономического воспитания
- Сформированность экономических представлений
- Пути экономического воспитания дошкольника
- Экскурсия как средство экономического воспитания
- Экономическое воспитание на занятиях
- Взаимодействие с семьей
Образовательные задачи
1.Знакомить детей с наиболее часто употребляемыми экономическими понятиями.
Знакомить детей с доступными понятиями из экономики, развивать интерес к экономическим знаниям. Способствовать осмыслению детьми черт характера, связанных с экономикой: бережливость, экономность, трудолюбие, честность. Формировать представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами «хочу» и «надо»; учить определять первоочередные нужды семьи.
Давать детям понимание, что такое товар, для чего он существует, где и как его можно приобрести. Знакомить с разнообразием торговых заведений (магазин, рынок, аптека, магазин, киоск, супермаркет и т.п.), функциональными особенностями каждого торгового заведения.
2.Учить отыскивать экономические явления в окружающей среде, приключениях героев художественных произведений.
Учить детей находить применение вещам, которые вышли из обихода. Рассказывать о переработке вещей и отходов промышленности. Учить сортировать мусор и выбрасывать в соответствующие контейнеры.
Расширять знания о способах хранения продуктов (соления, сушки, консервирования, замораживания).
3.Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности.
Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают, за свой труд получают зарплату, которую тратят для нужд семьи.
Расширять знания о значении тепла, света, газа в жизни человека, экономное их использование.
Показатели компетентности ребенка в вопросах экономики
— оперирует несложными экономическими понятиями: «товары», «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;
— знает об экономном использовании света, воды, газа;
— определяет первоочередные нужды семьи, понимает, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;
— знает, что такое товар, как его можно приобрести;
— знает разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;
— знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;
— знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.
Как определить сформированность экономических знаний ребенка?
Дети старшего дошкольного возраста знакомы с названиями разных профессий, но не совсем точно осознают значение каждой из них; например, недостаточно понимают работу менеджера, хотя это слово у детей уже есть в словарном запасе.
Дети понимают назначение торговых заведений, стараются быть экономными и бережливыми, но осознать правила экономической деятельности им еще трудно. Большинство дошкольников не знает, как обращаться с деньгами, как их тратить экономно.
Дети осмысливают связанные с экономикой черты: бережливость, бережливость, трудолюбие; начинают формироваться навыки рациональных действий. У детей развиты навыки экономного расходования и использования материалов, бережное отношение к вещам, игрушкам, пособиям.
Образовательные задачи в старшей группе
- Формировать у детей основы экономической культуры.
- Учить преодолевать трудности и жизненные неурядицы; воспитывать настойчивость, компетентность.
- Формировать представление о товарах и товарно-денежных отношениях. Давать понятие, что такое товар, цель его существования, возможности его приобретения. Учить классифицировать товары. Формировать нравственное поведение в торговых заведениях, выполняя роль покупателя. Знакомить с понятием «цена»; учить сравнивать цены: дешево — дорого.
Методы экономического воспитания
Давать возможность понять, что за деньги покупают товары, деньгами оплачивают услуги.
Рассказывать детям о цели рекламы, источниках рекламирования товаров: виды рекламы; учить рекламировать товар.
Расширять знания о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; кости отдать собакам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений).
Создавать ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования электроэнергии некоторыми приборами (холодильник, утюг, телевизор, лампочка), сохранение тепла, экономного использования воды. Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи. Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями. Учить выделять первоочередные нужды, собственные и потребности семьи, понимать различие между словами «хочу» и «надо».
Формировать представление о культуре деловых отношений. Уточнять и расширять знания детей об одежде, обуви, прическе делового человека.
Воспитывать опрятность.
Учить оценивать поступки людей, давать характеристику их действиям. Формировать понимание выработанных правил, знать, что их нужно соблюдать, что есть поступки, за которые люди несут наказание в виде штрафа.
Раскрывать роль компьютеризации в ведении хозяйства, дать элементарные представления о калькуляторе. Подводить к выводу, что такое экономика, для чего она нужна.
Сформированность экономических представлений
— знает названия предприятий, особенности их функционирования;
— имеет представление о товарно-денежные отношения, умеет осуществить покупку, классифицирует товар;
— знает, для чего существуют банки; профессии людей, которые работают в банковском деле;
— умеет рационально использовать остатки продуктов питания;
— умеет выделять первоочередные нужды семьи;
— понимает необходимость в соблюдении установленных правил;
— знает и старается экономно использовать электроэнергию, воду, газ; знает, что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.
Пути экономического воспитания дошкольника
Какие же пути экономического воспитания детей дошкольного возраста?
Знакомя детей с правилами бережного отношения к одежде, обуви, игрушкам, посуде, природным ресурсам, мы уже совершаем экономическое воспитание.
Важное значение в экономическом воспитании играет ручной труд (кружковая работа по изготовлению игрушек, икебано, подарков для мам, пап, гостей…). В групповой комнате можно создать «Ящик бережливых и экономных», в которую бы дети собирали лоскутки ткани, нитки, мех, интересные бумажки, а потом использовали бы это все для отделки игрушек, икебано… Таким образом, малыши получают хорошие уроки экономии.
Труд вообще является ведущей экономической категорией, но при условии, если дошкольники будут учить не только различать трудовые действия других видов деятельности, понимать последовательность трудовых операций, но и учиться бережно относиться к результатам своего труда и труда взрослых.
Экскурсия как средство экономического воспитания
Большой вклад в экономическое воспитание делают экскурсии. Они дают детям возможность увидеть воочию то, о чем им рассказывают, чему учат и позже отразить в сюжетно-ролевой игре.
Не менее важными являются экскурсии в природу. Организуя наблюдения за природой, воспитатель тем самым воспитывает бережное отношение ко всему, что его окружает.
Экономическое воспитание на занятиях
Занятия по физической культуре призваны беречь и укреплять малышей, а это воспитывает бережное отношение к здоровью.
У детей шестилетнего возраста нужно начинать формировать начальные представления о финансовых категориях: деньги, цена, стоимость, средства и др.
В доступной форме надо знакомить детей с рекламой, а после ознакомления можно предложить им составить и нарисовать ее самостоятельно.
Закрепить и пополнить знания детей о вышеназванных экономических категориях можно во время таких развлечений, как: «Детям о налогах», «Бизнес в лесу» и т.д.
Взаимодействие с семьей
Не следует забывать о преемственности работы дошкольного заведения с семьями. Ведь только совместно с семьей можно воспитать бережливость и экономичность у дошкольников. Поэтому утром, когда ребенок приходит в ДОУ, он складывает вещи и очень важно, чтобы и воспитатель, и родители обращали внимание на то, как именно ребенок составляет эти вещи. Такие привычки автоматизируют.
Выполнение этих задач будет способствовать более глубокому усвоению детьми первоначальных экономических знаний и проявлению экономических качеств в быту.