Изменения в жизни общества обусловили изменения в социальном заказе относительно дошкольного звена образования как основы становления и формирования жизненной компетентности ребенка. Процесс преемственности дошкольного звена и начального школьного образования можно отметить как создание условий для такого изменения, когда происходит непрерывное общее развитие детей и профессионально-духовное самосовершенствование педагогов.
Выпускник ДОУ должен адаптироваться к школе первой ступени, должно произойти приспособление ребенка до ОУ, в котором ведущей деятельностью для него станет учебная.
Учебная деятельность, во-первых, требует от ребенка новых социальных взаимоотношений «ребенок – взрослый», а именно – «ученик – учитель», то есть принятия новой социальной роли – «ученик» через признание взрослым человеком, который будет его учить, что и как именно надо делать.
Во-вторых, учебная деятельность базируется на сформированном в дошкольном возрасте базисе личностной культуры ребенка и соответствующей возрасту жизненной компетентности.
Таким образом, современное дошкольное учреждение обеспечивает обучение, воспитание, развитие каждого ребенка. Современная философия дошкольного образования выдвигает взгляд на ребенка как ценность, подчеркивает безусловную веру в ее потенциальные возможности и природную одаренность.
В дошкольных учреждениях педагоги осуществляют свою деятельность согласно теории амплификации, А. В. Запорожца, которая признает дошкольное детство как самоценный уникальный период в психическом развитии и формировании ребенка. Становление первичного мировоззрения, произвольного поведения, осознанного «Я», способности объективно оценивать себя – подчинение мотивов происходит в специфических видах детской деятельности: предметно-практической, общении, сюжетно-ролевой игре.
Однако выпускник дошкольного учреждения должен адаптироваться к школе первой ступени, где должно состояться приспособление ребенка к ведущему типу деятельности – учебной и развитие новых социальных взаимоотношений.
ГРАМОТА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: организация учебного процесса
Овладение родным языком невозможно без усвоения ребенком грамоты. Обучение грамоте берет свое начало в дошкольном заведении и имеет целью формировать у детей элементарных представлений об основных речевых единицах, а также развитие аналитико-синтетических умений. Как лингвистически и методически правильно организовать обучение дошкольников, как предотвратить типичные ошибки детей — об этом и другом идет речь в предлагаемой статье.
Важное направление работы воспитателя дошкольного учреждения — обучение детей. Его актуальность определяется требованиями преемственности и перспективности в работе дошкольного и начального звеньев образования, современными требованиями к речевому развитию детей, владение ими родным языком как средством общения.
Процесс обучения детей грамоте был и является предметом исследования психологов (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т.Егоров и др.), лингвистов (В. Гвоздєв, А. Реформатский, А.Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С.Русова, Е.Тихєєва и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л.Журова, Н.Варенцова, Н.Вашуленко, Л.Невская, Н.Скрипченко, К.Стрюк и др.).
Но и сегодня проблема обучения дошкольников грамоте остается во многом дискуссионной, особенно, когда речь идет о целесообразности целенаправленного ознакомления малышей с буквами, а также обучение их читать и писать.
Взгляды педагогов при этом могут быть диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию и родители, которые считают, что в детском саду их ребенка должны научить читать, поскольку это часто считается одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
В научной литературе (А. Богуш, Н.Вашуленко, В.Горецкий, Д.Эльконин, Л.Журова, Н.Скрипченко и др.) обучение грамоте определяется как процесс формирования у детей готовности к овладению чтением и письмом и начальных элементарных умений читать и писать.
Нельзя отрицать чрезвычайную сложность процесса усвоения грамоты, наличие в нем нескольких взаимосвязанных этапов, большинство из которых приходится на начальную школу. Однако формировать у детей часть умений, традиционно отнесенных к обучению грамоте, целесообразно начинать еще на дошкольном этапе.
Структура занятия в детском саду
Успех обучения дошкольников грамоте в значительной степени зависит от организации и умения воспитателя правильно определить цель занятия, структурировать, организовать, методически правильно его провести.
В старшей группе занятия по обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность — 25-30 минут. Обращаем внимание воспитателей на необходимость правильно формулировать дидактические цели занятий по обучению грамоте.
Прежде всего, следует четко представлять, каким должен быть конечный результат, а именно: какие знания о языковых единицах должны приобрести дошкольники, какие умения у них будут выработаны на основе этих знаний.
Развивающий и воспитательный эффект занятия достигается, прежде всего, характером самого обучения, его содержанием, способами организации и формирования познавательной деятельности детей (рецептивная и репродуктивная деятельность или продуктивная, поисковая, частично-поисковая), демократическим стилем общения воспитателя с детьми и тому подобное.
Все это должно обеспечить активную познавательную позицию каждого ребенка, формирования и приобретения им определенных лингвистических представлений и умений. То есть, задача педагога — органически сочетать на занятии по обучению грамоте процессы обучения, воспитания и развития старших дошкольников. Готовя и проводя занятия по обучению грамоте, воспитатель должен придерживаться известных дидактических принципов.
Напомним основные из них, а именно: научность, доступность, систематичность, последовательность, наглядность, сознательность и активность усвоения знаний детьми, индивидуальный подход к ним и тому подобное.