Эстетическое воспитание ребенка

Определение эстетического воспитания

Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Мы хотим, чтобы наши дети выросли развитыми и счастливыми, а для этого необходимо привить им огромное множество ценностей и навыков. Сюда включается и способность ребенка воспринимать красоту природы и искусства, способность самостоятельно творить что-то, вести себя достойно в окружении других людей и т.п. Процесс формирования в личности ребенка этих способностей есть не что иное, как эстетическое воспитание детей.

Эстетическое воспитание малышей дошкольного возраста включает в себя не только способность воспринимать искусство (так называемое художественное воспитание), но и отношение к трудовой деятельности, быту, нравственные качества личности, проявление чувств, фантазии и воображения.

Можно дать еще определение термину «эстетическое воспитание детей» - это организация процесса жизнедеятельности ребенка, в которой задействованы средства, направленные на развитие эстетических способностей, познание красоты в природе, искусстве и жизни человека, способность дать эстетическую оценку всему, с чем он сталкивается и сформировать к этому эстетическое отношение.

Обоснование эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Девочка у мольбертаПочему важно уделять этому особое внимание в самом раннем возрасте. Дело в том, что потребность воспринимать красоту в разных ее проявлениях заложена в человека с самого рождения. От этого зависит полноценное развитие личности, способность адекватно реагировать на окружающую действительность, здоровое эмоциональное развитие и взаимоотношения с людьми.

С самых ранних лет ребенок учиться любоваться тем, что привлекает его взор. Для этого родители используют различные средства. Сначала это могут быть большие красивые игрушки или рисунки на обоях в детской комнате. Затем он воспринимает красоту пения колыбельной, которую поет ему мама или звуки красивой музыки. Со временем ребенок начинает замечать игру солнечных лучей в комнате, а также смотри мультфильмы и красивые книжки. Все это рождает в его сознании массу сильных радостных чувств, восторг и удовольствие. Если эту способность воспринимать прекрасное вовремя направить в нужное русло, используя все доступные средства, это поможет ребенку вырасти счастливым человеком, умеющим находить радость в любых обстоятельствах.

Задачи воспитания эстетики

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста условно делится на две разных по направлению, но очень тесно взаимосвязанных между собой, группы. Каждая группа при этом преследует свои задачи и использует свои средства.

Первая группа относится к формированию способности воспринимать прекрасное. Сюда включается способность понимать и чувствовать красоту в предметах искусства, проступках людей, в природе. Развитие художественного вкуса и формирование потребности в соприкосновении с прекрасным также включается в задачи первой группы.

Задачи второй группы связаны с тем, чтобы научить ребенка самостоятельно творить что-то красивое: рисовать картины, лепить и конструировать предметы, петь, танцевать и двигаться под мелодию, красиво выражать свои мысли.

Причем очень важно, чтобы обе задачи обеих групп были тесно переплетены друг с другом. Дети с самого начала, как только у них появляется такая возможность, способность и средства для этого, должны не только воспринимать прекрасное в окружающей действительности, но и самостоятельно творить что-то новое и столь же прекрасное. У них должно быть четкое осознание того, что они имеют тесную связь с миром, и сами способны делать его более приятным и привлекательным.

Условия эстетического воспитания

Дети рисуютВажнейшим условием эстетического воспитания ребенка является его постоянное окружение. Среда, в которой находится малыш с самого рождения, оказывает наиболее сильное воздействие на эстетический вкус, которое сохранится на протяжении всей его жизни. Если обстановка вокруг ребенка будет красивая (пусть и не богатая), если он будет наблюдать за красивыми взаимоотношениями родителей, слышать от них приятные слова и музыку, если дома всегда будет порядок, то с самого детства это станет для него нормой. Все, что отличается от этого, будет восприниматься ребенком, как что-то неприятное и ненормальное.

Важно, чтобы и дома и в детском саду было правильно организовано пространство – были предоставлены все нужные средства для развития эстетического чувства, все вещи стояли на своих местах, не было ничего лишнего. Красивые картины и декоративные предметы также обязательно должны быть в наличии. Важно, чтобы окружение ребенка соответствовало таким требованиям:

  • Функциональность и целесообразность. Наличие предметов и их место положения должны быть оправданы и служить определенной цели и выполнять конкретные задачи.
  • Чистота и порядок.
  • Грамотное использование цветовой палитры.
  • Визуальная взаимосвязанность всех предметов, создающая гармоничную атмосферу быта.

Сами родители могут с рождения подавать ребенку пример в том, чтобы соблюдать три важнейших правила эстетики:

  • Жить посреди красоты
  • Замечать красоту и радоваться ей
  • Создавать красоту, используя все доступные средства.
  • Средства воспитания чувства эстетики

Чтобы эстетическое воспитание деток дошкольного возраста имело успех, важно вооружиться полным комплектов методов эстетического воспитания.

Эстетика быта. Оформление и обустройство быта ребенка способствует формированию в нем способности чувствовать красоту окружающего пространства, а также побуждает создавать и беречь окружающую красоту. Художественное оформление, порядок, чистота, гигиена, стилистическая выдержанность, средства для уборки помещения – все это, безусловно, оказывает наиболее мощное воздействие на эстетическое восприятие мира ребенком.

Художественные произведения. Стены и другие предметы быта должны быть украшены предметами живописи, графиками, небольшими скульптурами и др. Натюрморты, картины с изображением пейзажов и портретов, гравюры, гипсовые статуэтки, декоративные изделия из дерева и стекла – все это прививает в ребенке потребность к эстетическому окружению. Различные мероприятия в детском саду или дома могут иметь музыкальное сопровождение. Музыка, как таковая, очень благоприятно влияет на развитие личности ребенка. Если дома часто звучит музыка, это развивает организованность, собранность, чувство ритма.

Природа. С самого раннего возраста важно как можно чаще выводить ребенка на природу. Это не только полезно для его физического здоровья. Это позволяет его наблюдать за тем, как гармонично все устроено, как велико богатство красок в разные времена года. Все это он начнет замечать постепенно в отражении прекрасных художественных картин и других произведений искусства. Нет лучшего учителя по эстетике, чем сама природа. Детям дошкольного возраста принесут немало восторга организованные экскурсии на природу: в лес, на полянку, к речке или озеру. В каждой местности есть красивые места, куда можно смело сводить детей. Обычно пережитые во время экскурсии впечатления остаются в памяти ребенка на всю жизнь и это воспитывает в них способность видеть прекрасное.

Обучение. Также можно целенаправленно обучать детей эстетике. Для этого используются различные виды деятельности: игры, чтение книг, просмотр фильмов и передач, спектакли и т.п.

Организация самостоятельной художественной деятельности. Важно создать условия, способствующие тому, чтобы ребенок с удовольствием творил что-то сам. В учебном пространстве необходимо создать зоны, каждая из которых выполняет свои задачи и оборудована и снабжена материалами для творчества. Дети должны иметь возможность свободно этим всем пользоваться. Задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить разнообразие творческой деятельности детей, снабдить их всем необходимым как для рисования, лепки, коллекционирования картинок и т.п.

Итак, эстетическое воспитание является целенаправленной деятельностью, в результате которой ребенок учится видеть красоту окружающего его мира. Ребенок обретает умение создавать красивые рисунки.

Дети у плакатаЭстетическое воспитание включает в себя вызывание у детей различных эстетических переживаний, которые впоследствии дети реализуют в своих творческих, чаще художественно-изобразительных замыслах.

В результате приобщения ребят к миру прекрасного формируются воображение, творческое мышление и чувство художественного восприятия.

Замечено, что уже в младенческом возрасте малыш протягивает руки ко всему яркому и красочному. Т.е. в нем изначально от самого его рождения заложена тяга к прекрасному. На протяжении всего детства необходимо поддерживать это стремление к красоте.

Этому способствует воспитание детей эстетике, которое успешно реализуется в стенах детского образовательного учреждения, использующего для этого все возможные средства и формы.

Важность этого процесса невозможно переоценить. Ведь то, каким видит ребенок окружающий мир, оказывает огромное влияние на формировании его личностных качеств и закладывает прочное основание для определенного характера.

Дети, умеющие видеть прекрасное в окружающем их мире, способны с самого раненого возраста не только испытывать множество положительных эмоций, но и начинают поддерживать красоту вокруг себя. Их легче приучить к порядку и чистоте, они легче соглашаются на то, чтобы убрать после себя комнату и приучить выбрасывать мусор в специально предназначенное для этого место. Такие дети лучше следят за собой: прической, чистотой и опрятностью одежды, манерой поведения. Они также с удовольствием способствуют развитию эстетической обстановки вокруг себя. Это отражается в желании украсить место быта.

Дети с развитым эстетическим восприятием обладают более богатой и красивой речью. Они легче устанавливают контакты с другими людьми и поддерживают с ними хорошие отношения. Все эти качества и навыки будут положительно влиять на жизнь ребенка и после его взросления.

Ссылка на основную публикацию