Формы физкультурно-оздоровительной работы
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Утренняя гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, гимнастика пробуждения проводятся регулярно.
Оздоровительный бег. Целесообразно проводить ежедневно в медленном темпе после утренней прогулки, перед возвращением детей в детсад, на территории стадиона или вокруг здания садика в зависимости от погодных условий. Дистанцию увеличивают соответственно возрасту детей (200-350 м). С появлением признаков переутомления воспитатель предлагает детям перейти на быстрый или медленный шаг.
Купание детей летом проводят в групповых душевых зонах после прогулки в жаркие и теплые дни.
Плескания в бассейне организуют с подгруппами детей в летний период на улице при теплой погоде (в больших надувных бассейнах, если нет стационарного). В воде дети выполняют несложные общеразвивающие и подготовительные к плаванию упражнения, играют с игрушками под присмотром воспитателя, помощника воспитателя, медицинского работника.
“Искусственный дождь” и “водяные брызгалки из бутылок” используют на прогулке летом в очень жаркие дни во время развлечений с водой.
Снег. Зимой целесообразно проводить растирание ладоней чистым снегом (30-60с) с последующим просушиванием их в перчатках. Если дети ходят без перчаток, взрослый должен следить за состоянием кожного покрова рук.
Земля. Хождение босиком по земле, влажном песке, траве, лужам летом. При наличии чистого травяного покрытия или ровного грунта дети могут играть в подвижные игры босиком. Продолжительность процедуры — не меньше 10 мин в день в зависимости от погодных условий.
Хождение босиком по естественной “тропинке здоровья”. Тропинку размещают на территории заведения. Она состоит из блоков различных массажных раздражителей: песок, мелкий гравий, керамзит, морская галька, сосновые шишки, крупный гравий и тому подобное.
Гимнастика
В комплексы гимнастики включают общеразвивающие упражнения для различных групп мышц и специальные упражнения на формирование стопы и осанки. Количество движений и дозировка упражнений должна соответствовать возрастным возможностям детей. Особое внимание уделяется использованию оборудования и инвентаря, отбора различных исходных положений для туловища, рук и ног. Комплексы завершают хождением по групповой “тропинке здоровья”.
Стимулирующая гимнастика
Проводят в течение 3 мин с целью психостимуляции к активной учебной деятельности перед началом первого занятия в хорошо проветриваемом помещении. Состоит из четырех упражнений, которые повторяют 4-5 раз: подтягивания, наклоны головы (вперед — назад, влево — вправо), глубокие наклоны туловища (вперед — назад, влево — вправо), виброгимнастика (резкое опускание на пятки из положения “стоя на цыпочках”).
Завершает комплекс самомассаж: погладить, а потом размять мышцы шеи и затылка пучками первого, второго, третьего и четвертого пальцев обеих рук. Большой палец массирует нижнюю часть шеи. Стимулирующую гимнастику осваивают дети средней и старшей групп.
Дыхательная гимнастика
Проводят во время занятий по физической культуре (на свежем воздухе и в помещении). Дети дышат только носом, выполняя специальные дыхательные упражнения из положений сидя или стоя. Малышей учат разных видов дыхания: нижнего, среднего, верхнего, ритмичного дыхания во время ходьбы, для очищения дыхательных путей, для стимуляции умственной деятельности.
Согласно возраста детей комплексы содержат от четырех до десяти упражнений. Дыхательные упражнения проводят также во время утренней гимнастики, физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой.
Дыхательная гимнастика по методу К. Бутейко. Базируется на создании поверхностного дыхания, которое на определенное время ограничивает попадание кислорода в организм. Доказано: так кислород усваивается лучше. Методика предусматривает выполнение игровых упражнений в течение 3-5 мин ежедневно во время утренней прогулки с детьми младших, средних и старших групп в течение года.
Проводят ежедневно, длительностью 3-5 мин) в форме физкультминутки на занятиях, как самостоятельную форму работы в свободное время, а также во время организованных логопедических занятий. Все упражнения выполняют медленно, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в заключение — обеими одновременно.
Взрослые следят за правильной осанкой кисти руки ребенка и точностью перехода от одного движения к другому. Такие упражнения предлагают выполнять детям, начиная с раннего возраста и чередуя с элементами цветотерапии.
Специально-вспомогательные меры
Ароматерапия
Форма оздоровительной работы, направленная на профилактику ОРВИ, заболеваний верхних дыхательных путей. Положительно влияет на общее состояние организма.
Особенно полезна ароматерапия во время эпидемии гриппа: дети дышат парами лекарственных трав, эфирных масел, аромакомпозиций.
Все аромапродукты имеют сильные противомикробные, антибактериальные, антисептические свойства.
Целесообразно использовать аптечные масла: сосны, пихты, шалфея, лаванды и др. Для проведения процедуры специально обрабатывают комнату. Обработку воздуха ароматическими парами начинают за 10 мин до сеанса.
Процедуры ведут с разрешения врача-педиатра, согласия родителей, под наблюдением медицинского работника два раза в год осенью и весной (дополнительно во время эпидемии гриппа и ОРВИ) в течение двух недель после дневной прогулки (продолжительность 8-10 мин). Сеансы ароматерапии можно сочетать с пением, психогимнастикой, аутотренингом.
Чеснокотерапия
Разновидность ароматерапии на основе запахов чеснока и лука. Мелко порезанные по одному или в смеси эти природные средства противовирусного действия размещают на маленьких тарелочках в групповой, спальной, раздевальной комнатах утром до появления легкого аромата.
Во время эпидемии гриппа или при первых проявлениях у ребенка простудных симптомов рекомендуют одеть малышей “чесночное ожерелье”. Сопутствующий прием: употребление чеснока и лука в пищу.
Фитотерапия
Фиточаи и травяные сборы применяют при согласии врача-педиатра и родителей воспитанников для профилактики простудных заболеваний. Самые полезные лекарственные травы и растения своей местности. Фитолечебные курсы проводят дважды в год в течение месяца в ноябре и марте детям, которые не имеют врачебных противопоказаний, всех возрастных групп.
Фиточаи подают через один час после завтрака (100мл) чуть подслащенными. В состав сбора входят: плоды шиповника — 2ч., плоды рябины — 1 ч., листья черной смородины — 1 ч., листья и цветы калины — 1 ч., однолетние побеги малины — 1 ч.
Лечение горла полосканием травяными настоями (в чередовании с содовым раствором или соле-йодовым) проводят после дневного сна, по назначению врача, ослабленным детям и всем в период реабилитации после простудных заболеваний.
Йодотерапия
Пополнить недостаток йода в организме поможет употребление йодированной соли.
На пищеблоке первое блюдо солят совсем немного, досаливание йодированной солью проводит помощник воспитателя прямо в тарелки с первым блюдом. (Проводят в октябре, декабре, феврале, апреле в младших, средних, старших группах).
Цветотерапия (элементы)
Игровой прием “купание”, “облучение”, “одевание” разнообразных красок в сочетании с самовнушением положительно влияет на нервную систему ребенка, на психофизическое состояние дошкольника в целом, лечит легкую головную боль, игровой прием следует сопровождать словесными комментариями взрослого, ориентированными на сохранение психического, физического и духовного здоровья малыша.
Проводить следует в холодный период года, при коротком световом дне для предотвращения депрессивных состояний, снятия напряжения. Продолжительность 3-5 мин для старших дошкольников. Инвентарь: плакаты разных цветов, цветные ткани, разноцветные фонарики, наборы разноцветных кисточек и тому подобное.
Сказкотерапия (элементы)
Форма лечебно-педагогического воздействия. Особенно полезна для детей, которые имеют нарушения в эмоциональной сфере и поведении. Слушая терапевтическую сказку, ребенок настраивает свой организм на спокойный отдых.
Во время рассказывания (чтения) сказок воспитатель должен придерживаться необходимой интонации, пауз, других средств, которые помогают ярче создать образ персонажа, раскрыть содержание сказки.
Проводить сказкотерапию стоит ежедневно перед сном, когда дети лежат в кроватях. Обязательное правило: после сна, во вторую половину дня, следует обсудить с детьми содержание произведения.
Витаминные дни
Помогают обеспечить организм необходимыми витаминами и минералами природного происхождения. Во время полдника каждую среду в течение всего года дети принимают дополнительно к основному меню: сырые фрукты, овощи, пророщенные зерна, ягоды, орехи, мед.
Валеологические минутки
Организовываются дважды-трижды в неделю. Проводят валеологические минутки воспитатели, используя различные формы работы (в зависимости от педагогических задач текущего дня), во время которых у ребенка формируют практические умения и навыки по укреплению здоровья и здоровья близкого ему окружения.
Занятия на развитие мелкой моторики
Специальные занятия для гиперактивных детей, которые нуждаются в регуляции негативных проявлений психики. Проводят во вторую половину дня, вечерние часы индивидуально или с группой из 2-3 детей в групповом помещении или на прогулке.
Инвентарь: мозаики, конструкторы, ручные эспандеры, волчки, шнуровки, пуговицы, застежки змейка, липучки, веревки и тому подобное. Прекрасно успокаивает детей занятия оригами. Продолжительность 10-15 мин.
Кукольный театр
Представления организуют не реже одного раза в месяц. В “труппы” входят педагоги и воспитанники старших групп. С помощью разных видов театра “артисты” знакомят детей с различными методиками оздоровления организма, учат заботиться о собственном здоровье.