Что значит музыка для ребенка, и как она воспитывает?

С какого возраста надо начинать музыкальное воспитание?

Конечно, с колыбели. А и действительно, когда мать укачивает ребенка,она всегда напевает колыбельную или свою любимую песню.

Слушая ее, малыш успокаивается, приобретает состояние психологического равновесия. И это, возможно, рождает первые ощущения прекрасного в маленьком человеке.

Медики утверждают, что недостаток в жизни современных детей благодатных звуков вызывает болезни. Ребенок чаще слышит выстрелы, бранные слова, ужас по телевизору, чем нежное пение матери.

Обидно, но родители обычно не придают этому значения, они просто не знают, что благодатные звуки природы и музыки имеют огромное влияние на организм на физиологическом уровне.

Дети с музыкальными инструментами

Воспитание музыкой в детском саду

Первым звеном в общей системе эстетического воспитания является детский сад.

Именно здесь начинаются первые шаги ребенка в страну прекрасного – в мир музыки.

Педагоги стараются находить необычные, интересные формы работы с детьми. Я, как музыкальный руководитель, стараюсь делать все возможное для всестороннего развития детишек: интересуюсь новинками музыкальной литературы, проблемами эстетического воспитания и,учитывая требования современности, ищу путей совершенствования формирования гармонично развитой личности.

Организацию музыкальной деятельности и воспитание музыкой осуществляю по принципам интеграции – гармоничного сочетания в различных жизненных ситуациях фрагментов музыки, живописи, поэзии, литературных отрывков, театрализованных действий.

От увиденного и услышанного ребенок может выразить свои чувства через ритмопластичную импровизацию, создавая образы ветра, солнца, цветочка или сказочного персонажа.

Внутренне-интегративные связи в музыкальном искусстве возникают на уровне взаимодействия разножанровой музыки и способов ее исполнения (например, сочетание вокальной и инструментальной музыки объединяет пение и игру на инструментах, сочетание инструментальной и танцевальной музыки – игру на инструментах и движения).

Влияние музыки на ребенка

Музыкальная деятельность имеет цель, прежде всего, волновать ребенка, приносить ему радость.

Музыка становится поводом радости и тогда, когда она превращается в игру, в которой дети поют, играют на инструментах, двигаются, получая от этого эмоциональное наслаждение, поэтому для распевки на музыкальных занятиях использую игровые песни, которые можно сочетать с элементами пальчиковой игры, любых ритмических движений.

Трудно переоценить значение музыки в воспитании благородных черт. Скажем, замечательная песня о Родине вызывает у ребенка чувство искренней любви к родному краю, песня о дружбе – стремление быть отзывчивым товарищем.

А как любят мальчики и девочки песню про маму! И это потому, что музыкальное произведение, если он хороший, помогает передать их любовь к самому родному человеку.

Народная музыка как средство музыкального воспитания

В музыкальном воспитании много значит народная музыка. Из нее мы узнаем о мыслях и надеждах, историю того или иного народа. Привить любовь к народным песням означает вызвать интерес к творчеству других народов. Во время занятий знакомлю детей с прекрасными народными произведениями, классикой, доступной дошкольникам.

Искусство постоянно обогащается новыми музыкальными произведениями, ритмами, движениями, открывает все более широкие горизонты в мир прекрасного. Дети перед телеэкраном смотрят не только мультфильмы и кинофильмы, но и различные талант-шоу.

По моему мнению, конечно нужно осовременивать детские мероприятия в дошкольном учреждении, но нужно это делать осторожно, не использовать модные ритмы, совсем не естественные и чужие детской психологии.

Воспитание музыкой в кругу семьи

Родителям тоже полезно обратить внимание на то, какую музыку слушают они и их дети, поэтому мы освещаем информацию для них в родительских уголках, на сайте ДОУ.

Приобщение детей к музыке одними педагогами недостаточно. Он является лишь помощником в воспитании ребенка, который учится, прежде всего, у родителей.

Большинство их не имеет музыкального образования, но это и не обязательно.

Достаточно уметь правильно интонировать, выразительно выполнять танцевальные движения. Дома можно повторять репертуар, с которым ребенка знакомят в детском саду.

Кроме того, воспитание музыкой на домашних музыкальных занятиях есть возможность знакомить детей с новыми музыкальными произведениями, которые знают родители. Ребенок очень эмоционально реагирует на голос и движения своих родителей, с удовольствием подражает их.

Обогатить представление ребенка о звуковой палитре музыки помогут также разнообразные музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник).

Можно устроить импровизированное выступление такого оркестра перед гостями и родственниками. Такое творчество принесет огромное удовольствие, прежде всего, ребенку.

Все родители хотят увидеть в своем ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности. Кроме того, все хотят видеть своего ребенка добрым, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту окружающего мира. Эти замечательные человеческие черты можно воспитать с помощью искусства.

Итак, учитывая все аспекты, надо сказать, что музыка нужна ребенку для обогащения духовного мира, развития творческих способностей, воспитанию нравственных качеств, пробуждение чувства любви к Родине, к красоте окружающего мира, развития эмоциональной чувствительности.

Ссылка на основную публикацию