Народная педагогика в воспитании ребенка

Ученые, особенно последнее десятилетие, довольно активно работают над изучением воспитательного опыта народа. Они опубликовали ряд научных трудов по этнопедагогике разных народов.

Первой среди них стала публикация Г. Виноградова “Народная педагогика”. Это небольшая работа, написанная в виде набросков. Автор поставил перед собой задание — привлечь внимание исследователей к изучению народной педагогики, определил программу сбора материала с надеждой на то, что поставленные здесь проблемы будут побуждать других к разработке.

Интерес к народной педагогике в наше время растет. Одним из ярких свидетельств этого является заметная активизация за последние годы публикаций о народной педагогике на страницах периодической прессы.

Одной из них является статья в журнале “Днепр”, Чтобы“ роду не было переводу”, где говорится о рыбаке из села Покрова Очаковского района Николаевской области Луке Ивановиче, который наизусть знает весь свой род. Автор подчеркивает необходимость сохранения этой и других традиций народной педагогики. “Конечно, – отмечается в статье – не все средства народной педагогики равноценны и должны слепо копироваться, но наиболее целесообразные из них стоило бы использовать, поскольку человеческий опыт базировался преимущественно на знании детской психологии.

Дети у самовара

Технологии и современные методы, что не редко оторваны от жизни, не всегда дают на практике желаемые последствия”. Один из самых существенных продуктов современной семейной педагогики, по мнению автора статьи, заключается именно в том, что “мы осознанно или бессознательно отказывались от веками установленного и испытанного опыта и за это должны расплачиваться пошлыми автографами, выскребенных на стенах исторических памятников, пренебрежительным отношением к самому святому – хлебу, когда дети спокойно футболят буханку, панибратским “ты” со старшими и родителями (этот перечень можно нести до бесконечности)”.

Далее Скуратовский пишет: “Кажется, ерунда – во многих ли семьях найдешь на стене родительские фотографии. Зато сколько дешевеньких певцов, футболистов, коллекций этикеток из-под винных бутылок и сигаретных коробок! Старые фотокарточки близких людей находятся – это в лучшем случае – в пыльных и беспорядочно напиханных альбомах.

Хуже того: стало плохой привычкой считать, если убран домотканым полотенцем портрет отца или мамы, признаком старомодности, безвкусицы. Эталоном комфортности, лицом современного дома стало зато массовое коллекционирование хрусталя, фарфоровой посуды, драгоценной мебели и других драгоценностей. Что запомнит и какое воспитание получит в такой микросреде ребенок – это неважно”.

А отсюда вполне логично вытекает следующее резюме: “Любовь к хлебу, как и к песне, своей истории, к родителям сама по себе не придет, ее нужно воспитывать с детства. Это прямая обязанность родителей”.

В. Скуратовский опубликовал целый ряд красочных и содержательных очерков, где коротко остановился на отдельных воспитательных формах, которые в свое время были определяющими в человеческом повседневные, мерилом жизни, духовной потребностью, которые не потеряли своей актуальности и значения и в наши дни.

Это мамина песня, отцовская мужественность, доброта, мудрая дедушкина быль и волшебная бабушкина сказка, родословная традиция взаимоотношения между соседями, коллективная взаимопомощь.

Рассказы свои автор построил в основном на ярких примерах и наблюдениях из нашей современной жизни, которые вызывают размышления, побуждают позаботиться об усвоении и сохранении традиционных педагогических ценностей народа, на основе которых должны использовать новые, созвучные нашему времени, формы.

Ссылка на основную публикацию