Труд делает человека человеком. Люди отличаются от животных тем, что они обучаются труду для социализации условий жизни, делая её более привлекательной.
Трудовые навыки даются человеку не с рождения, а передаются от старшего поколения дошкольникам. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои цели и задачи.
Трудовое воспитание в детском саду приучает детей к гигиене и во время занятий закладываются первые навыки, способствующие в дальнейшем выбору профессии.
Трудовая деятельность и ее виды, является общественной и учит детей коллективным взаимоотношениям, общительности и слаженности действий, как со сверстниками, так и с взрослыми, и в детском саду, и в семье. У дошкольников зарождаются чувства гордости и ответственности при решении поставленных задач.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется как в семье, так и в детском саду и связано не только с физическим, но и нравственным развитием детей, так же труд благотворно влияет и на состояние здоровья ребёнка, способствует его укреплению.
В процессе трудового воспитания старших дошкольников в детском саду, постепенно вырабатывается самостоятельность у детей и дисциплина.
Труд, это не однообразное действие, он, как и все воспитательные процессы, делится на виды.
Сюда входят такие направления как самообслуживание, труд на природе, хозяйственно-бытовая деятельность, ручной труд.
В процессе занятий дети детского сада и в семье знакомятся с орудиями труда, овладевают навыками использования их в определённых видах деятельности, одновременно познавая мир и укрепляя полученные знания в памяти, учатся мыслить.
Дети усвоившие в семье уроки различных видов деятельности и уже ощутившие, что не всё так просто даётся, с пониманием и уважением относятся к труду взрослых. Как часто, к сожалению, в семье приходится наблюдать, когда дети варварски относятся ко всему, к чему прикоснутся. Это является свидетельством того, что дети не приучены к труду с малых лет. Жалость к детям или нежелание им прививать любовь к труду, в конечном итоге приводит к жестокости, варварству, вандализму и безнравственности, наблюдаемой сегодня повсеместно.
Трудовое воспитание старших дошкольников и его виды
Одним из разновидностей труда, как уже написано является самообслуживание:
Это тот вид труда, с которым начинается первое знакомство ребёнка, и без которого не обходится ни одно современное общество. Родители и воспитатели детского сада учат детей ухаживать за своей внешностью. Одна из проблем у детей младшего возраста с самообслуживанием состоит в том, что их тело не достаточно сформировано, его движения, и движения пальцев не позволяют выполнять сложные манипуляции.
Задача воспитателей и родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и молнии, умываться, чистить зубы, наводить порядок в помещении, заправлять постель. Эти действия проводятся ежедневно и почти в одной последовательности.
Зачастую не только у детей, но и у взрослых при воспитании ребёнка, не хватает терпения, «приручение» ребёнка это тяжкий труд для взрослых. Ребёнок не только должен научиться опрятности, но и должен научиться различать одежду по разновидности, сезонности и сочетаемости при её использовании. Дошкольники должны знать, что и как называется, тем самым пополняется и детский лексикон.
Для того чтобы научить детей уважительно относиться к труду сверстников и взрослых используется хозяйственно-бытовой труд. Ребёнок к тому же овладевает новыми навыками трудовой деятельности взрослого человека.
Младших детей к этому даже иногда не приходится принуждать к выполнению некоторых процессов. Дети в семье с удовольствием копируют поведение своей мамы во время уборки в доме.
Со временем эти действия входят в норму. Ребёнок уже в младшем возрасте умеет подметать, протирать влажной тряпкой пыль, помогать накрывать стол, полоскать бельё. Пусть ещё его действия не совсем результативны, но это первые навыки, к среднему дошкольному возрасту первые навыки перерастут в полноценные умения.
Старший дошкольник уже способен самостоятельно и качественно, при регулярном трудовом воспитании, выполнять хозяйственно-бытовые работы. Ребёнок старшей группы детского сада не только самостоятельно готовит своё учебное место, и убирает после занятий, подметает и стирает, но и самостоятельно, по собственной инициативе помогает сверстникам и малышам.
Дети, занимаясь хозяйственно-бытовой деятельностью, как в детском саду, так и в семье, учатся создавать и поддерживать порядок и чистоту вокруг себя. Похвала от взрослых стимулирует ребёнка и побуждает его стремление к действиям.
Для того, чтобы дошкольники с раннего детства познали красоты природы свой родины, выработали навыки наблюдать за этой красотой и усовершенствовали свои двигательные способности, существует вид трудового воспитания в природе. У детей после курса таких занятий повышается выносливость, развиваются волевые качества. Дети начинают осознавать, что нужно бережно относиться к природе, чтобы не навредить ей. Начиная с простых заданий, детям дают задание, подкармливать зверей в живом уголке, кормить синичек и снегирей, предлагают помочь при осеннем сборе урожая на приусадебном участке.
Дети в детском саду и в семье с большим удовольствием поливают горшечные растения, ведь это ещё и повод побрызгать друг на друга – побаловаться. Живые уголки с питомцами ещё больше привлекают детей и дошкольников надо учить заботиться о них. В ходе такой работы дети много узнают о мире животных и растений, а также происходящих в них процессах.
В старших группах детского сада дошкольники осваивают первые навыки земледелия, дети становятся более внимательными к своим питомцам. Дети становятся умнее и рассудительнее, они знают, что из маленькой семечки вырастают растения, которыми питаются и люди, и животные, а также усваивают ряд других процессов, происходящих в природе.
В старшем дошкольном возрасте при воспитательной деятельности уже применяются более сложные и ответственные виды и формы труда – ручной труд. Здесь уже детей учат пользоваться некоторыми инструментами, учат работать с различными материалами. Всё это происходит под руководством взрослых.
В детских работах при организации труда используются такие материалы как:
- картон, бумага;
- подручные природные материалы – шишки, листья деревьев, веточки, солома, сосновая и берёзовая кора, орехи;
- другие подручные материалы – различные обрезки тканей, кожи, меха, фантики, коробки и т.д.
Ручной труд – это такая форма труда, которая позволяет детям развивать свои творческие способности и раскрывать внутренний потенциал за счёт собственного воображения и фантазий, у детей появляются задатки конструкторских способностей.
Для организации трудового обучения дошкольников в детском саду и в семье нужно строго соблюдать регламент, осуществлять тщательный контроль за детьми, соблюдать установленные санитарные нормы и правила по охране труда.