Дети дошкольного возраста сталкиваются с необходимостью развивать в себе многие полезные навыки. Воспитатели учат детей правильно контактировать с окружающим миром, адекватно реагируя на происходящие вокруг события.
Однако невозможно взаимодействовать с этим миром в полной мере до тех пор, пока не научился объективно его воспринимать. Ребенок только в том случае готов полноценно взаимодействовать с окружающей средой, когда имеет правильное четкое и развернутое представление о том, что происходит вокруг него.
Малыш постоянно сталкивается в своей жизни с огромным разнообразием предметов, каждый из которых имеет свою форму, краски, размеры и другие признаки. Ребенок ежедневно попадает в окружение природы с ее многочисленными сенсорными свойствами – запахами, звуками, различными цветами. И даже без вмешательства взрослых неосознанно ребенок воспринимать все это.
Естественные механизмы мозга очень хорошо выполняют свою работу. Но без грамотного вмешательства взрослых в этот процесс познания окружающего мира, у детей формируется ограниченное, неполноценное и поверхностное представление о том, что их окружает. А ведь именно от этого зависит то, сможет ли при взрослении человек принимать правильные решения, гармонично взаимодействуя с людьми, вещами и природой.
Отсюда возникает одно из приоритетных направлений в педагогике – это сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Эта методика подразумевает целенаправленное развитие и усовершенствование различных сенсорных механизмов, свойственных человеческой природе: внутренние представления об окружающем пространстве, ощущения человека и восприятия.
Задачи сенсорного воспитания
Какие задачи должен ставить перед собой педагог?
Воспитание сенсорной культуры ребенка начинается с усвоения принятых в науке сенсорных эталонов.
Что сюда включается?
- форма;
- величина;
- вкус;
- запах;
- цвет;
- время;
- пространственные представления;
- осязание.
Важно не только запомнить эти термины, но и безошибочно давать сенсорную оценку окружающей действительности, предметам и явлениям в любой момент времени и в любых обстоятельствах. Только в таком случае ребенок будет способен адекватно реагировать и взаимодействовать с миром.
Для того чтобы усвоить все перечисленные выше эталоны, ребенку нужно правильно использовать органы сенсорной чувствительности: сюда включаются органы зрения и слуха и механизмы осязания в теле человека. В задачи воспитания ребенка входит обучение его в полной мере использовать возможности своего тела для формирования полной и детальной картины об окружающем пространстве, используя при этом все органы чувств одновременно.
Выдающиеся представители науки о дошкольном воспитании (М.Монтессори, Ф. Фребель, К.И. Тихеева, Н. Блехер, Н.А. Ветлугина и прочие) по праву этой области дошкольного образования приписывали чуть ли не главную роль.
Дидактические игры как средство воспитания сенсорной культуры
Рассказывать трехлетнему малышу о том, что предметы бывают большие или маленькие, что цвет может быть зеленым или красным, что есть узкие или широкие двери не произведет нужного эффекта. Маленьким детям (впрочем, как и взрослым), эти знания представляются довольно скучными и ненужными. Даже если просто использовать красивые картинки и наглядно показывать ребятам свойства предметов, это вряд ли возымеет большой эффект на большинство из них. Как же тогда прививать детям дошкольного возраста культуру сенсорного восприятия?
Вот тут-то на помощь и приходят дидактические игры!
Игра – это основной способ познания ребенком окружающей среды. Игра не только позволяет познавать этот мир, но и развивает навыки, отвечающие за адекватное взаимодействие с ним.
Игра запускает механизмы усвоения нового материала в мозгу у ребенка. Именно поэтому дидактические игры подходят для решения задачи совершенствования способности воспринимать детьми характерные эталонные признаки предметов.
Дидактическая игра обладает двумя полезными функциями. Во-первых, она помогает ребенку самостоятельно и с удовольствием впитывать всю новую информацию. С другой стороны, с помощью игры взрослый имеет возможность напрямую влиять на этот процесс. То есть получается что ребенок воспринимает новые сведения самостоятельно, но руководит этим процессом педагог. Причем делает это ненавязчиво и очень эффективно.
И хотя ребенок воспринимает эту методику обучения как обыкновенную игру, взрослые должны очень серьезно подходить к этому виду игр, воспринимая их как одну из основных методик обучающего воздействия педагогом на ученика.
Грамотное и СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ использование дидактических игр запускает интенсивный управляемый процесс совершенствования сенсорных восприятий у детей до 7 лет. Это очень мощный инструмент, который способен буквально творить чудеса в сознании детей, но только при условии, что инструмент этот находится в руках хорошего специалиста, сумевшего правильно организовать учебный процесс.
Несмотря на внешнюю простоту, дидактическая игра – это очень сложное явление, представляющее собой структуру из пяти элементов:
Дидактическая задача. Она определяется тем, какие задачи ставит перед собой обучающий и какое именно воспитательное воздействие он планирует оказать.
Содержание. Подготавливаясь к игровому процессу, педагог определяет, какие знания он хочет передать детям. Эта информация систематизируется и формулируется на языке детей.
Правила игры. Нужно определить, каков характер и способы взаимодействия участников игры и как этот процесс будет организован в командной или одиночной игре.
Игровые действия. Определяют то, что именно должен делать каждый участник, выполняя свои задачи. Именно этот элемент игры активизирует способность ребенка к усвоению нового материала и делает этот процесс увлекательным.
Результат. Он показывает, насколько хорошо дети усвоили знания и приобрели новые навыки.
Очень важно грамотно проработать каждый перечисленный выше пункт. Дидактическая игра в развитии сенсорного восприятия сыграет положительную роль только при условии, если педагог сумеет вызвать у детей определенные сильные эмоции: удивление, ощущение поиска и восторг открытия, радость, удовольствие, веселье.
Вы можете ознакомиться с некоторыми эффективными играми в статье «20 дидактических игр на развитие сенсорной культуры у детей дошкольного возраста» (ссылка)
Здесь же мы ознакомимся с двумя разновидностями дидактических игр:
Игры для сенсорного развития. Эти игры, как правило, побуждают ребят работать с большим разносортным массивом предметов, имеющих разные характеристики. Как правило, в качестве дополнительных материалов используются большое количество разных карточек, картинок, игрушек. Нужно отыскать все предметы определенной формы. Или нужно рассортировать картинки по цветам. Или предлагается в зависимости от формы предмета, положить его в определенную коробочку. Чаще всего через эти игры дети учатся различать формы, цвета и величины.
Игры с предметами. Эти игры подразумевают работу с какими-то конкретными предметами. Например, нужно собрать матрешку, построить пирамиду, сделать из конструктора дом или вылепить что-то из пластилина. Взаимодействуя с предметами, дети неосознанно знакомятся с их формой, размером, цветом. Это позволяет им организовывать различные предметы между собой, тем самым творя что-то новое.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста и его влияние на общее развитие детей
Развитие сенсорного восприятия положительно влияет на общее развитие ребенка. Каждая игра, помимо своей основной функции, побуждает детей выполнять целую серию упражнений, развивающих детей умственно, обучающих детей помогать товарищам, замечать свои ошибки и исправлять их.
Дети в целом настроены более позитивно, если имеют более полное, детальное и ясное понимание окружающей их обстановки. Они держатся более уверенно и расслабленно. Они с большим удовольствием занимаются познавательной деятельностью и развивают коммуникативные связи со своими сверстниками и взрослыми людьми.
Задачи, которые выполняют дидактические игры, выходят далеко за пределы только лишь сенсорики.
Они оказывают позитивное влияние на следующие аспекты:
- Высокое интеллектуальное развитие;
- Наблюдательность;
- Развитое эстетическое восприятие;
- Развитое воображение;
- Способность концентрации внимания;
- Быстрое обучение новым способам познания окружающего мира;
- Быстрое усвоение новых навыков учебной деятельности;
- Большой словарный запас;
- Хорошая слуховая, зрительная, образная, моторная память.
Если спросить большинство родителей: «Много ли времени лично вы уделяете сенсорному развитию вашего ребенка?», большинство из них признаются, что нет. Многие даже никогда не слышали этого понятия. А ведь это именно то, что им нужно!
Именно эта область воспитания позволяет заложить прочный фундамент для общего умственного развития детей и определяет, насколько успешным будет обучение ребенка в более позднем возрасте.
Именно сенсорное восприятие запускает процесс познания мира. Все другие методы познания плавно вытекают из этого и являются результатом того, каков объем информации человек получил об окружающем мире, как он смог обработать все эти данные и как научился взаимодействовать с внешней средой.
Каждый хотел бы видеть своего ребенка в будущем очень успешным человеком: талантливым, умным, красивым. У детей есть все, для того, чтобы этого добиться. Осталось только научиться правильно направлять этот процесс. И лучшее решение это задачи – обучать детей через дидактические игры.