Как свидетельствуют наши наблюдения и экспериментально-психологические исследования, проблемы воспитания детей и развитие психических процессов дошкольников происходит в пределах возрастной нормы, и отклонения в детском поведении не обусловлены клинической симптоматикой. Однако осложнения и трудности, которые переживает каждый ребенок, волнуют взрослых (воспитателей и родителей) и требуют от них повышенного внимания и особого педагогического мастерства.
Каждый ребенок — неповторим, поэтому и подходить к нему нужно с учетом тех влияний, которые оказывают на него воспитание, обучение и социальная среда. Взрослые должны понять истинные причины отклонений в поведении ребенка, учитывая его индивидуально-типологические особенности, возможности и интересы, стиль семейного воспитания.
Через наблюдение за ребенком в различных ситуациях: как он ведет себя в новых условиях, как реагирует на трудности во время выполнения учебных заданий, каким способом разрешает конфликты, воспитатели смогут выявить отклонения в детском поведении и скорректировать их.
Бесспорно, эта помощь станет продуктивной, когда будет известна модель семейных отношений, тех разнообразных воздействий, которые испытывает ребенок от членов своей семьи — людей разного пола, возраста, предпочтений, которые повседневно, ежесекундно воспитывают своими поступками, интонацией, выражениями, жестами, мимикой.
Для воспитания здоровой личности решающее значение имеет ранний эмоциональный опыт. Если ребенок дошкольного возраста развивается согласно установленных возрастных норм, то главной причиной отклонений в его поведении является в основном неправильное воспитание в семье.
Отсутствие системы ценностных ориентаций, непоследовательность семейных дисциплинарных требований, неумение взрослых наладить психологический контакт с детьми вызывают возникновение таких отклонений в детском поведении, как агрессивность, замкнутость, пассивность, тревожность, неуверенность, плаксивость. Таким детям труднее привыкнуть к новому, они чаще конфликтуют со сверстниками и членами своей семьи.
Многочисленные психологические исследования отечественных и зарубежных авторов рассматриваются проблемы воспитания детей и подтверждают большое значение детско-родительских отношений в развитии каждой личности. Как отмечал Г.С. Костюк, воспитание, которое сводится лишь к внешним воздействиям (приказы, запреты, и т. п.) и игнорирует внутренние изменения в мыслях, чувствах, потребностях и стремлениях воспитанников, обречено на неудачу.
Неправильное воспитание детей в семье порождает отрицательные черты ребенка, которые сначала возникают как ситуационные явления и выражают ее противодействие грубым требованиям взрослых, а впоследствии закрепляются и превращаются в устойчивые характерологические черты.
Рассмотрим кратко основные типы неправильного воспитания по отношению к ребенку.
Гипоопека — это вид крайне неправильно организованного воспитания, что проявляется в полной бесконтрольности и отсутствия надзора, интереса к детским проблемам и увлечениям. Дети чувствуют, что взрослым безразлично, что они делают, и что с ними происходит. Отсутствие постоянного родительского внимания, отсутствие режима, недостаточный контроль за поведением ребенка часто становятся причиной знакомства с асоциальным окружением.
Абсолютная противоположность такому воспитанию — гиперопека, что предполагает чрезмерную опеку и мелочный контроль за каждым шагом ребенка. Ряд постоянных, запретов, когда ребенок не имеет права на собственное мнение, принятие решения, самостоятельность и ответственность, создает у него впечатление, что ему «все нельзя», а сверстникам «все можно». Понятно, что при таких условиях ребенок не имеет возможности учиться на собственных ошибках и накапливать личный опыт.
Воспитание «кумира семьи» проявляется в чрезмерной опеке, когда родители пытаются максимально и некритично удовлетворить все прихоти своего ребенка. С детства малыш растет в атмосфере постоянного одобрения, обожания, восхищения им. Такие условия и соответствующее им воспитание ребенка фактически программируют ребенка на кризисную ситуацию в будущем, привычка быть лучшим и первым, высокий уровень притязаний, с одной стороны, и недостаток личного опыта, неумение работать — с другой, могут стать причиной истерического детского поведения.
Воспитание ребенка «Золушки», или эмоционального пренебрежения, приводит к ребенка к ощущению собственной ненужности в семье, он — обуза для своих родителей, без него было бы свободнее всем. Положение еще больше усложняется, если у ребенка есть братик или сестричка, к которым относятся гораздо лучше. Постоянное осознание себя нежеланным, нелюбимым становится первопричиной детской невротизации личности.
Разновидностями неправильного воспитания является также жесткие взаимоотношения: суровые наказания за незначительные проступки, «срывание зла» на малыше. Вся семья находится в атмосфере неприязни, между членами выросла невидимая стена, каждый живет сам по себе, без помощи, поддержки, заботы других. Даже, если в семье нет драк и громких ругательств, такие обстоятельства влияют на дальнейшее психическое развитие дошкольника.
В случае завышенной моральной ответственности мамы и папы возлагают большие надежды на будущее своего ребенка и ожидают от него больших успехов. Чаще всего эти требования — проекция несбывшихся замыслов и мечтаний родителей. Ребенок постоянно сосредоточен на том, чтобы не огорчить своих родных, оправдать их надежды, вследствие чего испытывает постоянную тревогу, напряженность, усталость, что также влияет на состояние его психики и поведение.
Еще одной причиной дисгармоничного воспитания считают наличие «воспитателей-конкурентов». Это пример семьи, где одновременно воспитателями являются представители нескольких поколений. Родители, бабушки, тети придерживаются разных взглядов относительно методов воспитания, внедряя их, часто конкурируют между собой. Такой воспитательный «беспорядок» может стать источником беспокойства для малыша, повлечет болезненные проявления в его поведении.
Как показывает опыт, родители, которые обращаются за психологической помощью в отношении «проблемных» или «трудных» детей, сами в детстве страдали от конфликтов с близкими взрослыми. Сейчас же они подсознательно воспроизводят «знакомый стиль» воспитания.
Важно отметить, что дети учатся у родителей соответствующих способов поведения через наблюдение за их отношениями. Когда требования к правилам поведения и родительский пример будут совпадать, то и ребенок будет воспроизводить родительское поведение, и если родители говорят одно, а делают другое, требуют от малыша честности, но сами обманывают друг друга, призывают к сдержанности, а сами ругаются и дерутся, то для ребенка ситуация личного выбора поведения будет очень сложной.