Как общаются современные семьи?


Как показывает сама жизнь, ребенок может наблюдать общение в семье и различные отношения между родными, близкими, знакомыми, соседями. Но воспитание сопереживания и альтруизма, которые необходимы в дружбе, прежде всего, происходит путем наблюдения ребенка за общением в самой семье и с друзьями взрослых.

Если ребенок видит доброжелательное общение в семье, отношение взрослых друг к другу, их готовность помочь, проявить сочувствие, а самое главное — конкретные примеры такого поведения, которые бы демонстрировали эти чувства, то у него будут развиваться именно эти черты — способность к бескорыстной заботе о других, готовность жертвовать своими интересами, отсутствие агрессии.

Общение в семье или как научить ребенка общаться

Итальянская шутка гласит, что в некрасивых детских поступках отражаются черты самих родителей.

«...Папа, а что имела в виду наша учительница, когда говорила мне, что яблоко от яблони недалеко падает?» — «Ты опять дрался на перемене, бандит?»

Отец возмущается: сын начал грубо разговаривать с матерью, отказывается выполнять ее просьбу. Но при этом отец «забывает» о том, что сам часто срывает раздражение на близких людях и не обременяет себя домашними хлопотами и помощью жене.

Более того, он может применять предупредительное обвинение, бесконечно упрекая жену за плохое воспитание детей. Тем самым он опережает возможные упреки в свой адрес.
Упреки в семье
Ведь он сам чувствует свою беспомощность, некомпетентность в проблемах воспитания, пытается избежать домашних дел под предлогом большой занятости на работе.

Но, стремясь не допустить критики в свой адрес, тиранит жену бесконечными претензиями («До возвращения мужа настоящая жена позаботится о том, чтобы ужин уже ждал на столе»), завышенными требованиями («Настоящая мать должна каждую минуту все знать о ребенке»), критикует ее наименьшую погрешность («Хорошая мать и жена никогда бы не сделала этого»).

Внешне складывается впечатление, что он проявляет заботу о семье, а фактически это только маскировка полного безразличия к семейным делам.

А вот пример, когда главным признаком общения между мужчиной и женщиной является доминирование прав женщины: право на усталость («Я так устала, что не могу даже шевельнуться, пойди переодень дочь»), на прихоть («Чего я должна тебе что-то объяснять, не хочу идти в кино, да и только!»), на выбор («А я хочу поехать на отдых не к морю, а в горы»), плохое настроение («Разве ты не видишь, что у меня испортилось настроение, и мне сейчас не до твоих баек»).

Мужчине разрешается только одно: не мешать жене жить. И это все наблюдает, чувствует ребенок.

Какой образец он увидит?

Проблемы семейного общения

Мешает эффективному общению в семье и самоутверждение за счет другого. Каждый человек в той или иной степени испытывает потребность в самоутверждении, признании ее значимости.

Если такая потребность не реализуется во внешнем окружении, то, как правило, человек пытается самоутвердиться в семье: муж за счет жены (и наоборот), родители за счет ребенка, самого доступного для этого и беззащитного объекта, который всегда «под рукой».

Много деструктивного привносят в семью и манипуляции и манипулирования. В своем учебном пособии по психологии общения И. М. Цимбалюк приводит такой пример:

«..Живет семья: мама, дочь, внучка. Личная жизнь дочери после развода с мужем никак не складывается.

Каждого потенциального претендента на ее руку и сердце мать встречает с нескрываемой неприязнью и враждебностью.

Если дочь собирается пойти в кино или театр, мать начинает жаловаться на свое здоровье, демонстративно пьет сердечные капли, приговаривая, что все ее покидают, что она никому не нужна.

Втайне от дочери ведет разговор с внучкой о том, как им хорошо втроем и как им не нужны мужчины. Девочка врагом смотрит на любого мужчину, который появляется у мамы, вызывающе себя ведет.

А бабушка потом заботливо замечает дочери, что у внучки совсем плохие нервы, не надо ее волновать.

Причина такого поведения — нежелание делить внимание и заботу дочери с другим человеком. К этому времени мать была в центре семьи, ее требования выслушиваются и выполняются неукоснительно.

А как сложатся отношения с новым зятем — неизвестно, поэтому лучше устранить саму вероятность второго брака дочери».

Следует подчеркнуть: сама мать может и не осознавать, что ее поведение носит манипулятивный характер.

Примеры общения в семье

Иногда члены семьи стремятся улучшить общение в семье, свое состояние или настроение путем негативного влияния на других, не осознавая этого, ведь внешняя сторона такого общения имеет «парадную сторону», что маскирует внутреннее содержание.

Типичным примером является так называемое «пиление», то есть скучные, ворчливые разговоры. Например, отец хочет почитать книгу и обнаруживает, что сын дал ее товарищу.

Выяснив это, отец начинает упрекать сына за то, что он раздает книги из домашней библиотеки, а потом они не возвращаются, что нельзя брать книгу без разрешения, что его товарищ неопрятный и испортит книгу и тому подобное.

Каждый день он спрашивает: «Он тебе еще не вернул книгу?» А товарищ как раз заболел, не ходит в школу. Сын объясняет это отцу, но тот, услышав очередное «нет», «запускает» свое урчание в полном объеме.

Волнуется жена, ей жалко сына, она не разделяет раздражение мужа, потому что знает, что книжка обязательно вернется. Замирает от ужаса бабушка в ожидании нового скандала.

А сын, которому надоело оправдываться по несколько раз в день, перестает обращать внимание на родительские длинные, монотонные речи. Как только отец начинает свой монолог, ребенок зевает, начинает что-нибудь делать, демонстрирует невнимание к отцу.

Конфликтную ситуацию в семье может порождать и постоянное напоминание о давних ошибки. Есть очень много и других психологических тонкостей, которые мешают гармоничному общению в семье, способствуют возникновению конфликтов.

Всем взрослым, заинтересованным в том, чтобы помочь ребенку общаться и развиваться, надо помнить одно: взрослые должны стремиться раскрыть перед ребенком свои наилучшие качества, за которые их ценят и в семье, и вне ее.

Раскрыть в реальных действиях.

Не лишним будет прочитать литературные произведения, которые показывают общение в семье, как негативные отношения в семье («Стрекоза». Осеевой), так и положительные (латышская народная сказка «Добрые братья»; «Брат и младшая сестра» Е. Шима).

Ссылка на основную публикацию