Чтобы ребенок получил эффективное воспитание, важно, чтобы взрослые соблюдали единство в своих воспитательных действиях и учитывали индивидуальные особенности развития личности, а также возрастные особенности, такие как его способность к пониманию разного рода информации и умение ее применять.
Исследования в области родительского воспитания ярко показали, что родители, как правило, склонны допускать стандартные ошибки в воспитании, поэтому это закономерно приводит к определенным проблемам.
На помощь приходят педагоги детского сада – они то и помогают родителям правильно заниматься их детьми. Очень важно наладить тесное сотрудничество педагогов с семьями детей – это поможет создать благоприятные условия формирования личностных качеств у каждого ребенка.
В чем ценность для педагога ДОУ?
Главная ценность для педагога – это сам воспитанник. Сюда входит формирование его личности, образование. Педагог стремится обеспечить для него социальную защиту и предоставить лучшее воспитание, а также защищает его права и помогает поддерживать чувство собственного достоинства.
К сожалению, современная культура воспитания среди родителей не всегда соответствует потребностям ребенка.
Под культурой мы понимаем актуальный на сегодняшний момент уровень развития общества, сформированный в результате долгих лет истории, включающий в себя творческие силы людей, их способности, которые проявляются в организационной деятельности и жизнедеятельности, во взаимоотношениях между людьми, а также в том, какие они имеют ценности.
«Философский словарь» объясняет термин «культура» как комплекс ценностей, разработанных человечеством на протяжении общественной истории и характеризующих уровень достигнутого развития общества.
Главной опорой культуры являются ценности, принятые в обществе людей, а также существующие методы их достижения. И хотя культура является общечеловеческим явлением, воспринимается и изучается она каждым индивидуально, согласуясь с его личным уровнем развития.
Культура передается тысячелетиями от одного поколения к другому и включает в себя весь накопленный человечеством опыт. Важно понимать, что культура передается к следующим поколениям не автоматически, а с помощью организованной системы воспитания и образовательных учреждений. Деятельность эта поддерживается научными разработками, идеями и механизмами влияния на личность человека.
Педагогическая культура родителей
Трансформации, которые переживает образовательная система, ее вариативность и инновационные подходы могут быть осуществлены только при осуществлении поиска способов решения проблем. Например, трудности общения воспитателя с родителями, с формированием условий для развития педагогических навыков у самих родителей.
«Семейное воспитание» дает понимание, что культура это элемент общей культурной системы в человеке, в котором зиждется накопленный этим человеком опыт в деле воспитания ребенка.
Кротова Т.В. и Зверева О.Л. описывают этот термин как передача родителям знаний и развитие в них навыков и умений, а также формирование восприятия себя родителями в качестве педагогов.
Именно пед.культура обоих родителей способна помочь избежать большинства традиционных ошибок, принятых во обществе, что обезопасит семью от возможных дальнейших проблем и поможет детям развиваться, как полноценные личности.
Общественные структуры и организации занимаются обучением родителей, помогая им развить навыки и умения, которые так нужны в деле воспитания детей. В результате повышается в целом педагогическая культура семьи.
Очень важно передать родителям ребенка необходимый запас знаний, оказать им помощь в самообучении педагогике, помочь им сформировать эффективные методики воспитания детей в рамках семьи. Школа, СМИ, различного рода службы заняты тем, чтобы обучать родителей воспитанию.
Аспекты педагогической культуры
Педагогическая культура содержит в себе множество важных аспектов: это и понимание основ психологии и физиологии ребенка, медицинские знания и навыки, правовая эрудированность, педагогические способности, способы разговора с детьми, правильное воспитание, нравственное развитие самих родителей, их правильно осознание собственной роли в семье и осуществление своей роли, чувство ответственности перед детьми.
Если у родителей нет достаточных знаний на эту тему, то может получиться так, что это негативно повлияет в целом на весь воспитательный процесс, что создаст трудности для всей семьи.
Педагогическая культура– сегодня очень актуальная тема, она весьма значима в рамках развития современного общества. Это довольно сложный термин, который вбирает в себя большой объем информации о воспитании, о развитии детей, о методиках работы с ними, а также связанный со способностью правильно регулировать конфликтные ситуации и осуществлять надлежавшее руководство.
Для того, чтобы полноценно обучить родителей, мы подробно изучили термин «педагогическая культура». Наиболее полным мы считаем понимание того, что к культуре этой относятся осознание отцов и матерей собственных ролей в семье и задач воспитания нравственности и трудолюбия, владение методикой воспитания, организация полноценной развивающей среды для ребенка.
Цель педагогической культуры
Таким образом, главной целью педагогической культуры является такое воздействие на ребенка, которое формирует в нем полноценную развитую личность.
Анализ литературе по данной теме дал возможность увидеть структуру педагогической культуры. На самом деле, в нее включаются несколько обязательных элементов, тесно взаимосвязанных друг с другом.
- Первый компонент – это мотив. Это побуждения в сердцах родителей к том, чтобы приобретать знания в области педагогики.
- Второй компонент – это знания родителей, какие именно задачи носит воспитание в данный момент времени.
- Третий компонент – волевые усилия, которые родители направляют на то, чтобы общаться со своими детьми и, пользуясь имеющимися знаниями, правильно воспитывать их.
Возраст современных родителей сегодня в среднем составляет от 26 до 30 лет.
Геронтологи считают, что это наиболее подходящее время, когда нужно осваивать педагогические навыки. Это тот возраст, когда человек обладает очень высоким уровнем развития интеллекта и способностью к запоминанию, анализу, логическим обобщениям.
Естественно, процесс формирования навыков в педагогике – это довольно непростая задача, которая задействует и мотивацию родителей, и их знания, и их умения. Но именно в этом возрасте людям наиболее просто даются эти новые навыки.
Водовозова Е.Н. считает, что родители должны интересоваться не только особенностями развития своего чада, но и быть в курсе последних научных достижений в области воспитания, понимать, как внешние условия и обстановка в доме влияет на их детей.
Тихеева Е.И. считает, что детский сад сможет лучше всего выполнять свои функции только, если он тесно взаимодействует с семьями детей. Она показывает, что на самом деле роль детского сада заключается в том, чтобы помогать родителям воспитывать их детей, а не заменять родителей в этом деле.
В чем состоит работа с родителями?
Поэтому неотъемлемой частью работы детского сада являются разговоры с родителями, раскрывающие перед ними суть дошкольного воспитания, а также демонстрацию достижений их детей посредством организуемых выставок.
Подробное изучение литературы по теме также показало, что тема воспитания детей интересует ученых уже многие тысячелетия. Изучив динамику развития науки о воспитании, мы пришли к выводу, что уже на протяжении двух тысячелетий ученые разных эпох, национальностей и взглядов были едины во мнении, что именно семья оказывает решающую роль в воспитании ребенка, а педагогическая культура является обязательной составляющей процесса воспитания.
Таким образом, вопрос формирования педагогической культуры у родителей сегодня очень актуален. Существует потребность в разработке новых методов работы с родителями для повышения их компетенции в этом вопросе. Базовое условие для достижения этой цели – грамотный подбор условий, методов взаимодействия и выбор содержательной части проводимых работ.
Только благодаря тесному сотрудничеству детского сада с родителями создаются необходимые условия для их образования в сфере педагогики.