Рекомендуем воспитателям

Познавательное развитие

Взрослым следует:

  • всячески поддерживать стремление дошкольника докопаться до причин жизненных явлений, событий, и тем самым способствовать развитию познавательной активности;
  • предоставить ребенку возможность удовлетворять любознательность, обследовать предметное окружение, осмысливать полученный опыт, систематизировать впечатления;
  • помогать определять цель деятельности, научить детей прогнозировать результат действий;
  • поскольку младших дошкольников интересует лишь результат действий, то воспитателю необходимо сделать процесс достижения, выполнение действий настолько интересным, чтобы цель действий дошкольник не потерял. Особое значение здесь имеет интонация воспитателя, яркость наглядности, сюрпризные моменты и т. п;
  • нацеливать ребенка обследовать предметы, объекты, людей, сравнивать между собой, учить обогащать, закреплять и использовать собственный опыт, тем самым вырабатывать привычку полагаться на него в случае возникновения различных проблем;
  • при выполнении задания важно обсуждать каждый этап его выполнения, чтобы ребенок мог сосредоточить внимание на его объектах, запоминал алгоритм действий, воспроизводил их, замечал связь между предметами;
  • стимулировать эмоциональную настроенность и желание ребенка работать, выполнять поручения взрослого, проявлять инициативу, преодолевать трудности на пути к поставленной цели;
  • направлять на решение маленьких, но конкретных задач;
  • использовать задания, где можно пофантазировать с фигурами на составление большой фигуры, на установление равновесия весов, составление разрезных картинок, нахождение различий, нахождение лишних и одинаковых предметов, на определение того, чего не хватает на рисунке, нахождение силуэтов фигур и т. д;
  • поскольку знания, умения, индивидуальный опыт ребенка младшего дошкольного возраста еще ограничены, воспитатель должен выступать помощником, поставщиком информации, уточнять и корректировать ее;
  • не спешить сразу исправлять ошибки ребенка, все объяснять, излишне опекать и поставлять готовые знания;
  • обогащать запланированную деятельность элементами неожиданности, сюрпризности, вариативности при отборе средств воздействия ориентироваться на индивидуальный жизненный опыт;
  • воспитывать в ребенке наблюдательность, рассудительность, умение вырабатывать самостоятельные суждения, полагаться на собственный жизненный опыт, сомневаться;
  • насыщать образовательный процесс физкультминутками, физкультпаузами, давать детям возможность отдохнуть от тяжелых задач;
  • поддерживать стремление ребенка к самостоятельности;
  • поощрять, поддерживать, положительно оценивать конструктивные самостоятельные попытки;
  • занятия тесно связывать с реальной повседневной жизнью;
  •  не перегружать занятия различными формами работы, поскольку это так же, как и однообразные задачи, приводит к быстрой утомляемости;
  •  поощрять отказ ребенка от удовольствия и развлечения на пользу выполнения необходимого, самостоятельное исправление ребенком ошибок, стремление реализовать свои способности, доведение дел до конца, стремление придерживаться своего слова;
  • одобрять готовность детей решать проблемы собственными силами, давать возможность детям в выполнении каких-то задач обходиться своими силами и гордиться этим. Это позволяет сформировать самостоятельность у ребенка;
  • предоставлять малышу возможность исследовать, экспериментировать, спрашивать, соглашаться — не соглашаться, переспрашивать, выражать сомнение, добиваться четкой и доступной информации. И тогда он будет расти с развитым познавательным интересом, большой жаждой новых знаний, будет обогащаться и расширяться его личный опыт, формироваться реалистичная картина мира.

Ссылка на основную публикацию