Грамота для малышей


В наше время обучение грамоте дошкольников стало актуальной проблемой, так как в школу современные дети должны идти уже подготовленными.

В процессе обучения детей элементам грамоты, развитию осознания ребенком речи должно быть положено удовлетворение естественной потребности ребенка познавать мир игровым способом, который очень заинтересовывает его, побуждает к активному проявлению творческих способностей и тому подобное.

Поэтому для обучения детей элементам грамоты необходимо подбирать много игр и упражнений, игровых заданий, которые можно проводить в повседневном общении с детьми и в форме занятий со старшими дошкольникам.

Дидактические игры при обучении грамоте

Обучение грамоте дошкольников желательно осуществлять, используя в работе дидактические игры, упражнения и игровые задания, авторские сказки, стихи, загадки, способствующие воспитанию интереса к родному языку, печатному слову, книгам; служить и другим целям, общим для работы по развитию речи и психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, чувств), расширению круга представлений об окружающей среде; формированию характерного для нашего общества представления о качествах, желательных для представителей определенного пола.

Обучение грамоте дошкольников

Обучение элементам грамоты поможет детям осознанно овладеть азами мира грамоты для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и навыков, усвоения различных видов деятельности, а также будет способствовать гармонизации отношений, развитию потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности, формированию и совершенствованию социально значимых личностных качеств участников педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.

Обучение грамоте на занятиях и вне

Обучение грамоте дошкольников и работа по обучению детей составному анализу слов должна осуществляться в ходе занятий и в повседневной жизни. Только тогда дети хорошо овладеют основным способом чтения (слитным считыванием двух букв, которые обозначают сочетание согласного звука с гласным звуков).

В повседневности можно предложить детям игру «Новоселы» с вариантами и игру «Путешествие по полянке» и другие.

Интерес к звукам и буквам, печатному слову дети проявляют в разном дошкольном возрасте (иногда и в раннем). Взрослые должны поддержать и удовлетворять этот интерес в играх, упражнениях, заданиях.

Обучение грамоте дошкольников — формы

Чаще всего обучение грамоте дошкольников организуется во время специальных речевых занятий, и привлечение детей к работе по обучению элементам грамоты в буквенном периоде происходит по двум формам обучения:

  • на тематических занятиях по группам (до 15 детей) или индивидуально-групповых (4-8 детей) примерно один раз в неделю;
  • индивидуальных (1-4 ребенка) в дошкольном учебном заведении или в условиях семьи ежедневно в повседневной жизни, в течение дня.

Возможно, Вам будет интересно посмотреть, какие прически носят сегодняшние дошкольницы
Прически для девочек


Каждое занятие имеет четкие структурные компоненты (тему, цель, материал, ход занятия, должно содержать конкретные игровые задания, игры, упражнения, загадки, стихи и др.).

Структура занятия по обучению грамоте

Основная часть каждого занятия должна быть разделена на логически взаимосвязанные между собой частицы, имеющие свое название (по видам работы, методами и средствами, которые доминируют в каждой из них) и нумерацию (например: 1. Работа над загадками; 2. Рассматривание рисунка и беседа по содержанию; 3. Работа с предложением; 4. Упражнение «Назови слово со звуком [в]»; 5. Работа над звуковым анализом слов и тому подобное).

В основной части таких занятий важное место должна занимать работа по закреплению звуков и ознакомление детей с буквами, которые имеют определенную последовательность:

Обучение грамоте дошкольников — варианты работы

Выделение звука изучаемого языка

Выделение звука изучаемого языка (звуков, если они обозначаются одной буквой, например: [д], [д’] — Дд), обозначенного заданной буквой.

Работа с картинками

а) рассматривание с детьми предметных картинок, в названиях которых есть нужный звук (звуки), который находится в удобной для выделения позиции: гласный звук, который выделяется детьми, составляет отдельный состав (например, из слова огурец легко выделяется звук [о], согласный звук должен стоять в составе за пределами слияния согласного с гласным (например, со слов кит, кот легко выделяются звуки [т], [т’];

б) выделение нужного звука (звуков) из слов при восприятии стихов, потешек, скороговорок, загадок, в которых нужный звук (звуки) слышится особенно часто.

Например: для выделения звука [м] можно предложить стихотворение Т. Коломиец про обезьян.

Дети на слух определяют, какой звук (звуки) чаще слышится в словах.

Активное произнесение звуков

Активное произнесение выбранного звука (звуков) детьми, наблюдения за артикуляционными особенностями и отнесением к гласным или согласным звукам. Объяснение звукового значения нужного звука воспитателем.

Припоминание слов со звуком

Припоминание слов с произнесенным звуком (звуками), определение его места в произнесенных словах. Важно, чтобы среди предложенных предметов или предметных рисунков, были и такие, в названиях которых звук (звуки), который изучается, отсутствовал. Это значительно усиливает внимание, мышление, фонематический слух и внимание.

При этом используется дидактическая игра или упражнение на анализ звуковых схем (моделей) слов (не более двух), предложенных воспитателем в предметных рисунках или в устной форме.

Самостоятельный подбор слов

Самостоятельный подбор слов со звуком (звуками), который изучается, в ходе игры или упражнения.

Например, упражнение «Назови имя девочки или мальчика) со звуком [к]»; демонстрация или рисование звуковых схем (моделей) слов: обозначение каждого звука слова соответствующей фишкой, например: -о- (мак).

Ознакомление со звуком

Ознакомление со звуком (звуками) и соответствующей буквой. Рассматривание новой буквы (большой и малой) и фишек-человечков, размещенных возле нее. Выяснение последних, если они отсутствуют на рисунке, и дорисовка или прикладывание необходимых фишек, обозначающих нужный звук (звуки) и тому подобное.

Сравнение большой и малой букв, звуков и букв, букв с предметами и объектами окружающей действительности (например: «Что (кого) вам напоминает буква К?»); стимулирование детей к вопросам, рассуждениям, умозаключениям детей относительно звуков и букв и др.

Сравнение новой буквы с образами

Выяснение детьми, почему именно эти фишки-человечки стоят возле буквы (Например, потому, что это большая и малая буквы Мм, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки: [м], [м’]).

Сравнение новой буквы с образами предметов или явлений, которые возникают у детей на основе их чувственного опыта.

Например: рассматривая букву Тт, дети определяют, что она похожа на дерево, остановку автобуса, дорожный знак, молоток, швабру. Это усиливает мышление, речь, память, воображение дошкольников.

Слушание стихотворения про букву (желательно, чтобы в нем был описание ее внешних признаков для лучшего запоминания).

Показ новой буквы

Показ новой буквы палочками (бумажными полосками, большими пуговицами и т.п.) по желанию детей, рисование пальчиком в воздухе, раскрашивание, штриховка изображения буквы, «печатание» и тому подобное.

Привлечение детей к звуко-буквенному анализу

Привлечение детей к элементарному звуко-буквенному анализу слов (последовательное называние звуков слова; показ слова из знакомых букв разрезной азбуки; отыскивание и показ новой буквы (большой или малой) под (над) звуковыми фишками в модели слова, сказанного ранее); индивидуальное чтение схемы (модели) слова за звуковыми фишками и буквами.

Чтение слогов

Чтение слогов (открытых, закрытых), слов в столбиках, предложений с изученной буквой (на доске, по таблице во фронтальной работе); индивидуальное чтение по индивидуальным карточкам, в игровых упражнениях и дидактических играх с целью отработки умения читать новую букву.

В ходе такой работы с детьми нужно выполнять и задания на закрепление ранее изученного материала о слове, предложении, звуке, слогах, ударении слова.

Занятия со старшими дошкольниками, где дошкольников знакомят сразу с двумя буквами: Ии и Ы, строятся так, чтобы можно было привлечь детей к сравнению (найти отличное и подобное между двумя буквами), рассуждения и тому подобное следует помнить, что и в осуществлении звукового анализа слов, и в синтетической деятельности (формирование навыков составления слогов, слов из букв, чтение слогов, слов) возникают различные осложнения, связанные с возрастными (у детей 5-6 лет преобладает конкретно-образное мышление, а не логическое) и индивидуальными особенностями детей.

Поэтому не советуем увлекаться такими занятиями, где происходит знакомство с двумя буквами, а преимущественно посвящать осознанному изучению новой буквы на отдельных занятиях.

Во второй половине дня можно проводить задачи с «печатанием» букв, написание (карандашом, шариковой ручкой) изученной печатной буквы в тетрадях в клеточку, линейку, игры на закрепление учебного материала, индивидуально-парную работу с детьми с тетрадью-пособием (есть разные варианты от разных издательств).

В ходе занятий и в повседневном общении с детьми желательно подбирать художественное слово с учетом интересов детей разного пола. Это положительно влияет на обучение грамоте дошкольников, способствует развитию познавательной и речевой активности детей, вызывает желание выучить стихотворение (стихотворения) наизусть, прочитать его самостоятельно и др.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети!
Просто нажмите кнопку соцсети



Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: