Ознакомление детей с природой — принципы ознакомления с окружающей средой

Дети на природе Воспитание детей


Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей действительностью.

Мир вокруг дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.

Ознакомление детей с окружающим их миром важно осуществлять по ряду принципов.

Принцип — основное производное положение какой-либо теории, учения и т. п; руководящая идея, правило деятельности.

Каждый учебный предмет, каждая профессиональная методика руководствуется соответствующей группой принципов, которые обеспечивают результативность обучения. Есть такие принципы и в методике ознакомления дошкольников с окружающей действительностью.

  1. Принцип интеграции знаний в процессе деятельности предполагает взаимосвязь задач из разных разделов программы: ознакомление детей с родной природой, окружающим миром, развитием речи, художественно-речевой деятельностью, формирование элементарных математических представлений. Решение этих задач осуществляется на интегрированных занятиях в дошкольном учебном заведении.
  2. Ознакомление дошкольников с природными объектами через принцип целостности и системности предполагает вооружение детей системой знаний об среде окружения в их целостности, что обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
  3. Ознакомление детей с природой по принципу деятельностного опосредствования предполагает погружение детей в различные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
  4. Ознакомление через взаимодействия, согласно которому, развитие и формирование целостной личности ребенка возможны только в системах: «организм — среда», «личность -окружающая среда», «ребенок — социум», «педагог — ребенок», «дети -окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, именно поэтому в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей действительности (природном, предметном, социальном) необходимо учитывать как субъективные, так и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен ребенок.
  5. Принцип изоморфизма требует учитывать взаимодействие каждого ребенка как индивида, индивидуальности, личности с внешним миром, содействовать ее вхождению в процесс деятельности, образованию «личностного мира ребенка», ее целостного «жизненного пространства».
  6. Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в мире реализуется воспитателем такой организацией деятельности (познавательной, коммуникативной и др) детей, в которой каждый ребенок получает эмоциональное удовольствие от работы, общения, собственных и коллективных достижений.
  7. Принцип учета культурно-этнографических особенностей края (района, области, города) требует максимального использования культуры, обычаев, традиций той местности, в которой расположено дошкольное учреждение; культуры нации, этноса, сообщества, общества, страны; формирование целостной сознательной личности ребенка в рамках национальной культуры.
  8. Принцип единства внешних воздействий среды окружения и внутренних условий (принцип единства психики и внешней деятельности (познания) каждого ребенка, его внутреннего содержания, восприятия, представления, переживания, понимания, осознания соответствии с его индивидуальных свойств, его поведения, поступков, знаний, умений. По этому принципу предусматривается перевод способов познавательной деятельности детей с плана социального сознания в план сознания индивидуальной. Любой новый вид познавательной деятельности в дошкольном учреждении нужно вводить как внешнюю материальную деятельность с постепенным ее превращением во внутреннюю.
  9. Принцип наглядности и объективности — принцип, по которому любое обучение строится по «золотому правилу дидактики» А.Я.Каменского: все, с чем встречается ребенок, нужно, чтобы оно прошло через его органы ощущения и восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, моторное и др). В процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей среды или их заменителей (иллюстраций, картин, макетов, муляжей, видеофильмов и т. п) наглядность обеспечивает объективность знаний, добытых фактов, умозаключений.
  10. Принципы экологизации и валеологизации предусматривают формирование в процессе ознакомления детей с природой вокруг, экологического отношения к окружающей среде и к самому себе, воспитания у детей экологического мышления, вооружение их экологическими взаимоотношениями организма с окружающей средой. В процессе ознакомления детей с миром вокруг воспитатель знакомит с правилами безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, сохранения и укрепления их здоровья; формирование у детей научного понимания здорового образа жизни.
  11. Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с окружающей средой является ведущим принципом учебно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Планируя любую познавательную деятельность, воспитатель обязательно предполагает и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родины, родных и близких людей, воспитание патриотических чувств, гражданственности; экологическое, валеологическое, экономическое воспитание; воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости и тому подобное. Реализация указанных принципов будет способствовать формированию целостной сознательной личности ребенка, вооруженной знаниями, умениями и навыками поведения и жизнедеятельности в окружающей среде.

Дети смотрят растенияЗадача педагога при ознакомлении детей с природным окружением

  • обогащать эстетические впечатления;
  • развивать интерес к природному окружению;
  • сближать детей с миром объектов и явлений, среди которых они находятся ежедневно;
  • развивать сенсорные ощущения и обогащать чувственный опыт;
  • способствовать развитию мышления и речи;
  • формированию системы начальных знаний о доступные объекты и явления природы;
  • раскрывать возможности для самостоятельного применения приобретенных знаний в игре, труда, несложном экспериментировании;
  • способствовать формированию нравственных чувств;
  • формировать потребность в бережном отношении к природе.

Природа как фактор всестороннего развития

Взаимодействие детей с природным окружением является основой или фоном для всех других линий развития.

Здоровьесбережение и физическое развитие детей взрослые обеспечивают через:

  • ежедневное пребывание детей на свежем воздухе во время наблюдений, игр и труда в природе;
  • расширение контактов с растительным миром во время экскурсий и целевых прогулок в лес, на луг, к водоему;
  • употребление свежих соков, овощей и фруктов во время несложного экспериментирования (приготовление соков), дидактических игр (узнать по вкусу) и тому подобное;
  • соблюдения правил экологической безопасности в помещении, где находятся дети — проветривание, влажная уборка, выращивание комнатных растений.

Социальное и эмоциональное развитие детей реализуется через:

  • постоянное общение с природой;
  • усвоение норм и правил поведения в природе, соблюдение их и побуждение к этому других;
  • развитие нравственных и эстетических чувств средствами природы — общение ребенка с социальной и природной средой развивается от узко прагматического («хочу», «дай») к альтруистическому уровня;
  • обогащение эстетических впечатлений во время наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;
  • обеспечение возможности воспроизвести свои чувства и впечатления в деятельности — изобразительной, игровой, коммуникативной и тому подобное.

Творческое развитие детей реализуется через:

  • игры, которые организуют дети с различными объектами и явлениями природы;
  • фантазирование на тему природы в изобразительной деятельности и художественного труда;
  • несложное экспериментирования с природными материалами — листьями, цветами, плодами.

Когнитивное развитие детей обеспечивают:

  • усвоение доступного объема знаний об объектах и явлениях природы;развитие сенсорных ощущений в процессе восприятия природных явлений и обследование природных объектов;
  • постепенное усложнение заданий при ознакомлении с природой — от простых задач (различать и называть природные объекты или явления) до сложных (устанавливать связи и зависимости в природе);
  • предоставление самостоятельности в определении содержания и способов познания окружающей действительности.

Речевое развитие детей обеспечивают:

  • наблюдения за природными явлениями, сопровождающиеся сравнениями, метафорами, эпитетами, которые вызывают у дошкольников эмоциональные переживания, желание подражания;обозначение словом названий, свойств и качеств объектов и явлений природной среды, побуждение к активному использованию таких слов в речи;
  • ответы на детские вопросы познавательного характера — «Что это?», «Как это называется?» и тому подобное;
  • овладение умениями передавать свои чувства и впечатления от увиденного в природе через речи;
  • индивидуальную и коллективную коммуникативную активность во время игр, труда в природе, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • формулировка суждений и умозаключений во время детского экспериментирования в природе.

Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой

Среди методов ознакомления дошкольников с природой предпочтение следует отдавать непосредственным методам, в частности:

  • наблюдению;
  • экспериментам;
  • игре;
  • труда.

Важными являются и словесные методы:

Именно словесные методы помогают постичь непонятное, раскрывают грани невидимого, объясняют целесообразность и направляют на ответственное отношение к природе.

Применяя наглядные методы, в частности рассматривания картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:

  • «вхождение» в картину — детям предлагается представить себя присутствующими в пейзаже или участниками события, изображенного на картине, и описать, что они видят и чувствуют;
  • рассказ о фрагмент картины — детям предлагают отыскать фрагмент картины, который им понравился больше всего, описать его и объяснить, чем именно он понравился;
  • размышления над «настроением» картины — дети с помощью взрослого пытаются описать настроение художественного произведения, которое хотел передать художник.
Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector