Как формировать у ребенка культуру общения?


Одним из важнейших условий, влияющих на качество коммуникаций, является речь человека. Коммуникация и культура общения детей в свою очередь являются смысловым аспектом взаимодействия с обществом.

Сюда включаются установления контактов, общение между людьми, взаимный обмен информации. Для того, чтобы полноценно развивалась личность ребенка, важно чтобы он как можно больше принимал участие в общении. Общение – это ведущий вид деятельности человека. Он позволяет ему познавать самого себя и давать себе оценку с помощью других людей.

Совместная деятельность в процессе коммуникации

Во время совместной практической деятельности создаются сложные коммуникационные речевые системы.

Речь может обладать различными свойствами. Например, она может быть чистой и правильно. Также речь может быть точной и логичной. Речь бывает выразительной и уместной. Речь, соответствующая этим характеристикам свидетельствует о хорошо развитых коммуникативных навыках. Человек испытывает постоянную потребность в общении.

И именно речь является главным средством удовлетворения этой потребности. Дошкольный возраст – это время, когда речь развивается наиболее сильными темпами.

Культура общения детей

Ребенок испытывает огромную потребность в том, чтобы общаться с другими людьми. Общение позволяет сформировать связи, развивать основы его социального поведения, ребенок приобретает новые знания и приобретает духовные ценности.

Речевое общение в детском саду

Современное дошкольное образование предъявляет более высокие требования к общению детей, чем раньше. Речевое общение в детском саду имеет познавательное содержание, прививает литературные образы речи, помогает поддерживать диалог не только с ровесниками, но и со взрослыми и потреблять культурный контент.

Государственный стандарт также содержит определенные требования, которые предъявляются к методам педагога, стимулирующим и развивающим речевые навыки дошкольников.

Очень важно для личностного развития, чтобы ребенок овладел правильной речью.

Главная линия работы педагога в развитии детей – это помогать им овладеть устной речью. Уже в дошкольный период активная речь становится главным коммуникативным средством для человека.

Особенности коммуникации старшего дошкольника

Современная психология выделяет следующие особенности, характерные для старших дошкольников в речевом развитии:

  • старшие дошкольники имеют уже достаточно устойчивую систему взаимоотношений с самим собой и с окружающими людьми. Их интерес к самим себе возрастает в этом возрасте, они пытаются разобраться в собственных поступках и качествах. Так начинает формироваться их самооценка;
  • совершенствуются новые условия, при которых развивается личность ребенка – он начинает предъявлять к самому себе требования и следит за своей культурой общения;
  • в этом возрасте ребенка начинают интересовать правила и нормы взаимоотношений с людьми. Он начинает приобретать устойчивые моральные взгляды;
  • очень большое влияние на ребенка оказывает коллектив сверстников, коллективные отношения приобретают для него большое значение, он начинает испытывать потребность в положительном к нему отношении со стороны товарищей, его интересует то, как они оценивают его поступки.

Направления деятельности общения детей

Невозможно развивать культуру речевого общения, не прививая детям нормы и правила русского языка. О.С. Ушакова пишет о том, что существует три направления: структурное направление связано с усвоением структурных уровней родного языка; функциональное – связано с развитием языковых навыков в процессе коммуникаций; когнитивное – связано с развитием способностей к осознанию языковых явлений.

Все эти элементы тесно связаны между собой. Все исследования, которые изучают различные аспекты речи детей дошкольного возраста, включают в себя изучение развития осознания языковых явлений.

Это соответствует тому, какова главная цель по формированию речи у дошкольников: развитие устной речевой активности, помощь в освоении литературного языка родного народа.

Задачи развития речи

Развитие речи – это многогранная цель, которая состоит из множества отдельных задач. Если проанализировать формы речевого общения, а также языковую структуру и языковые единицы, уровень осознанности в речи, то можно выделить некоторые из этих задач.

Важно рассмотреть подробно характеристику каждой задачи по развитию речи. Это позволит увидеть их роль в развитии культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Культура общения детей и словарная работа

Обсудим то, каким образом формирование речевого общения связано со словарной работой. Для того, чтобы обогатить лексический запас слов, важно не только пополнить его большим количеством разнообразных терминов и понятий.

Необходимо, чтобы дети понимали содержательную сторону слов, чтобы они видели семантику слова, точно понимали значение каждого слова, видели взаимосвязи между этими словами. Ведь именно семантика в процессе устной речи играет огромную роль.

Основоположником исследования словарной работы в детском саду считается М.М. Конина. Другие исследователи, такие как Н.П. Иванова, например, были ее учениками и также посвятили свои работы этому вопросу. Семантику подробно изучила Е.М. Струнина и другие.

Стоит отметить, что словарный запас – это ядро развития речи у детей, так как именно слово является главной языковой единицей.

В лексическом словаре человека отражено содержание речи. Дети усваивают далеко не все слова, которые слышат от других, а только те, которые им необходимы для общения и жизнедеятельности. Важно не только запоминать сами слова, нужно понимать их значение и уметь правильно подбирать в соответствии с ситуацией и контекстом.

Словарная работа не проводится независимо от других видов деятельности. Обычно она является частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Речевые упражнения помогают закрепить результаты проведенной словарной работы. Важно, чтобы дети имели представление о сочетаемости слова с другими, видели его ассоциативные связи.

Звуковая культура речи

В процессе формирования речи у дошкольников воспитатель ставит перед собой еще одну важную задачу: формировать у детей звуковую культуру речи.

Звуковая культура общения детей как составляющая речи также разделяется на два элемента: способность ребенка воспринимать чужую речь, развитие у дошкольника речедвигательного аппарата. По мнению многих исследователей большую роль играет осознание дошкольником фонетической составляющей речи.

Ребенок уже в дошкольный период хорошо замечает недостатки как в своей собственной, так и в чужой речи. Осознавая звуковой аспект речи дети приходят к осознанию речи в полном смысле этого слова. Они начинают осознавать само по себе языковое явление и речь. Это становится хорошей предпосылкой для развития произвольной речи.

Для того, чтобы выполнить эту задачу, необходимо достичь следующих промежуточных целей: формирование у детей речевого слуха, с помощью которого ребенок воспринимает и может различить различные фонологические средства языка; развитие правильного произношения звуков; развитие орфоэпии; усвоение таких средств речи, как темп, тон, интонация, сила и тембр; формирование правильной дикции. Важно уделять достаточно внимания речевой культуре.

Важно обучить детей тому, как правильно использовать средства выразительности речи, учитывая условия и те задачи, которые ребенок ставит перед собой.

Грамматическая культура речи

Развивая грамматическую речевую культуру, важно развивать также и морфологическую культуру. Также сюда включается использование методов синтаксиса и словообразования. Не владея грамматикой, ребенок в принципе не в состоянии поддерживать речевое общение. Такие исследователи, как М.И. Попова, А.Н. Гвоздева, Ф.А. Сохина и другие внесли большой вклад в изучение особенностей формирования грамматики.

Они пишут о том, что детям непросто дается изучение грамматической языковой структуры, ведь грамматика по своему содержанию является абстракцией и отвлечена от материального мира.

Изучение грамматического строя осложняется также и тем, что русский язык имеет множество непродуктивных форм, а грамматические правила имеют множество исключений.

Дети изучают грамматику неосознанно: они подражают речи взрослых и используют метод обобщения. Важно, чтобы педагог обращал внимание на каждую часть речи, помогал ребенку усвоить все методы словообразования, а также усвоить все возможные синтаксические конструкции. Дети должны свободно и грамматически верно строить свою речь. Дошкольники должны уметь продуцировать грамматически верную связную речь во время общения.

Для того, чтобы успешно сформировать речевую культуру у дошкольников, необходимо развивать у них способность к связной речи, которая должна проявляться как во время диалогов, так и во время монологов.

Диалогическая речь

Для дошкольников основным способом общения является диалогическая речь. поэтому в первую очередь нужно уделить внимание тому, чтобы формировать их коммуникативно-речевые способности. А это невозможно делать без целенаправленного вмешательства взрослых.

Важно научить дошкольника правильно вести себя во время диалогического общения. Ребенок должен уметь слушать другого, правильно понимать смысл чужой речи, вовремя вступать в разговор и поддерживать его ход.

Культура общения детей включает в себя умение вежливо отвечать на вопросы и уметь самостоятельно задавать вопросы другим. Также они должны быть в состоянии использовать различные средства языка, объяснять что-либо, учитывать ситуацию во время общения.

Диалогическая речь способствует развитию более сложного навыка – навыка вести монологическую речь. сюда включается способность внимательно слушать, воспринимать связные тексты, пересказывать их, продуцировать собственные речевые высказывания.

Все, что усвоил ребенок в родном языке составляет содержание его связной речи. Сюда включается многое: это и звуковой строй речи, и лексический запас, и грамматический строй. Именно это определяет способность ребенка правильно использовать собственную речь для достижения ее главной цели – для общения и коммуникаций. Именно связная речь позволяет человеку поддерживать полноценное общение с другими людьми.

Художественный текст как средство развития речи

Осознавая языковые явления, ребенок должен справиться с еще одной задачей – познакомиться с великими художественными произведениями. Художественные тексты оказывают большое влияние не только на развитие речи детей, но и на их нравственное формирование.

Начиная знакомство с миром художественной литературы, ребенок активно пополняет собственный запас слов, его образная речь формируется большими темпами, он приобретает поэтический слух. Также художественная литература позволяет помочь детям развить творческие способности в речевой деятельности, усвоить принятые в обществе нравственные и этические понятия.

Для того, чтобы развивалась культура общения детей и культура самой речи, необходимо помогать им формировать образную речь. сюда включается понимание того, как применять существующие в литературном языке нормы и правила. Также ребенок должен уметь понятно передавать содержание своих мыслей, делиться чувствами и представлениями.

Речь должна оформляться таким образом, чтобы соответствовать цели общения, ее содержанию, она должна быть грамматически верно и выразительной. Благодаря художественной литературе ребенок приобретает вкус к богатству родного языка, формирует способность встраивать в собственные речевые высказывания различные средства выразительности.

В этом также может помочь знакомство с поговорками и пословицами. Эти представители художественного фольклора наиболее понятны и просты для восприятия детьми.

Культура общения детей со сверстниками

Дошкольники большую часть времени проводят, общаясь с ровесниками. Это позволяет каждому члену группы включиться в систему межличностных отношений.

Дети ежедневно взаимодействуют друг с другом и осуществляют совместную деятельность. Такие именитые авторы, как А.А. Бодалев и Б.Ф. Ломов, воспринимают понятие «культура общения детей» как один из самых сильных факторов, влияющих на личностное развитие, физическое и психическое здоровье человека.

В дошкольный период общение также является главным фактором, влияющим на готовность ребенка к обучению в школе.

Большинство детей в плане общения со сверстниками развиты вполне достаточно. Они умеют выстраивать контакты как с детьми, так и со взрослыми. Дети умеют осуществлять совместную игровую деятельность, договариваться друг с другом. Дети умеют совместно планировать что-либо и реализовывать поставленные задачи.

Они свободно высказывают свои желания, они умеют правильно задавать вопросы. Во время общения дети неосознанно, но правильно используют различные коммуникативные приемы, такие как речь и мимика, а также жесты. У детей есть полезное свойство – они интересуются собеседником.

Однако есть дети, которые в разной степени сталкиваются с трудностями в освоении коммуникативной деятельности. Это легко выявить, если понаблюдать за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, как он проявляет себя в ролевых играх, как он ведет себя во время нерегламентированной коммуникативной деятельности.

Если дошкольнику сложно войти в детский коллектив, если он не учитывает интересы своих партнеров, то его коммуникативные способности становятся бедными по сравнению с большинством. Это негативно сказывается на игровой деятельности дошкольника, его межличностных отношениях, приводит к невысокому статусу среди товарищей.

В результате развиваются сложные отношения с ребятами, часто возникают конфликтные ситуации, дети не могут договориться между собой о чем-либо. И хотя такие дети стремятся играть с другими, им сложно установить дружеские связи, во время игр часто возникают ссоры и эти дети часто проводят время в одиночестве.

Таким образом, для того, чтобы была сформирована культура общения детей, а ребенок усвоил основы культуры речи, он должен обладать высоким уровнем речевого развития. Сюда включаются следующие навыки и знания: ребенок должен владеть литературными правилами и нормами русского языка, он должен свободно использовать грамматику и лексику при построении речевых высказываний; он должен уметь создавать и поддерживать контакты как со взрослыми, так и с ровесниками; он должен уметь внимательно слушать, правильно отвечать, корректно возражать, понятно спрашивать и грамотно объяснять.

Ссылка на основную публикацию