Какой он — путь к познанию в дошкольном возрасте?

Образовательная деятельность в ДОУ Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

Познавательная деятельность детей

Наше общество в большей степени становится рациональным и прагматичным, нацеленным на получение прибыли, зачастую, в ущерб формирования иных качеств личности. Мотивы подобных процессов вызывает определенное беспокойство у многих специалистов. Особо стоит отметить, что познавательная деятельность детей должна формироваться уже в дошкольном возрасте, но ряд педагогических современных методик не уделяет достаточного внимания такому аспекту как познавательное развитие детей.

Всегда необходимо помнить, и это ставится во главу угла классическими методами обучения, что ребенок старшего дошкольного возраста не учится для себя, имея «в голове» отдаленные перспективы. Мотивы его качественной работы – это подарки, оценки и отметки, а также похвала. Но это продолжается достаточно непродолжительное время – далее необходимо для детей старшего дошкольного возраста искать новые мотивы. В противном случае процесс обучения может существенно затормозиться.

И в этой ситуации на помощь может прийти познавательная деятельность. Именно она решает, пожалуй, главную задачу, которая стоит перед современной системой образования – «научить учиться» (существенно в этом вопросе помогает организация познавательно-исследовательской деятельности). При этом очень важно, чтобы познавательная сфера соответствовала их интересам, физиологическим и психолого-эмоциональным способностям маленького человечка. Иными словами, мотивы развития ребятам старшего дошкольного возраста должны быть понятны, а методы достижения – доступны.

При этом развитие познавательных способностей ребенка должно осуществляться постепенно, без распространенного среди родителей «форсирования событий». Понятно, что мамы и папы детей старшего дошкольного возраста считают своих чад самыми одаренными и способными. Они прикладывают максимум усилий, чтобы в самый короткий срок маленькие по своей сути человечки добивались неимоверных успехов, причем именно в той области, которую взрослые считают наиболее перспективной. Но это приводит к тому, что познавательная сфера ребенка резко снижается, а познавательные способности существенно ограничиваются, причем искусственно.

Естественно, что для детей старшего дошкольного возраста, впрочем, как и для всех остальных, подобный подход недопустим. Определение основного рода деятельности, в полной мере раскрывающего познавательные способности «будущих гениев» должно все-таки оставаться за самими детьми, но под чутким руководством педагогов и, естественно, родителей. И мотивы здесь должны быть одни – всестороннее развитие и формирование личности человека.

Мотивы и конечные цели, стимулирующие развитие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста должны быть в максимально доступной форме доведены до самих ребят. Причем сделать это необходимо исключительно в индивидуальном порядке, но ни в коем случае не фронтально.

Утрировано можно выделить два основных направления, по которым может осуществляться познавательное развитие. Они связаны с общим познанием мира представителями старшего дошкольного возраста и, соответственно, в дальнейшем, во время учебы в школе:

  1. Чувственный.
  2. Рациональный.

В первом случае развитие познавательных способностей осуществляется за счет чувств человека – слуха, зрения, иных органов восприятия окружающего мира. Вообще, мотивы такого процесса как чувственная познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста заключаются в осознании окружающего мира в том виде, как он существует в реальности.

[note]Познавательное развитие детей старшего школьного возраста основано на формировании мыслительных и аналитических процессов. [/note]

В данном случае мотивы такого процесса как развитие познавательных способностей просты – улучшение логического мышления, позволяющего создавать определенные цепочки взаимосвязей, последовательностей и так далее. Подобные познавательные способности актуальны для детей старшего дошкольного возраста при наличии склонностей к изучению точных дисциплин. На чувственной ступени, соответственно, мотивы к совершенствованию есть у детей, склонным к гуманитарным и естественным наукам.

Для того, чтобы познавательное развитие было наиболее эффективным, необходимо найти идеальный баланс между указанными выше направлениями формирования личности.

Если в психологическом портрете ребенка явно прослеживается рационализм, то необходимо задуматься над развитием именно этого направления, то есть сосредоточиться на изучении точных наук. Но, опять же, разграничение не должно быть явным и открытым. Нельзя убеждать, например, ребенка, что изучение математики в будущем для него будет важнее, нежели языков или литературы. Как показывает практика, все еще может измениться, причем кардинально. И предварительная психологическая ориентация может существенно надломить ребенка, вызвать определенные комплексы неполноценности.

И в заключение необходимо отметить следующее. Какими бы не были мотивы действий и принимаемых решений родителей и педагогов в процессе обучения и воспитания, интересы ребенка должны ставиться всегда во главу угла. Стоит помнить, что старшее поколение часто должно жертвовать своими амбициями в интересах своих детей.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector