Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей действительностью.
Мир вокруг дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.
Ознакомление детей с окружающим их миром важно осуществлять по ряду принципов.
Принцип — основное производное положение какой-либо теории, учения и т. п; руководящая идея, правило деятельности.
Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика руководствуется соответствующей группой принципов, которые обеспечивают результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей действительностью.
- Принцип интеграции знаний в процессе деятельности предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающим миром, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в дошкольном учебном заведении.
- Ознакомление дошкольников с природными объектами через принцип целостности и системности предполагает вооружение детей системой знаний об среде окружения в их целостности, что обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
- Ознакомление детей с природой по принципу деятельностного опосредствования предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
- Ознакомление через взаимодействия, согласно которому, развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, именно поэтому в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей действительности (природном, предметном, социальном) необходимо учитывать как субъективные, так и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен ребенок.
- Принцип изоморфизма требует учитывать взаимодействие каждого ребенка как индивида, индивидуальности, личности с внешним миром, содействовать ее вхождению в процесс деятельности, образованию «личностного мира ребенка», ее целостного «жизненного пространства».
- Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в мире реализуется воспитателем такой организацией деятельности (познавательной, коммуникативной и др) детей, в которой каждый ребенок получает эмоциональное удовольствие от работы, общения, собственных и коллективных достижений.
- Принцип учета культурно-этнографических особенностей края (района, области, города) требует максимального использования культуры, обычаев, традиций той местности, в которой расположено дошкольное учреждение; культуры нации, этноса, сообщества, общества, страны; формирование целостной сознательной личности ребенка в рамках национальной культуры.
- Принцип единства внешних воздействий среды окружения и внутренних условий (принцип единства психики и внешней деятельности (познания) каждого ребенка, его внутреннего содержания, восприятия, представления, переживания, понимания, осознания соответствии с его индивидуальных свойств, его поведения, поступков, знаний, умений. По этому принципу предусматривается перевод способов познавательной деятельности детей с плана социального сознания в план сознания индивидуальной. Любой новый вид познавательной деятельности в дошкольном учреждении нужно вводить как внешнюю материальную деятельность с постепенным ее превращением во внутреннюю.
- Принцип наглядности и объективности — принцип, по которому любое обучение строится по «золотому правилу дидактики» А.Я.Каменского: все, с чем встречается ребенок, нужно, чтобы оно прошло через его органы ощущения и восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, моторное и др). В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей среды или их заменителей (иллюстраций, картин, макетов, муляжей, видеофильмов и т. п) наглядность обеспечивает объективность знаний, добытых фактов, умозаключений.
- Принципы экологизации и валеологизации предусматривают формирование в процессе ознакомления детей с природой вокруг, экологического отношения к окружающей среде и к самому себе, воспитания у детей экологического мышления, вооружение их экологическими взаимоотношениями организма с окружающей средой. В процессе ознакомления детей с миром вокруг воспитатель знакомит с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, сохранения и укрепления их здоровья; формирование у детей научного понимания здорового образа жизни.
- Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя любую познавательную деятельность, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное. Реализация указанных принципов будет способствовать формированию целостной сознательной личности ребенка, вооруженной знаниями, умениями и навыками поведения и жизнедеятельности в окружающей среде.
Задача педагога при ознакомлении детей с природным окружением
- обогащать эстетические впечатления;
- развивать интерес к природному окружению;
- сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
- развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
- способствовать развитию мышления и речи;
- формированию системы начальных знаний о доступные объекты и явления природы;
- раскрывать возможности для самостоятельного применения приобретенных знаний в игре, труда, несложном экспериментировании;
- способствовать формированию нравственных чувств;
- формировать потребность в бережном отношении к природе.
Природа как фактор всестороннего развития
Взаимодействие детей с природным окружением является основой или фоном для всех других линий развития.
Здоровьесбережение и физическое развитие детей взрослые обеспечивают через:
- ежедневное пребывание детей на свежем воздухе во время наблюдений, игр и труда в природе;
- расширение контактов с растительным миром во время экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, к водоему;
- употребление свежих соков, овощей и фруктов во время несложного экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнать по вкусу) и тому подобное;
- соблюдения правил экологической безопасности в помещении, где находятся дети — проветривание, влажная уборка, выращивание комнатных растений.
Социальное и эмоциональное развитие детей реализуется через:
- постоянное общение с природой;
- усвоение норм и правил поведения в природе, соблюдение их и побуждение к этому других;
- развитие нравственных и эстетических чувств средствами природы — общение ребенка с социальной и природной средой развивается от узко прагматического («хочу», «дай») к альтруистическому уровня;
- обогащение эстетических впечатлений во время наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
- обеспечение возможности воспроизвести свои чувства и впечатления в деятельности — изобразительной, игровой, коммуникативной и тому подобное.
Творческое развитие детей реализуется через:
- игры, которые организуют дети с различными объектами и явлениями природы;
- фантазирование на тему природы в изобразительной деятельности и художественного труда;
- несложное экспериментирования с природными материалами — листьями, цветами, плодами.
Когнитивное развитие детей обеспечивают:
- усвоение доступного объема знаний об объектах и явлениях природы;развитие сенсорных ощущений в процессе восприятия природных явлений и обследование природных объектов;
- постепенное усложнение заданий при ознакомлении с природой — от простых задач (различать и называть природные объекты или явления) до сложных (устанавливать связи и зависимости в природе);
- предоставление самостоятельности в определении содержания и способов познания окружающей действительности.
Речевое развитие детей обеспечивают:
- наблюдения за природными явлениями, сопровождающиеся сравнениями, метафорами, эпитетами, которые вызывают у дошкольников эмоциональные переживания, желание подражания;обозначение словом названий, свойств и качеств объектов и явлений природной среды, побуждение к активному использованию таких слов в речи;
- ответы на детские вопросы познавательного характера — «Что это?», «Как это называется?» и тому подобное;
- овладение умениями передавать свои чувства и впечатления от увиденного в природе через речи;
- индивидуальную и коллективную коммуникативную активность во время игр, труда в природе, экспериментально-исследовательской деятельности;
- формулировка суждений и умозаключений во время детского экспериментирования в природе.
Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой
Среди методов ознакомления дошкольников с природой предпочтение следует отдавать непосредственным методам, в частности:
- наблюдению;
- экспериментам;
- игре;
- труда.
Важными являются и словесные методы:
Именно словесные методы помогают постичь непонятное, раскрывают грани невидимого, объясняют целесообразность и направляют на ответственное отношение к природе.
Применяя наглядные методы, в частности рассматривания картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:
- «вхождение» в картину — детям предлагается представить себя присутствующими в пейзаже или участниками события, изображенного на картине, и описать, что они видят и чувствуют;
- рассказ о фрагмент картины — детям предлагают отыскать фрагмент картины, который им понравился больше всего, описать его и объяснить, чем именно он понравился;
- размышления над «настроением» картины — дети с помощью взрослого пытаются описать настроение художественного произведения, которое хотел передать художник.