Разновидность трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте: хозяйственно — бытовой труд, самообслуживание, трудовые поручения, труд детей в природе, в уголке природы, на огороде, в цветнике, художественный труд, работа с бумагой и картоном, работа с природным и искусственными материалами, декоративное плетение.
Для воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного периода жизни необходимо следующее:
- обучать детей простым трудовым действиям, поддерживать чистоту и порядок в комнате и групповом помещении, в других местах жизнедеятельности дошкольников; воспитывать самостоятельность в самообслуживании, развивать навыки личной опрятности, культуры питания;
- выработать у дошкольников интерес и ценностное отношение к живой природе; развивать в детях умение и навыки по уходу за комнатными и садовыми растениями и животными, а также умения правильно пользоваться орудиями труда; развивать чувство удовлетворения от выполнения добрых дел в природе.
- расширить знания детей об окружающем мире и вещах, созданных людьми в процессе труда; формировать морально-этические представления; развивать сенсорные способности, творческое воображение и ориентацию; совершенствовать навыки языковой культуры; производить трудовые умения; развивать творческие способности, наклонности и интересы.
Дети должны:
- знать, какие бывают виды взрослого труда, понимать социальную значимость оного в обществе, интересоваться и уважать труд взрослых;
- владеть навыками самообслуживания и личной гигиены, уметь одеваться и раздеваться, соблюдая при этом правильную последовательность действий;
- самостоятельно исполнять обязанности дежурного по кухне, на занятиях, в живом уголке;
- уметь применять знания и трудовые навыки в реальных жизненных ситуациях;
- бережно относиться к вещам, игрушкам и принадлежностям;
- иметь навыки работы на огородах и в цветниках;
- владеть навыками изготовления изделий из природного, бытового материалов, бумаги и картона, уметь экономно и рационально расходовать материалы;
- ответственно относиться к порученному делу,
- стремиться доводить его до конца;
- проявлять интерес к творческой работе, иметь желание изготавливать своими руками игрушки, сувениры, украшения.
Анализ отношения современных детей к труду
Как свидетельствуют результаты общения с детьми старшего, среднего и младшего дошкольного возраста, отношение к собственной работе у них не однозначное.
Младший возраст – позитивное отношение к собственной трудовой деятельности, стремятся помогать взрослым в простых хозяйственных делах, уходе за растениями. Это объясняется их стремлением к познанию, потребность в уважении, одобрении, признании.
Другой вид труда – самообслуживание – часто у этих детей вызывает отрицательные реакции (особенно то, что касается уборки вещей).
Причина, по моему мнению, заключается в недостаточной мотивации труда. Ребенок не понимает для чего складывать игрушки, когда их снова брать или мыть руки когда они и так чистые. Тут взрослому надо запастись терпением. Для ребенка младшего возраста важен в бытовой труда эстетический фактор. Поэтому чаще повторяйте «как хорошо мы убрали», «какой красивый, чистый, опрятный».
Старший возраст – положительно воспринимают трудовую деятельность при условии, что она обеспечивает дополнительную возможность общения со взрослым, который положительно ее оценивает.
В хозяйственно-бытовом труде дети уже делятся на относительно содержания труда на мальчиков и девочек.
Очень заметно, что у старших дошкольников по сравнению с младшими угасает интерес к хозяйственно-бытовому труду.
А вот труд детей в природе начинает интересовать больше. А если работа однообразная тогда интерес угасает. И еще один важный фактор о котором из моих наблюдений воспитатели часто забывают – это игра. Ведь если у ребенка во время труда отсутствуют элементы игры, то такая работа не удовлетворяет ребенка.
Труд глазами детей
Наибольшее удовлетворение для ребенка старшего возраста оказывает ручной труд, если рядом с ним работают близкие люди. Поэтому, уважаемые педагоги, консультируйте родителей по этому поводу. Ведь как всегда у родителей на трудовое воспитание не хватает времени.
Поэтому главным выступает детский сад, и родители на него рассчитывают.
Пообщавшись с детьми старшего возраста, можно отметить, что у них уже сформировано первое негативное отношение к труду (как общественного явления) и интерес к нему отсутствует.
Опрос детей 5-6 лет показал, что современные мальчики мечтают о таких профессиях, как бизнесмен, депутат, президент, банкир, охранник, милиционер, водитель такси. Именно к таким профессиям у детей более ценностное отношение.
Девочки – модели, невесты, певицами, ведущими шоу, в единичных случаях учителями, продавцами, воспитательницами.
Совсем не популярны среди современных детей профессии врача, портной, парикмахер, строитель, кондитер, пекарь, повар, хлебороб, садовод.
А такие профессии как каменщик, дворник, столяр, сантехник, инженер вызывают у детей единодушное НЕТ, когда я предлагала их представить в этой роли.
Настораживает и тот факт, что непопулярными стали даже так называемые «романтические» профессии, о которых раньше мечтали все дети: космонавт, пилот, капитан морского судна, моряк, ученый, полярник.
Что произошло?
Какие причины так повлияли на маленьких граждан нашей страны?
Возможно корни проблемы в семейном воспитании?
С психологической точки зрения феномен труда дети открывают для себя наблюдая за трудом взрослых и включаясь в их деятельность.
Овладевая под руководством взрослого трудовыми умениями и приобретая трудовые навыки, дети перенимают и настрой взрослого, их отношение к труду. Слова и суждения взрослого, личные впечатления от процесса и результата труда влияют на формирование системы ценностей детей.
Поэтому, дорогие взрослые, не откладывайте воспитывать в детях положительное отношение к трудовым обязанностям, не ждите, когда трудовое воспитание будет уже неэффективным.