Центральной фигурой образовательного процесса является ребенок — речевая личность.
Речь ребенка является особой формой его деятельности и особым результатом его усилий в освоении жизненного пространства.
Степенью развития можно считать такие компоненты, которые способствуют созданию и расширению мировоззрения ребенка, формируют у него гуманные переживания, базовые личностные качества, проявляющиеся в речевой компетентности.
Поскольку каждый ребенок имеет свой вектор развития, речевого роста, то фиксируется и оценивается именно динамика его изменений, что может проявляться в освоении и пользовании языковыми и речевыми средствами для установления контактов с окружающей средой.
Среда тогда вступит в свободно развивающееся содержание, когда ребенок самостоятельно сможет выбирать сверстников для общения или игры, трудовой или иной деятельности, несмотря на взаимную привязанность, территориальное пребывание, впечатление от предыдущих контактов.
Это предполагает наполнение его опыта такими способами и формами речевого взаимодействия, которые бы варьировались в зависимости от продолжительности контактов, количественной и половой характеристик группировок, от содержания деятельности.
Важно подчеркнуть, что ребенок является исследователем и экспериментатором не только в отношении оборудования, игрушек или природных явлений, но и относительно собственного общения.
Слова как динамические игрушки-трансформеры в устах ребенка могут видоизменяться, компоноваться из отдельных «осколков», распределяться на части самостоятельного содержания.
Это явление словообразования — закономерный, естественный, неповторимый возрастной этап развития речевой личности, которая попыталась свободно, на свое усмотрение обходиться со словом, звуком, и которая иногда нуждается в помощи в нем (речь идет о словообразовании как пути к возникновению содержательной формы), а порой и невмешательства.
Длительное пребывание ребенка среди сверстников вызывает не только приятные возвышенные эмоции, но и спорные вопросы, конфликтные ситуации, которые обнажают его мучительные душевные поиски гуманистических ориентиров в действиях, поступках, высказываниях.
Избежать их нельзя, поскольку они тоже являются способом приобретения опыта общения, речевого взаимодействия. Это уроки силы слова, его влияния на партнера, ключ к выходу из конфликтной ситуации и жизни в согласии.
Приоритетами для развивающей среды должны быть общение, обсуждение, рече-творческая деятельность, размышления вслух без боязни ошибиться или иметь другое мнение, чем взрослый. Основанием к возникновению собственной позиции ребенка является его жизненный опыт, а он приобретается, накапливается и реализуется каждым по-своему.
Я считаю, что невозможно создать унифицированную среду, которая по содержанию и форме удовлетворит каждого ребенка. Различия (половые, индивидуальные, возрастные) очевидны, что и подтверждают результаты обследования языковых средств и коммуникативной взаимодействия.
Поэтому развивающим является то пространство, которое приспособится к естественному темпу каждого малыша, не нарушая его и не нивелируя. Это актуализирует видоизменения устоявшихся форм педагогического воздействия и поиск новых.
Нередки примеры, когда звукопроизношение малыша отлично от норм орфоэпии, лексический запас несколько меньше ожидаемого, да и грамматическое соответствие требует усовершенствования. Однако это не мешает ему активно устанавливать контакты со сверстниками, постоянно наполнять ситуации общения или иной деятельности собственным опытом, яркими впечатлениями, перспективой совместных интересов и прогнозированием результатов. Он без страха и охотно идет на контакт не только с одногруппниками, но и с взрослыми — это свидетельствует о том, что его речевая компетентность близка к норме.
Главным является то, что ребенок активно контактирует со сверстниками, не стесняется своих недостатков, не замыкается в себе, не отстраняется от общества («Я вместе с мамой, логопедом работаю над своими недостатками и обязательно их преодолею! У меня все получится хорошо!»).
Такая активная, убедительно-оптимистическая позиция поможет малышу находить свое место в детских коллективах, чувствовать себя комфортно, сближаться с интересными ему людьми, презентовать себя как личность среди других.
Сравнение детей между собой по поводу речевого развития, коммуникативной компетентности и т. п. делает невозможным выделение ребенка как неповторимой личности. Эффективным является создание такой среды, где каждый имеет право и обязанность быть собой.
Среда будет развивающей и комфортной для ребенка при условии, когда она будет иметь возможность дозировать свое рече-коммуникативную деятельность, а именно:
- устанавливать речевое взаимодействие с желательными для него партнерами;
- определять время, продолжительность контактов;
- чередовать расширение партнеров в общении с уединением.
Замечу: каждый должен подбирать при этом такую интонацию, силу голоса, чтобы не тревожить других, не мешать им сосредотачиваться, не подавлять их психические процессы. Комфортное состояние — основа активной жизнедеятельности.
Наблюдение за детским общением, играми — это то зеркало, в котором отражается взрослый. А еще: чем громче говорит воспитатель, тем громче становятся дети. Следовательно, педагогу полезно проанализировать и определить соразмерность посторонних раздражителей, шумового фона, а наряду с этим наполнять свои словесные методы и приемы доброжелательностью, равновесием, шутками, удивлением.
Его собственные речевые недостатки здесь недопустимы.
Гармонизация взаимоотношений педагога с ребенком является основой раскрытия способов его речевого взаимодействия с миром природы, культуры, людей и с собственным внутренним существом.
Важно наполнять среду, в которой находится ребенок, эмоциональными для него событиями, фактами, поскольку эмоции являются базовым фундаментом психического развития.
Развивающим является и наполнение жизнедеятельности сугубо детскими формами деятельности.