Развитие ребенка в деятельности общения


Почему сейчас много внимания педагоги уделяют развитию всех речевых компонентов ребенка на разных возрастных этапах?

Психологическое обоснование процесса становления речевого взаимодействия дошкольников в целенаправленных видах деятельности и совершенствования всех компонентов речевой способности дают возможность эффективнее поддерживать у детей проявления творчества в предметно-практических, игровых, изобразительных и познавательных видах деятельности и индивидуально помогать детям, которые испытывают трудности в языковой коммуникации.

Поэтому своевременное изучение речи ребенка, ее формирование и становление через проявления эмоциональных, когнитивных, лингвистических достижений направляет внимание педагога на выявление таких характеристик личности, которые отражают целостный подход к оценке развития ребенка.

Анализируя характеристики коммуникативно-речевого генезиса ребенка, имеем возможность отразить не только развитие личности ребенка, но и сам процесс роста личности ребенка как становления синтеза характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате его взаимодействия со средой.

Вполне понятно, что речевые достижения и развитие речи ребенка как отражение опыта межличностных отношений отражают личностно-значимые психологические феномены: статус ребенка в семье и в группе детей, отношение окружающих к ребенку, что проявляется в самооценке. Однако, помимо внешних характеристик отношений ребенка с окружающими, общение ребенка, важную роль играет особое отношение малыша к людям и к самому себе.

Поиск педагогической модели, которая развивала бы способности ребенка и помогла бы ему реализовать свое «Я», состоит в организации деятельности, заданной извне, от взрослого. Как при этом учесть активность малыша?

Важно актуализировать внутренние силы и потребности ребенка. Именно направленность на развитие мотивационной сферы личности дает возможность использовать резервы психики, возрастные возможности и природные способности ребенка.

Памятка по развитию речи детейРазвивающая психология обучения должна отражать потребности малыша в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Это является обязательным условием его социального развития. С овладением предметной стороной любой деятельности (знания, умения, навыки) у ребенка актуализируется потребность в утверждении своего «Я», то есть дошкольник самоутверждается среди людей.

Общение ребенка не только помогает ему брать, получать, приобретать опыт, но и создает условия для того, чтобы реализовать свою индивидуальность в общем деле, и, что не менее важно, учит дошкольника делиться собственным опытом, уделять внимание людям, уважать их и тому подобное. Поэтому предложенная система методов описана с точки зрения их дидактической характеристики (наглядные, словесные, практические), реального взаимодействия педагога с воспитанниками.

Иначе говоря, система обучения речевому общению рассматривает такие методы: создание мотивации деятельности; организация познавательной деятельности детей, направленной на получение новой информации; репродукция знаний и формирования умений и навыков; систематизация и обобщение приобретенных знаний, а также методы организации творческой деятельности для применения знаний, умений и навыков в новых условиях.


Возможно, Вам будет интересно посмотреть, какие прически носят сегодняшние дошкольницы
Прически для девочек


Кроме того, предложенная технология речевого общения не разграничивает процесс обучения по отраслям знаний (математика, природа, язык), а базирована на главном деятельностном подходе к развитию личности.

Предусмотрено, что ребенок должен научиться определять с взрослым цели своей деятельности, находить средства ее реализации, проявлять волевое усилие в достижении цели и упорное стремление быть автором, творцом своей жизнедеятельности. Иначе говоря, стержнем предлагаемой инновации является гармонизация внутреннего психического в жизни ребенка через организацию культуры жизнедеятельности.

Общение мамы с дочкойДля этого нужно прогнозировать воспитательные ситуации развития ребенка, в которых интегрируются содержание (функции воспитательной деятельности педагога), методы (способы выполнения функций) и критерии качества (показатели психолого-педагогической диагностики развития ребенка). Такой подход к прогнозированию ситуаций развития приобретает формы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком.

Значение и роль психолого-педагогического проектирования воспитательного процесса обусловлены тем, что оно служит связующим звеном между теорией и практикой воспитательного процесса.

Спроектировать педагогический процесс — значит спроектировать деятельность воспитателя и деятельность воспитанника в их взаимодействии.

Такое проектирование системы личностно-развивающего взаимодействия приобретает модели целостного проекта, компонентами которого являются:

  • психолого-педагогическая диагностика физического, психического, социального развития ребенка; определение педагогических задач;
  • организация совместной деятельности педагога и воспитанников;
  • мониторинг динамики и уровней активности детей, коррекция;
  • анализ и прогнозирование воспитательных ситуаций этой межличностного взаимодействия на индивидуальном и групповом уровнях.

Понимание ребенком ситуации общения (реальной, наглядной по картинке или воображаемой) является важной характеристикой, определяющей собственно речевое сообщение. Коммуникативная направленность, «включенность» в ситуацию взаимодействия порождает цель, мотив, содержание действий между коммуникантами, тему речевого сообщения и форму его построения.

Если ситуация значимая, проблемная, то она определяет динамичность отношений ее участников, активность, заинтересованность, побуждает быть готовым к взаимодействию. Знание ситуации улучшает качество речевого общения, потому что в нем отражена зависимость между объективной действительностью, мышлением и языком. Сама структура ситуации отражается в структуре общения человека (подбор слов, построение предложений, их взаимосвязь, форма организации — диалог, монолог).

Понимание ребенком целостной картины образа ситуации является наиболее важной характеристикой уровня психического развития, потому что синтезирует в себе когнитивные, аффективные и мотивационные параметры. Выбор главных признаков, атрибутов речевой коммуникации является чрезвычайно важным для ребенка.

Считаем, что характеристики образа ситуации, т. е. взаимосвязанной системы «человек-ситуация» являются самодостаточными признаками в развитии общения как деятельности. Ребенок, проявляет понимание причинных связей и взаимозависимостей указанной системы, демонстрирует развитие логики мышления: понимание соотношений между главными и второстепенными признаками, соотношений между целым и части, понимание особенностей взаимодействия между различными составляющими ситуации общения.

Речевое высказывание как показатель инструментальной стороны коммуникативно-речевого развития ребенка должно быть адекватным ситуации общения, поскольку ее понимание определяет тему высказывания, форму построения и содержание языка через отбор лексики, его согласование и воспроизводственные (фонетические) свойства языка.
Задачи в области коммуникативно-речевого развития ребенка

Обеспечение целостности и жизнеспособности различных сообществ людей: «ребенок-взрослый», «дети-взрослые», «ребенок-ребенок», «дети-сверстники и малыши». Развитие у воспитанников дошкольного возраста всех форм (эмоционально-личностное, ситуативно-деловое) и средств (невербальные, языковые) общения.

Развитие и дифференциация эмоций (нравственных, интеллектуальных, эстетических), что является основой ценностных ориентаций, связанных с человеком и другими субъектами общения (мир природы, искусства, предметный мир).

Формирование познавательной и исследовательской деятельности, способы познания окружающего мира, связанные с коммуникацией.

Формирование творческого (продуктивного) отношения к разным формам деятельности и общения, развитие коммуникативно — речевых способностей.

Когнитивные трудности ребенка в общении можно обобщить как неумение:

  • анализировать ситуацию общения (пространственно-временные характеристики обстановки, предметов, времени, действий, событий);
  • анализировать и оценивать эмоциональные характеристики персонажей, партнеров по общению;
  • обобщать, выделять главное, существенное, осуществлять причинно-следственные связи в системе «человек-ситуация».

Учитывая то, что в методике формирования общения центральной единицей является языковое выражение, стоит отметить: все лингвистические упражнения должны быть подчинены главному заданию — научить лексически точно, фонетически и грамматически правильно, в соответствии с нормами языка, оформлять свою мысль в языковом высказывании, научиться понимать лингвистическую форму выражения мнения окружающих.

Процесс организации лингвистических упражнений должен отражать психологические характеристики отношений общения: кто? кому? что? зачем? и как? Форма построения речевого высказывания (ответ на вопрос «как?») зависит от личного решения вопросов, связанных с участниками коммуникации (кто? кому?) и способности правильно осуществить анализ-синтез пространственно-временных и причинных характеристик, связанных с ситуацией общения (что? зачем?).

Мы обращаем внимание взрослых (педагогов, психологов, родителей) на изменение единицы обучения речи, если вы выбираете коммуникативный подход к развитию речи ребенка. Деятельностный подход к развитию форм и средств общения акцентирует внимание на формировании разных форм речевых высказываний.

Итак, подведем итог.

Речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве.

Согласно типовых коммуникативных заданий дети с различными формами общения решают и усваивают в одном языковом материале различные лексические и грамматические особенности.

Педагогический вывод этой закономерности заключается в том, что для развития речи ребенка недостаточно предлагать ему разнообразный языковой материал.

Необходимо очерчивать перед ребенком новые цели общения, требующие усвоения и творческого использования новых невербальных языковых средств и их взаимодействия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети!
Просто нажмите кнопку соцсети



Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: