Зачем дошкольнику знать экономику?

Экономика для детей Воспитание детей


Экономика детям в детском саду — зачем? А когда я впервые услышала про экономическую осведомленность дошкольников, честно говоря, удивилась: не шутка ли это?

Поэтому, чтобы отбросить все сомнения, решила съездить в соседний детский ясли-сад и посмотреть на дошкольников, которые знают, как сберечь 1000 кВт.ч. в год, как экономически сочетать общее, среднее и комбинированное освещение, а также как правильно распоряжаться семейным бюджетом.

Заведующий яслей-сада Марина Ивановна, которая уже более 30 лет работает в этом учреждении образования, признается, что интерес к экономическому воспитанию деток она проявляла всегда, практически с первых дней работы воспитателем: проводила с детьми игры в этом направлении, обращала внимание дошкольников на экономию света, воды и тепла, развивала первичные представления о деньгах.

А с 2015 года в яслях-саду реализовывается педагогический проект “Экономика детям или Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности”.

Скептики скажут: экономика и дошкольники слишком далеки друг от друга. Но не торопитесь делать выводы. Любое большое дело начинается с мелочей. Так и до экономики не подойти без усвоения основ этой науки. Дети должны понимать: чтобы достать деньги из кармана, их сначала нужно туда положить.

Чтобы быть успешным в жизни и профессии, необходимо быть экономически грамотным — и вряд ли кто-то станет спорить с этим. Ознакомление с основами этой науки следует начинать уже в первом звене системы образования — дошкольном учреждении, ведь экономика детям и первые представления о деньгах и их назначении начинают формироваться в возрасте 4-6 лет. Понимание этих базовых основ стало исходной точкой для администрации яслей-сада при реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников.

Посеянное зерно уже дает свои всходы. За время реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников, а это уже два года, воспитатели отмечают, что у детей сформировался экономический кругозор, воспитанники овладели начальными экономическими умениями, с легкостью оперируют базовыми понятиями финансовой сфере и даже различают эмоциональные отношения от товарно-денежных.

Из шести групп яслей-сада проектом охвачены две средние и одна старшая (дети от 4 лет). Работа всего коллектива направлена в первую очередь на то, чтобы экономика детям была интересной, а занятия проходили весело и с пользой.

Принцип “соленого огурца”

Весь проект рассчитан на три года. В следующем году он завершится, но идея бережливости, которой, кажется, пропитан даже воздух в детском саду, уверена, останется.

Здесь смело можно говорить о знаменитом принципу “соленого огурца” В. Ф.Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот метод в своей педагогической практике.

Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.

Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым.

Так и здесь: экономика на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, мюзиклы, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.

Предметно-развивающая среда

В учреждении огромная роль отводится развитию предметно-развивающей среды — основного условия для формирования экономической осведомленности. В группах расположены игрушечные банкоматы, терминалы, кассы, устройства для считывания штрих-кодов.

Кстати, педагоги стали замечать, что в игре “Магазин” дети все чаще расплачиваются пластиковыми карточками, а не наличными деньгами.

Экономика детям — игровые методы

Дети активно включаются в сюжетно-ролевые и дидактические игры, цель которых — сформировать бережное отношение к окружающему миру, а также научить детей обдуманному расходованию как финансов, так и природных ресурсов.

Пример одной из таких игр. В центр кладут карточку, где изображен, например, бюджет семьи, а детям предлагают обдумать, что они купят в первую очередь:

  • один ищет карточку с покупками,
  • другой отправляется платить за квартиру,
  • а кто-то, прежде всего, находит карточку, где изображено море.

Так дети учатся расставлять финансовые приоритеты.

Практические навыки экономики

Умения обдуманно принимать решения уже пригодились ребятам в жизни. Мама одного из воспитанников рассказала, что, когда однажды ее четырехлетнего сына пригласили на день рождения, Дмитрий сразу задумался про подарок: “Машину, как у меня, я не смогу подарить — это дорого. А я еще не зарабатываю деньги. Зато могу нарисовать рисунок для друга”.

Экономические сказки

Еще один действенный средство воспитания бережливости, чувства меры, щедрости и трудолюбия — экономические сказки. В яслях-саду каждая сказка — это мини-программа экономического образования.

Легче всего детям донести информацию именно через сказки и игры. Родители не всегда обращают внимание детей на скрытый смысл сказок, полагая, что и так все понятно. Но с ребенком нужно каждую идею проговорить, сделать совместные выводы.

Экономические ситуации

Разнообразие экономических ситуаций позволяет придумывать множество сюжетов, где главные герои учат детей разумно подходить к решению финансовых вопросов, использованию природных богатств.

Для большей наглядности в саду смастерили дидактические куклы, которых зовут Электроша, Капелька и Экономика. Они помогают взрослым ввести детей в сложный мир экономических отношений.

Экономические понятия детям

Но экономика неразрывно связана и с такими не совсем приятными понятиями, как “алчность”, “жадность”, “нажива” и “транжирство”. На словах дети с трудом воспринимают новые понятия, а если они образно оформлены в виде текстильных некрасивых и даже некрасивых кукол, которых зовут Фекла Жадная и Михаил Транжыра, то, будьте уверены, дети навсегда их запомнят.

Старшие воспитанники знаком и с такими понятиями, как “мировые деньги”, “реклама”. Вместе с родителями воспитатели детского сада организовали банк мировых денег, где детям наглядно демонстрируется валюта других стран, а также единая денежная единица стран Евросоюза. Чтобы дошкольники запомнили продукцию предприятий своего города и страны в целом, на упаковке бутафорских продуктов воспитатели сделали наклейки с символом своего города и страны.

Если предложить нашим детям сделать товар своими руками — вылепить, смастерить из конструктора или нарисовать картину, а потом придумать рекламу своей продукции, то мы увидим, какие умные экономисты и маркетологи могут в будущем получиться из наших воспитанников. Дети умеют выделять только самые ценные характеристики своего товара и убедительно докажут, что он лучший и необходимый в хозяйстве.

Дети в помощь родителям: планируем бюджет вместе

Взрослые нередко отгораживают детей, особенно дошкольников, от участия в экономической жизни семьи, считая, что не следует забивать голову ребенка денежными проблемами. А потом сами удивляются, что дочь или сын ничего не знает, не ценит деньги, волнуются, как он будет жить самостоятельно.

Нередко в магазине приходится наблюдать такую картину: ребенок настойчиво просит купить ему конфеты. Ответ родителей, как правило, звучит кратко: “Это дорого”, “Тебе это не нужно”.

Отсутствие опыта в распределении семейных доходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что в дальнейшем у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.

Хотя несложно, стоя с ребенком перед прилавком, найти минуту своего времени и рассказать, что 1 рубль меньше, чем 2, а банан принесет больше пользы, чем шоколадка, да и стоит дешевле…

Из таких, казалось бы, простых для взрослого шагов и начинается экономическая осведомленность.

Деятельность родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно сильно.

Задачи, связанные с различной хозяйственной деятельностью, родителям приходится решать ежедневно. Необходимо взять за правило приглашать к планированию и осуществлению этих задач своих детей. Тогда для них легче станет представить предстоящую самостоятельную жизнь, планирование финансов и трудовую деятельность.

Для этого родители должны распределять домашние обязанности, в том числе на детей, продумывать вместе с ними режим дня, вместе решать, из чего складывается доход семьи и куда тратятся финансовые средства.

Формы работы с родителями по экономическому воспитанию детей

В яслях-саду используют разнообразные формы работы с родителями.

Экономика детям это экономические беседы, занятия, деловые игры, консультации, родительские собрания, стендовая информация и даже игра в КВН с участием мам и пап.

Для родителей предлагается серия развивающихся мультфильмов “Азбука денег тетушки Совы”.

Совместный просмотр уроков “Осторожно: деньги!”, “Кредиты и депозиты”, “Умение экономить”, “Потребности и возможности” учат детей самостоятельно распоряжаться деньгами, помогают разобраться с понятием “экономическая безопасность семьи”, рассказывают, как обуздать свои потребности.

Практика показывает, что у многих родителей экономика детям вообще не нужна, а экономическое воспитание заканчивается фразой “Деньги на деревьях не растут”. Но финансовая осведомленность имеет в виду не просто разговоры, а реальные действия. Детям нужно видеть наглядные примеры, иначе результата можно не ждать.

Определенную помощь в познании тайн семейного бюджета окажут различные деловые игры совместно с родителями. Мам и пап просят также не забывать о таком важном моменте, как поручения, связанные с деньгами: сходить в магазин, самостоятельно купить продукты и принести обратно остаток. Это важный и переломный момент для каждого ребенка — если он видит, что ему доверяют!

Как заинтересовать ребенка?

Не забывают в яслях-саду и о самом важном составляющей: чтобы чему-либо научить ребенка, необходимо его заинтересовать. А интересуют детей прежде всего игры и сказки. На это и был сделан упор в учреждении. Воспитанники даже поставили экономический мюзикл, где хитрая лиса не хотела готовиться к зиме и потратила все деньги на новую шубку. А волк, наоборот, подошел к вопросу зимовки основательно: заменил в доме батареи, поставил стеклопакеты, утеплил стены. Так дети наглядно объяснили, кто в итоге оказался в лучших условиях.

Сегодня родители с гордостью делятся приятными наблюдениями: дети стали следить за тем, чтобы зря не включать свет в доме, закрывать кран с водой, при распределении семейного бюджета определять, что первичное, а что вторичное, обращать внимание на цены в магазине.

Вот в таких базовых понятиях и заключается экономика детям, экономические навыки для дошкольников. Потом эти знания станут уверенной основой для более важных экономических навыков.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector