Что и как познает дошкольник?

Ребенок с лупой в руках Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте


Дошкольный возраст — яркий и неповторимый период жизни. Каждый день дети узнают что-то новое, неизведанное и интересное.

Особенно интенсивно происходит интеллектуальный рост ребенка в старшем дошкольном возрасте.

В это время дети уже умеют обобщать услышанное, различать основные понятия.

Роль общения в познании мира

Общение с природой способствует формированию у них необходимых знаний об окружающем мире, пониманию его красоты и неповторимости, бережного отношения ко всему живому.

Для того, чтобы природа стала познавательным фактором, неисчерпаемым источником впечатлений, радостных переживаний и глубоких чувств, ее нужно познавать и изучать.

Своим неустанным движением, постоянными изменениями природа привлекает ребенка, влияет на его эмоциональную сферу, побуждает к размышлениям, поискам, ответов на многочисленные вопросы, способствует формированию познавательной деятельности.

Цели ДОУ в познавательном развитии детей

Цель педагога детского дошкольного образовательного учреждения — помочь детям познать окружающий мир, увидеть его многогранность и уникальность, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить чувствовать себя личностью.

Компетентность дошкольника в сфере «Природа» — составная часть его общей жизненной компетентности, а уровень познавательных достижений дает возможность реализовать интеллектуальную активность благодаря развивающей среде, в которую входит природа.

Компетентность характеризуется представлениями и знаниями детей об объектах и явлениях природы, отношением к ним и соответствующим поведением, способами действия.

Над проблемами развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности работали: Н. Яришева, Н. Лысенко, Г. Беленькая, Н. Глухова и другие. Они разработали структуру, условия и содержание исследовательской деятельности с дошкольниками.

Необходимость формирования у детей познания о природе

Формирование жизненной компетентности в период дошкольного детства требует от каждого осознания необходимости организации жизнедеятельности ребенка в согласии с природным окружением, с самим собой.

Сегодня все актуальнее встает проблема воспитания ответственного отношения к природе с дошкольного возраста, которое происходит лишь в процессе сознательного понимания природы.

Задачи познавательного развития

В связи с этим перед воспитателем встает ряд важных задач:

  • развитие устойчивого познавательного интереса детей к природе, ее живых и неживых объектов;
  • совершенствование умения детей наблюдать, анализировать, интересоваться, беречь, заботиться, передавать впечатления в рассказах, развивать в них творческие способности в работе с природным материалом.

Познавательная деятельность это организованный, целенаправленный процесс усвоения ребенком новых знаний, приобретения новых умений и навыков; уточнение и закрепление знаний умений и навыков, приобретенных в предыдущем опыте с помощью взрослых или самостоятельно.

Познавательная деятельность, по С.Л.Рубинштейну, это совокупность определенным образом связанных действий (операций), функция которых, в отличие от знаний, заключается не в том, чтобы изображать объект (те или те его части), а в том, чтобы с помощью этих действий были получены истинные знания об объекте, то есть знания, адекватно отражающие его таким, каким он есть на самом деле».

Методы формирования познавательных интересов

Педагогическая работа по созданию развивающей среды, в частности природной, предусматривает применение разнообразных методов, приемов, которые будут способствовать реализации становления познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Они группируются по разным категориям, однако чаще всего используют такой критерий как источник знаний (наглядные, словесные, практические).

Также выделяются непосредственные и косвенные методы.
Дети познают природу

Непосредственные методы предполагают наличие реального конкретного предмета, объекта. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка.

Косвенные — такие методы, которые передают качества предметов, объектов, при условии наличия у детей предыдущего чувственного опыта о них (этап действия непосредственных методов).

Роль поисково-исследовательской деятельности

Развитие у ребенка самоактивности, самоответственности в жизненном пространстве происходит в поисково-исследовательской деятельности. Начало познания любого явления всегда начинается с восприятия его органами чувств.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.

Поисково-исследовательская деятельность играет относительно этого существенную роль, поскольку дает детям возможность общаться со сверстниками, с взрослыми, осуществлять различные преобразования с объектами, выявлять их скрытые существенные связи с явлениями природы, с жизнедеятельностью человека, учить анализировать и самостоятельно делать выводы.

Познавательная деятельность невозможна без использования поисково-исследовательской деятельности.

Поисково-исследовательская деятельность детей — это такая организация детей, при которой путем самостоятельных открытий, решения проблемных задач, предметно — преобразующих действий, ребенок в познавательной деятельности усваивает новые знания, умения, навыки взаимодействия с природой. Итак, ребенок в познавательной деятельности учится, познает окружающий мир.

Содержание опытов могут предложить и сами дети. Важно, чтобы они способствовали развитию личности ребенка, были интересными, соответствовали интересам и потребностям воспитанников.

Цели поисково-исследовательской деятельности в природе

  • формирование представлений о явлениях природы, их причины и взаимосвязи между ними;
  • содействие самостоятельной деятельности с объектами и явлениями природы, их анализу, сравнению;
  • формирование представлений о причинно-следственных связях, которые трудно выяснить во время наблюдений.

Итак, поисковые действия — это такие действия, которые выполняются во время наблюдений, или поисково-исследовательской деятельности для решения познавательной задачи, где на первом этапе воспитатель сам предлагает способ действия решения познавательного задания, а на втором — дети решают познавательные задачи самостоятельно.

Овладение такими взаимосвязями обогащает и значительно расширяет возможности познавательной деятельности детей, которая становится поисково-исследовательской.

Пути формирования познавательных интересов

Следует понимать оптимальный путь формирования логических знаний, развитие познавательных интересов у старших дошкольников.

В исследовательской работе поисковое задание выполняется практически, то есть осуществляется переход умственных действий от наглядно-действенных к вербальным.

Результаты, которые дети получают после проведения опытов и экспериментов, стимулируют познавательный интерес, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.

Для того, чтобы знания лучше усваивались, они должны быть понятны, упорядочены и последовательно включении в систему уже имеющихся знаний.

Исследования по данному вопросу подтверждают, что разрозненные знания, которые получил ребенок в познавательной деятельности, так и остаются на уровне констатации, и не способствуют его развитию, формированию познавательных интересов.

Воспитатель сам теряется в многообразии явлений и объектов, не предоставив их обобщению весомого значения. В таком случае сложность возникнет и в обучении детей обобщать.

Детям не надо много говорить, не надо перенасыщать их информацией. Вербальное пресыщение — одно из самых вредных. Ребенок в познавательной деятельности должен иметь возможность думать и осмысливать сам, а не превращаться в объект восприятия слов.

Условия эффективности исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность возможна при наличии у детей определенного багажа знаний о природе.

При создании положительной обстановки дошкольник свободно и раскованно высказывает свои соображения. Не надо проявлять нетерпимость, когда ребенок рассуждает ложно, не стоит подгонять, надо дать время на размышления и высказывания своего мнения; можно подтолкнуть на правильный ответ направляющими вопросами, маленькими подсказками.

И к тому же — в природе не все так просто, как кажется, правильных ответов может быть несколько. Очень хорошо, когда дети делятся своими мыслями и предположениями.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector