- Правовое воспитание дошкольников — понятие и определение
- Документы защиты прав ребенка
- Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ
- Эффективность правового воспитания дошкольников в семье
- Особенности правового воспитания дошкольников через игру
- Структура правового воспитания старшего дошкольника
Правовое воспитание дошкольников — понятие и определение
Жить в справедливом правовом государстве хотят все. Для этого следует каждому пользоваться своими правами и свободами.
Требуется воспитывать право-образованную личность с детства.
Обычно под правовым воспитанием подразумевают становление в личности социальной активности, формирование мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны.
Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер.
Дети 6-7 лет очень хорошо понимают, когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже нужно опираться в ходе правового обучения.
Что касается правового воспитания дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка.
Если в этот период уделять пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав ущемлять не станет.
К главным правовым аспектам в этом возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия.
Правовое воспитание помогает сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой компонентов.
- нравственно-правовые представления — первый компонент;
- нравственно-правовые суждения — второй компонент;
- ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе детей и взрослых.
Документы защиты прав ребенка
Детские права защищают как международное, так и российское законодательство.
Во Всеобщей декларации прав человека есть отдельный раздел о детских правах, где признаются равные права детей на все свободы, которые провозглашает Декларация и международное сообщество.
Для такой правовой защиты требуется дополнительная поддержка и помощь детям. Атмосфера, в которой воспитывается маленький человечек, должна быть наполнена добром и любовью. Каждый ребенок имеет право расти в любящей семье, окруженный вниманием и заботой. В будущем ребенок должен стать полноправным гражданином своей страны. И этому помогут родители и педагоги.
Следующим документом по правовому воспитанию стоит отметить Женевскую декларацию прав ребенка. Она была принята в 1924 году и остается актуальной по сей день.
В 1959 году ООН принял еще один документ, отражающий и провозглашающий правовые принципы относительно защиты и благополучной жизни детей. В этом документе четко сформулирована необходимость в специальной охране и заботе, правовой защите ребенка, начиная с его внутриутробного существования. В этом документе 10 принципов, направленных на формирование счастливого детства у наших малышей.
Другим документом прав ребенка является Конвенция, составленная по необходимости. Одной декларации уже стало недостаточно. К 1970 году участились случаи жестокого обращения с детьми в семье, и возникла такая необходимость — создать новый документ о правах ребенка.
Для этого в 1974 году была составлена новая Декларация о защите женщин и малолетних детей в сложных обстоятельствах. Такими чрезвычайными ситуациями стали военные конфликты и вооруженные столкновения.
На протяжении многих лет общество создает все новые и новые документы, принимает законы, чтобы нашим детям жилось спокойной.
Ребенок должен расти в благоприятных для него условиях и должен знать, на что он имеет право.
Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ
В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении.
От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.
Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей:
- объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
- характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам;
- способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.
Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.
Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.
Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.
В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека.
Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания.
Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно.
Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.
Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами.
Это могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.
Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу.
Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.
В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.
Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.
Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.
Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей.
В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий. Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей.
Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.
Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными.
Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.
Эффективность правового воспитания дошкольников в семье
Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.
Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям.
Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.
В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав.
Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.
Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.
В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей.
Особенности правового воспитания дошкольников через игру
Игра способствует становлению нравственно-правовых устоев у ребятишек. Особенно этому способствуют сюжетные ролевые игры. В таких играх легко придумать различные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Можно создавать проблемные ситуации, а затем их обыгрывать. Постепенно приводят ребенка к осознанию правильных норм поведения в социуме.
Сюжеты игр могут быть различными. Обыгрывание прав на личные вещи, жилье, семью, на родительскую любовь и внимание к ребенку в семье и аналогичные ситуации.
Можно рассмотреть несколько игр, способствующих становлению правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Структура правового воспитания старшего дошкольника
Правовое воспитание ребенка осуществляется через структурные компоненты и разделяется на несколько блоков.
В качестве первого блока рассматривают логико-нормативный, когда ребенок получает элементарные знания о своих правах. Таким образом, ребенок получает нравственно-правовую информированность.
В эмоционально-образном блоке воспитывается отношение ребенка к правам, своим и чужим. Ребенок усваивает правила поведения, учится ценить и адекватно оценивать свои и чужие поступки с позиции правового аспекта.
Поведенческий блок предусматривает обучение ребенка проявлять активность в правовом поведении. Такие случаи встречаются очень часто и затрагивают все виды деятельности дошкольника.
В результате правового воспитания у детей формируются основы нравственно-прагматического поведения и бескорыстно-нравственного.
В первом случае речь идет о контроле поведения ребенка со стороны взрослого, даже вплоть до наказания за плохие поступки.
Во втором случае имеем дело с усвоенными ребенком правилами нравственного поведения. Ребенок выполняет сознательно нормы общественного бытия.