В формировании человечности большое значение имеет бескорыстие, способность делать людям добро, дарить им радость. Человечностью Василий Александрович Сухомлинский называет способность к альтруизму.
Обращаясь к родителям, он подчеркивает: если ваш сын что-то отдает другому человеку, он приобретает бесценное моральное богатство — человечность. И наоборот, когда ребенок не вкладывает хотя бы крупицу своей души в заботу о другом человеке, это означает, что у него не все благополучно, потому что растет равнодушный человек, которого не смущают ни горе, ни несчастье.
Моральные добродетели человека вырастают, прежде всего, из любви к другим людям, а также из труда, который дает им пользу. Мудрые те родители и педагоги, которые постоянно задумываются над тем, что является источником радости и счастья для их детей.
Самым дорогим человеческим богатством В.Сухомлинский называл счастье созидания радости для людей и призвал родителей зажигать в детских душах огоньки человечности, счастья и добра. Он убеждал взрослых, что чем меньше будет в мире зла, тем меньше будет опасность для морального счастья и благополучия детей.
Современные исследования в области нравственного воспитания дошкольников показывают, что поведение современных детей в ситуациях морального выбора в целом эгоистически направленная.
Подавляющее большинство дошкольников проявляют невнимательность и наплевательское отношение к людям, которые их окружают, в случаях, когда их действия фактически не контролируются взрослыми, когда ребенок сам осуществляет моральный выбор.
Это свидетельствует о том, что в воспитательном процессе детей недостаточно побуждают к самостоятельным моральным поступкам, а в воспитательном арсенале взрослых преобладают педагогические действия, которые слишком регламентируют поведение детей, не стимулируя их собственные активность и самостоятельность и ограничивая возможности для самостоятельного осознанного выбора.
В программах дошкольного образования предусмотрен комплекс задач по формированию у дошкольников ценностного отношения к миру людей, желание познавать их жизни, сопереживать, сочувствовать, делать добрые поступки, что в комплексе и является воспитанием началам человечности.
Современная дошкольная педагогика делает особый акцент на формировании у детей ценностного отношения к миру людей, развития их человечности на эмоциональном компоненте — желании познавать людей, понимать их эмоции и чувства, считаться с их интересами, уметь сочувствовать, сотрудничать, проявлять чуткость, заботу о младших детях.
Все это базируется на сознательной активности самого ребенка, его переживаниях, ощущениях в различных социальных ситуациях, его самореализации и саморазвития.
Становление человечности по-настоящему будет происходить тогда, когда ребенок будет чувствовать, что его сердце аж заходится, а глаза светятся от радости и гордости за свои собственные добрые дела, сделанные для других людей.