Каковы условия предупреждения агрессивного поведения детей?

Понимание термина «педагогические условия»

Психология определяет условия, как комплекс внешних и внутренних явлений, которые оказывают воздействие на развитие рассматриваемого психического явления.

Педагогика определяет условия, как комплекс воздействий на личность человека, исходящих изнутри или снаружи, которые оказывают воздействие на его физическое состояние, нравственное развитие, обучение, формирование личностных качеств.

Куприянов Б.В. справедливо подметил, что по отношению к термину «педагогические условия» разные ученые имеют разное понимание.

Существует позиция, что под педагогическими условиями нужно подразумевать совокупность мер, которые предпринимает педагог или родитель для оказания педагогического воздействия. Андреев В.И. включает в это понятие содержание обучения, его формы и методы.

Найн А.Я. включает в это понятие помимо прочего также и материальную среду окружающего пространства.

Есть еще одна точка зрения, которая делает педагогические условия частью конструирования образовательной системы.

Ипполитова Н.В. считает, что педагогические условия – это один из элементов педагогической системы, который включает в себя внутренние аспекты (отвечающие за развитие личности субъектов обучения) и внешние аспекты (отвечающие за реализацию самой системы), которые вместе дают возможность функционировать системе и развиваться.

Зверева М.В считает, что в педагогические условия включается не только форма обучения и ее содержание, но и отношения между педагогом и учеником.

Методы эмоционального развития дошкольников

Мы подробно изучили исследования по эмоциональному развитию дошкольников, опубликованные Кошелевой А.Д., Дубровиной И.В. и Кряжевой Н.Л. Это дало возможность выделить наиболее эффективные методы профилактической работы с агрессией дошкольников.

На первом месте стоит игровая терапия. Этот метод коррекции агрессивного поведения подразумевает активное использование игр во время занятий. Сюда включается огромное множество самых разных методик, но все они основываются на том, что игра обладает огромным потенциалом оказания положительного влияния на детей.

Игра позволяет ребенку почувствовать сильные эмоции, причем она может помочь родить в нем незнакомые для него ранее чувства. Согласно Выготскому Л.С. игра дает возможность ребенку почувствовать иную форму желаний, причастных новой роли ребенка в игре. Получается, что игровая деятельность дает множество возможностей для педагога изучить эмоциональную сферу ребенка и перестраивать ее в случае необходимости.

Игра как вид деятельности ребенка

Игра – это самый привлекательный вид деятельности для детей. Он близок их восприятию, учитывает их интересы и потребности. Также это очень знакомо детям, так как с самого начала своей жизни они привыкли взаимодействовать с окружающим миром.

А ведь игра подразумевает как раз таки новые формы взаимодействия с людьми и объектами. Игровая деятельность является ведущей в возрасте дошкольного периода. Именно поэтому именно игра является наилучшим средством изучения особенностей детей с агрессивным поведением и перестройки их проблемных моментов в плане эмоционального развития.

Коррекция агрессивности в игровой деятельности

Карабанова О.С. описывает, почему именно игры столь эффективны в деле коррекции негативного поведения детей:

  1. В уникальных игровых условиях ребенок может самостоятельно моделировать социальные отношения и упражняться в том, как правильно их выстраивать.
  2. Игра позволяет преодолевать эгоцентризм, что помогает ребенку развивать свои умственные способности, приобретать социальную компетенцию, а также опыт по мирному решению конфликтных ситуаций.
  3. Игра не только позволяет выстраивать мирные партнерские отношения со сверстниками, но и создает условия для положительного восприятия мира и социума.
  4. Учитывая, что игра все-таки воспринимается ребенком, как не настоящая жизнь, у него снижается страх совершить ошибку. Благодаря этому он более свободно принимает решения и действует в рамках своего персонажа. Но при этом чувство радости от успеха переживает по-настоящему. Это позволяет вытеснить агрессивный настрой из сознания и поведения.
  5. Благодаря игре ребенок не заметно для себя усваивает, отрабатывает и укореняет адекватные методы выхода из спорных ситуаций.
  6. Так как каждая игра подразумевает наличие правил и требование их неукоснительно соблюдать, это развивает в ребенке способность самостоятельно регулировать свои эмоции, поведение и деятельность, что вырабатывает качества личности, которые помогут ребенку в дальнейшем самостоятельно сдерживать свои негативные эмоции и воздерживаться от проявления насилия.

Роль книг в предупреждении детской агрессии

Также помимо игровой деятельности есть еще один эффективный метод – это использование детских книг и фольклора. Благодаря этим произведениям ребенок приобретает возможность по-новому осмыслить окружающую действительность, сформировать положительное эмоциональное отношение к обществу. Благодаря сказкам и другим детским произведениям, дети значительно обогащают свой словарный запас, расширяют кругозор и приобретают отзывчивость.

Иногда можно сочетать этот метод с предыдущим и устраивать инсценировки в виде игр-драматизаций на основе прочитанных произведений. Запорожец А.В. пишет о том, что обыкновенное прослушивание сказок – это один из видов внутренней творческой деятельности, которая побуждает ребенка сопереживать героям сюжета, что меняет его отношение и к окружающим людям.

Профилактика агрессивности посредством психогимнастики

Еще одним эффективным методом профилактики агрессивного поведения считается психогимнастика. Это специальный курс занятий, проводимых в форме игр или упражнений, которые формируют положительные стороны психического развития ребенка и профилактируют негативные.

Часто случается так, что из-за вербальных помех ребенок не может правильно понять чувства другого человека. Благодаря умению работать с невербальными сигналами можно лучше понимать других людей.

Юнова Г. Предложила использовать так называемую «Психодраму» на занятиях с дошкольниками. Каждое занятие подразумевает включение пантомимики и ритмики. Это позволяет детям снять напряжение, устранить мышечные зажимы, предупредить негативные свойства личности, в том числе и проявления агрессии.

Релаксация в работе с агрессивными детьми

Еще одни эффективные метод – это релаксация. Благодаря релаксации дети достигают состояния покоя и расслабления. Детям это дается гораздо проще, чем взрослым. Ведь именно в возрасте дошкольного периода дети легко поддаются влиянию ярких живых фантазий.

Им легче научиться направлять свои эмоции на внутренние чувства, они способны лучше различать свои чувства, сравнивать их между собой и целенаправленно заменять одни чувства другими. Это хороший способ научить детей саморегуляции эмоций. Булдакова Л.А. провела исследования, которые на практике показали эффективность проведения занятий по релаксации для работы над эмоциональным настроем детей.

Куклотерапевтический метод преодоления агрессии

Еще один из интересных и эффективных методов – это куклотерапия. Этот вид воздействия на психику детей был разработан Шишовой Т. В игре с куклами ребенок играет сразу же две роли – себя и куклы. Пусть кукла рассказывает то, что она думает о хозяине.

С помощью этой методики можно даже ставить пьесы, которые незаметно для ребенка осторожно корректируют его внутренние проблемы. Специалисты (арт-терапевты) разрабатывают специальные роли для детей, которые позволяют им получить позитивный опыт отношений с окружающими людьми.

Для того, чтобы снять вероятность развития агрессивного отношения у дошкольников, можно играть с ними в игру «Улыбка». Дети должны найти лучик света и, вдыхая, улыбаться ему. Это делает детей чуточку добрее. Когда возникают трудные ситуации, ребенок может вспомнить свои приятные эмоции, отработанные в подобных играх и легко их вернуть, заменив тем самым плохие эмоции на хорошие или хотя бы нейтральные.

Ролевая игра как средство профилактики агрессии

Еще одним эффективным методом профилактики агрессивности являются использование ролевых игр. Например, педагоги могут организовать такую ситуацию: в группу к детям пришли в гости два медвежонка (игрушки). Эти медведи вдруг поссорились друг с другом по причине того, что они оба хотели поиграть с большой машинкой и не могли ее поделить. Ссорились они, ссорились, и тут воспитатель зовет всех идти на улицу.

Получилось так, что медвежата так и не успели поиграть с игрушкой – ни один из них. Поэтому они стали еще больше ссориться. И тут педагог просит детей помирить медвежат. Пусть каждый ребенок предложит свое решение проблемы. Затем некоторые дети пусть разыграют свои предложения, управляя упрямыми медвежатами. После игры дети должны обсудить, какой способ примирения оказался наиболее эффективным.

Иногда некоторые ребята могут предложить агрессивный способ решить ситуацию, например побить медвежонка-оппонента, отобрать у него машинку или запугать его. Не нужно критиковать такой способ решения. Пусть дети его проиграют, а затем совместно обсудят. Как правило, во время коллективного обсуждения дети в целом осуждают такой подход, что лучше влияет на коррекцию агрессии, чем простая критика.

Помимо простых мишек можно пригласить в гости в детский сад знаменитых героев из мультфильмов. Пусть это будут герои мультика про Буратино. Пусть Буратино замарает себе руки, а Мальвина просит их помыть. Дети должны дать Мальвине советы о том, как убедить Буратино помыть руки, не прибегая к агрессии.

Эмпатия – это один из способов познания внутреннего мира окружающих людей.

Когда мы сочувствуем другому человеку, то испытывает идентичные ему эмоции. Развивать эту способность можно с помощью совместного чтения. После прочтения истории важно обсудить ее со всеми детьми, а также помогать им выражать собственные чувства. Также можно вместе с ребенком сочинять какие-нибудь истории или сказки.

Дошкольники, проявляющие агрессивный настрой, очень нуждаются в том, чтобы взрослые их поняли и поддержали. Очень важно, чтобы специалисты своевременно обратили внимание на проблему и оказали необходимую помощь ребенку.

Таким образом, мы выявили педагогические условия, способствующие профилактике агрессивного поведения у дошкольников:

  • занятия по развитию навыков саморегуляции с помощью игровой деятельности;
  •  обучение детей выражать свои негативные чувства адекватными способами;
  • практика решения конфликтных ситуаций мирными методами;
  • сотрудничество с родителями детей, проявляющих агрессию.

Ссылка на основную публикацию