Образовательная программа «Ребенок» в ДОУ


Рассмотрим, как составляется программа деятельности в детском саду. Прежде всего отметим, что в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей:

  • специально организованная учебная деятельность (занятия),
  • игры,
  • самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.),
  • индивидуальная работа,
  • наблюдение,
  • экскурсии, походы,
  • праздники и развлечения,
  • кружки и тому подобное.

Организация занятий в ДОУ

Они могут быть организованы фронтально, подгруппами, индивидуально в зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения учреждения, профессионального мастерства педагога.

Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста остаются занятия по различным разделам программы (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Продолжительность специально организованной учебной деятельности (занятия) для детей раннего возраста — до 10-15 минут, младшего дошкольного возраста — от 15 до 25 минут (5-7 групповых занятий в неделю), старшего дошкольного возраста — от 25 до 35 минут (7-11 групповых занятий в неделю).

Ориентировочное распределение групповых фронтальных занятий

Виды занятий (по возрастам) 3 года 4 года 5 лет 6 лет
Физическое развитие 2 2 2 2
Художественно-эстетическое развитие: 2 2 2 2
— музыкальная деятельность 2 2 2 2
— изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) 0,25 0,5 1 1
— художественная литература 1 1 2 2
Речевое развитие 1 1 1 2
Познавательное развитие 0,25 0,5 0,5 0,5
— логико-математическое 0,25 0,5 0,5 0,5
— ознакомление с окружающим миром (природой) 0,25 0,5 1 1
Всего занятий 7-8 8-9 10-11 11
Рекомендуемое количество занятий в день 1-2 занятия в день 1-2 занятия в день 2-3 занятия в день 2-3 занятия в день
  1. – и еще 3 занятия на свежем воздухе в другие режимные моменты;
  2. – задачи по логико-математическому развитию реализуются не только на специально организованных занятиях, но и интегрируются в другие виды деятельности детей в течение дня.

Программа деятельности в детском саду «Ребенок»

Программа деятельности в детском саду «Ребенок» предлагает интеграционный подход к организации образовательного процесса.

Но, к сожалению, ориентировочного распределения или предметных, или интегрированных занятий на неделю или на месяц авторы программы не подали.

Эту информацию можно вычленить из некоторых разделов методических рекомендаций к программе. Скажем, по развитию речи рекомендуется проводить 4 занятия в месяц: 3 комплексных и 1 специальное (доминантное).

Речевые занятия рекомендуется проводить во всех возрастных группах 1 раз в неделю только с группами детей (до 15 человек).

Если в группе 20 и более детей, то их желательно разделить на 2 или более подгрупп.

Распределение комплексных и специальных речевых занятий в течение месяца и квартала

Месяц квартала Вид речевого занятия и составляющие программного содержания
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
I Комплексное: Комплексное: Комплексное: Специальное (тематическое):
1. Связная речь 1. Связная речь 1. Связная речь Звуковая культура речи
2. Грамматика 2. Словарь 2. Грамматика
3. Словарь 3. Звуковая культура речи 3. Звуковая культура речи
II Комплексное: Комплексное: Комплексное: Специальное (тематическое):
1. Связная речь 1. Связная речь 1. Связная речь 1. Грамматика
2. Грамматика 2. Словарь 2. Грамматика
3. Словарь 3. Звуковая культура речи 3. Звуковая культура речи
III Комплексное: Комплексное: Комплексное: Специальное (тематическое):
1. Связная речь 1. Связная речь 1. Связная речь 1. Словарь
2. Грамматика 2. Словарь 2. Грамматика
3. Словарь 3. Звуковая культура речи 3. Звуковая культура речи

В дошкольном учреждении во всех возрастных группах следует проводить интегрированные занятия, где сочетаются несколько направлений деятельности детей, и комбинированные занятия с целью закрепления приобретенных детьми знаний, речевых умений и навыков.

Интегрированные занятия в детском саду

На современном этапе одним из ведущих принципов дидактики выступает принцип интеграции, который в дошкольном образовании реализуется через интегрированное занятие.

Ключевым моментом такого занятия есть тема, которой подчинены несколько направлений деятельности, используемые на занятии (по математике, изобразительной деятельности, речевого развития и др.).

В зависимости от того, задачи какого раздела доминируют, интегрированные занятия могут быть разные: музыки, ознакомление с окружающей средой, изобразительного искусства и тому подобное.

К планированию интегрированных занятий следует подходить умеренно, их рекомендуется проводить с целью закрепления речевых умений и навыков детей, выполнение умственных задач на основе материала из различных разделов программы «Ребенок».

То есть на интегрированном занятии не подается новый речевой материал, поэтому эти занятия рекомендуется проводить в определенное время, ориентировочно 1 раз в квартал.

Комбинированные занятия

В отличие от интегрированного занятия комбинированное состоит из отдельных частей, которые не связаны между собой и имеют свои программные задачи из одного или разных подразделений Программы (обучение языку и развитие речи с окружающей средой, физической культурой, изобразительной деятельностью, художественной литературой).

Важной формой обучения детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты являются организованные занятия (групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные).

Советуем планировать 1 раз в неделю групповые или индивидуально-групповые занятия по обучению детей элементам грамоты в старшей группе, а индивидуальные занятия планировать и проводить каждый день с отдельными детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Напоминаем, что обучение детей элементам грамоты и подготовке к письму целесообразно проводить с небольшими группами детей или же как кружковую работу для детей шестого и седьмого годов жизни, которые выявляют потребность читать и писать.

Обучение дошкольников элементам грамоты

Как показывает практика работы современных дошкольных учебных заведений, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам грамоты целесообразно проводить с небольшими группами детей, поэтому будут преобладать групповые (до 15 человек), индивидуально-групповые (4-8 человек) и индивидуальные (1-4 человека) занятия, на которых объединяют детей старшего дошкольного возраста примерно одного уровня развития (если развитие детей разноуровневый, то следует планировать отдельные задачи для таких детей).

Ведь не секрет, что среди малышей есть такие, которые уже интересуются звуками и буквами или даже самостоятельно читают слова, предложения и тому подобное. Таких детей советуем привлекать к кружковой работы.

На занятиях по обучению элементам грамоты, которые целесообразно проводить раз в неделю как групповое или индивидуально-групповое, дети вслушиваются в речь, узнают, что она состоит из предложений, предложения строятся из слов, а слова могут делиться на слоги и отдельные звуки.

Занятия по художественной литературе

Занятия по художественной литературе проводятся во всех возрастных группах: фронтальные или групповые занятия не реже, чем один раз в неделю, индивидуальные, индивидуально-групповые – практически ежедневно.

В системе учебно-воспитательной работы математического содержания надо предусмотреть интегрированные, комплексные занятия.

Например: сочетание занятий по математике с другими видами деятельности – конструированием, изобразительной деятельностью, физическим воспитанием, экскурсиями в природу.

Дважды в неделю планируется занятия по физической культуре и музыкальное.

Осенью, зимой и весной два занятия по физкультуре проводятся в физкультурном зале, а три – на свежем воздухе.

Формы работы Особенности организации занятий Группа Продолжительность, в мин.
Занятия по физической культуре ежедневно младшая 20-25
средняя 25-30
старшая 30-35
подготовительная 35-40

Примерная схема календарного планирования учебно-воспитательной работы воспитателя за основными режимными моментами первой и второй половины дня

Первая половина дня Вторая половина дня
Утро Занятия Прогулка Труд, самостоятельная художественная деятельность Развлечения, игры
Игры, беседы, наблюдения, труд, индивидуальная работа с детьми и родителями; самостоятельная двигательная деятельность детей Тема.
Программное содержание.
Материал.
План (ход) занятия.
Игры, труд,
наблюдения, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа по различным разделам программы, экскурсии, прогулки. походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей
Разные виды труда (ручная, хозяйственно-бытовая, в природе) в разных формах.
самостоятельная художественная деятельность детей (изобразительная, художественно-оформительская, речевая, музыкальная, театрализованная)
Различные виды театров (кукольный, теневой, игрушек и др), игры-драматизации, инсценировки, концерты, физкультурные, музыкальные, литературные досуг

На вторую половину дня можно запланировать и работу занятий кружков согласно планам руководителей кружков.

Примерная схема календарного планирования образовательной работы воспитателя по видам детской деятельности и формами работы педагога с детьми

Игровая деятельность Различные виды игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, драматизации, дидактические и тому подобное.
Учебно-познавательная деятельность Занятия (тема, программное содержание, материал, ход занятия)
Трудовая деятельность Различные виды и формы труда
Коммуникативная деятельность Индивидуальные, групповые, коллективные беседы с детьми на личностные, морально-этические темы, организация и разыгрывание ситуаций межличностного общения и др
Познавательная деятельность Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, детское экспериментирование, опыты, чтение художественной литературы и т.д.
Двигательная деятельность Подвижные игры, элементы спортивных игр и упражнений, физкультурные праздники и развлечения; прогулки-походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей
Кружковая работа Тематика кружковых занятий по планам руководителей кружков
Индивидуальная работа с детьми и родителями Индивидуальная работа с детьми по различным разделам программы (игры, упражнения, беседы, разговоры и другие формы), индивидуальные беседы, беседы, консультации для родителей

Особенности использования программы «Ребенок в дошкольные годы»

Программа деятельности в детском саду «Ребенок в дошкольные годы» — это программа нового типа.

Программа ориентирована на ценности и интересы ребенка, учет возрастных возможностей, на сохранение детской субкультуры, на амплификацию детского развития, взаимосвязь всех сторон жизни малыша.

Программа деятельности в детском саду «Ребенок в дошкольные годы» адресована педагогам, практическим психологам и социальным педагогам дошкольных учебных заведений, воспитателям, которые работают в домах семейного типа, школах-интернатах; студентам педагогических ВУЗов и колледжей, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание», родителям.

Цель программы — обеспечить полноценное физическое, социальное, познавательное и эстетическое развитие личности ребенка шестого года жизни;облегчить вхождение во Вселенную и развить его внутренние силы и духовный потенциал.

Основные задачи программы — вооружение ребенка наукой жизни:

  • формирование базисных характеристик;
  • обеспечение возможности единого старта» для детей шестилетнего возраста;
  • создание единой образовательной среды, что способствует перспективности, преемственности между дошкольным учебным учреждением и начальной школой.

Научно-теоретическим фундаментом программы являются достижения отечественной и мировой психолого-педагогической науки, а также современные исследования развития ребенка, которые признают своеобразие, уникальность, особенность дошкольного детства в становлении личности, учета сензитивности этого периода относительно становления первичного схематического мировоззрения, соподчинение мотивов, произвольного поведения, внутренних этических инстанций, самосознания.

Базисные характеристики личности

К базисным характеристикам личности ученые относят:

  • компетентность,
  • креативность и инициативность,
  • произвольность,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • безопасность и независимость поведения,
  • самосознание и способность личности к самооценке.

Программа деятельности в детском саду предусматривает своевременное становление базисных характеристик как необходимость реализации стандарта, определенного «Базовым компонентом дошкольного образования», то есть выполнения обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом вообще, связанных с обеспечением равного старта каждого ребенка независимо от места и условий проживания, типа дошкольного учебного заведения.

Основа программы

В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой.

Итак, каждый психологический возраст включает:

  • качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым («Создание фонда «Хочу»), то есть приобщение ребенка к системе выработанных человечеством ценностей, организация условий для ее духовного роста, формирования основ ценностного отношения к действительности;
  • определенную иерархию видов деятельности и ведущие их типы («Создание фонда «Могу»), то есть усвоение ребенком знаний, овладения умениями и навыками, формирование культуры познания, способность самостоятельного практического использования приобретенного в жизни;
  • основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, самосознания, личности («Показатели компетенции ребенка»), то есть обязательный минимум набора элементарных знаний, представлений, практических умений и навыков, которые гарантируют ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в нем, адекватно реагировать на явления, события, людей.

Показатели компетенции ребенка являются минимальным образовательным ядром, уровень усвоения которого отражается в качественно-количественных показателях деятельности и поведения ребенка.

Возраст — психологический и хронологический

Учеными доказано, что психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей длине не равен другому. Поэтому в программе «Ребенок в дошкольные годы» выделены психологические возрасты:

  • раннее детство (первый год жизни ранний возраст, переддошкольний возраст — второй и третий годы жизни);
  • дошкольное детство (младший, средний, старший возрасты).

Структура программы

Программа имеет особенности в структуре, состоит из двух частей: программа деятельности в детском саду для раннего и переддошкольного возраста и деятельности в детском саду для детей дошкольного возраста.

Раздел «Гендерная социализация»

Подраздел «Гендерная социализация» разработан в соответствии с новейшими исследованиями психологов. Он охватывает две взаимосвязанные стороны:

  • присвоение дошкольником принятых моделей мужского и женского
    поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
  • воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Риторика

Новым в программе является направление «Риторика», Программа деятельности в детском саду отводит данному разделу место в вариативной части.

Современная риторика, которая легла в основу разработки подраздела программы, объединяет в единое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и тому подобное.

Итак, риторика учит эффективному общению на новом этапе развития общества в условиях колоссальных возможностей открытости и доступности информационного пространства. Однако неизменным для современной риторики является то, что в центре — личность, которая общается.

Развитие духовного потенциала ребенка

Программа деятельности в детском саду содержит подраздел «Развитие духовного потенциала ребенка», который также является новым в программе, его отнесли к вариативной части.

Духовный потенциал является интегральным образованием, в уникальной и неповторимой комбинации сочетает возможное и действительное, сознательное и бессознательное, сущее и должное.

Для обновления программы «Ребенок в дошкольные годы» были привлечены ведущие специалисты по вопросам дошкольного и начального образования. В процессе разработки объема знаний, умений (компетенций) и навыков детей раннего, переддошкольного и дошкольного возраста были использованы современные исследования психологов, педагогов, дидактов, социологов, лингвистов.

Программа деятельности в детском саду содержит разделы:

  1. Ранний дошкольный возраст (3-й год жизни)
  2. Младший дошкольный возраст (4-й год жизни)
  3. Средний дошкольный возраст (5-й год жизни)
  4. Старший дошкольный возраст (6-й год жизни)

Программа деятельности в детском саду охватывает обучение и воспитание детей от третьего до шестого года жизни. Она ориентирует на работу с детьми с такими тематическими подразделами: быт, игры, здравоохранение и физическое воспитание детей, родной край, развитие речи, формирование начальных математических представлений, эстетическое воспитание и художественное творчество детей, воспитания основ культуры поведения и взаимоотношений, труд.

Особенно богатая программа деятельности в детском саду на историко-этнографический материал, поскольку составители рассматривали ее как региональную.

Свои задачи дошкольное учреждение реализует в тесном сотрудничестве с семьей.

Важным является то, что в Программу введены направления работы «Основы правовой культуры», «Духовное воспитание», «Основы экономической культуры».

Речевой этикет

Уровень развития связной речи является показателем и условием социальной активной личности, а формирование речи способствует всестороннему развитию дошкольника, особенно развитие коммуникативной деятельности. С этой целью введено направление работы «Речевой этикет».

Программа деятельности в детском саду делает особый акцент на задачи речевого развития детей старшего дошкольного возраста, учитывая обязательность дошкольного образования с пятилетнего возраста.

Художественно-эстетическая линия

Художественно-эстетическая линия развития представлена такими видами работы: чтение и рассказывание художественных произведений, инсценирование и драматизация по содержанию произведений художественной литературы, музыка, изобразительная деятельность.

В перечень художественных произведений введены произведения известных писателей и поэтов.

Стратегическая цель ДО

Стратегической целью дошкольного образования является развитие жизненной компетенции ребенка, направление ее на творчество и самореализацию.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. С целью охвата дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста, особенно детей пятилетнего возраста, Программу можно использовать также для работы с детьми в дошкольных учебных заведениях с кратковременным режимом пребывания, общеобразовательных, внешкольных учебных заведениях, центрах развития.

Освоение и проживание детьми различных видов и форм деятельности, спланированных в блочно-тематических циклах, обеспечивает системное формирование представлений и знаний детей, благодаря целостному восприятию темы..

Такое планирование и вся Программа деятельности в детском саду позволяет воспитателю построить образовательный процесс так, чтобы максимально реализовать заявленную цель, ключевую идею через систему занятий, целесообразных форм и методов обучения, оптимальных для каждой возрастной группы.

Система образовательной работы по теме целостно представлена в предложенной форме перспективного плана. Ежедневное планирование составляется по принципу методического конструктора, элементы которого в течение дня могут в зависимости от реальной ситуации трансформироваться, менять последовательность и тому подобное.

Технология построения образовательного пространства

Технология построения образовательного пространства с помощью методического конструктора предусматривает широкое поле профессиональных свобод воспитателя в пределах заданного тематического цикла.

Такая свобода дает ему возможность из отдельных дидактических элементов (эффективных форм, методов, средств обучения и воспитания детей), имеющихся в картотеке, самостоятельно конструировать общую картину проживания дня и даже недели.

Критерии выбора дидактических элементов

При этом основными критериями выбора соответствующего дидактического элемента являются:

  • личное видение, понимание и принятие педагогом каждой из учебных тем;
  • ориентирование на возможности, интересы и наклонности детей конкретной группы;
  • учет имеющихся ресурсов.

Преимущество планирования по принципу методического конструктора заключаются, во-первых, в высокой степени доверия профессиональному мастерству педагога, который способен строить свою работу с детьми, ориентируясь на ощущения реальной ситуации, а не согласно обобщенной стандартизированной регламентацией.

Во-вторых, минимизация объема необходимой документации для ежедневного планирования ощутимо экономит время и силы воспитателя. То есть воспитатель с подготовленной картотеки накануне или в начале дня выбирает для себя те дидактические средства, которые нужны ему для работы поездом дня. А значит, он не тратит драгоценное время на переписывание в журнал для календарного планирования всех видов работы, в которые жизнь все равно внесет свои коррективы.

Воспитатель в ходе работы с детьми рефлексирует, слушает сердцем и умом себя, своих воспитанников и, пользуясь картотекой методического конструктора оптимально организовывает образовательный процесс.

Отмечаем, что данная технология требует дальнейшей проработки, касающийся практического применения и, в соответствии с этим по инициативе Министерства образования и науки разработана серия изданий «Библиотека воспитателя детей дошкольного возраста» как дидактически-методическое сопровождение к Базовому компоненту дошкольного образования.

Эти материалы также можно использовать в образовательном процессе по такой технологии.

Опытные педагоги откроют в этом дидактически-методическом сопровождении новые возможности для творческого профессионального самовыражения.

А молодые воспитатели найдут подсказки, как построить образовательную работу в течение дня. самое интересное и полезное для детей.

Как организовать день дошкольника (пример)

Утро.

Встреча детей согласно погоде. Наблюдения за людьми( куда так спешат, как одеты, почему?).

Д/игра «На чем я путешествую?»(довк).

Утренняя гимнастика.

Дежурные по столовой накрывают на столы.

Воспитывать аккуратность, желание помогать помощнику воспитателя.

Познавательное развитие.

  1. Грамота. Твердые и мягкие согласные звуки.
    Задачи: дать детям знания о том, что согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Формировать умение проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками. Закреплять умение подбирать слова с заданным твердыми и мягкими согласными звуками.
    Материал: фишки, картинки.
  2. Физкультура.
    Задачи: совершенствовать навыки метания мешочки с песком из –за спины через плечо и прыжков вверх с отталкиванием обеими ногами. Развивать ловкость и быстроту во время игры «гуси – лебеди».
    Инвентарь: 2 стойки, шнур, мешочки с песком на каждого ребенка.

Ход.

  1. Ходьба (45с) с изменением темпа, с остановками по сигналу воспитателя (4-5р). ходьба на внешн. и внутренней сторонах стоп(25с). Бег в медленном темпе (до 1.5 мин), ходьба. Перестроение в две колонки. Комплекс упражнений.
  2. Метание мешочка с песком из –за спины через плечо на дальность (8р).
    Прыжки с толчком обеих ног вверх с попыткой достать погремушку.
    Игра «Гуси – лебеди» (бег)-3р
  3. Ходьба (45) в медленном темпе с движениями рук вверх и вниз, как гуси крыльями.

Дневная прогулка.

Наблюдение за погодой днем (какого цвета небо?, так греет солнце, как в начале осени? Как одеты дети?).

Р/игры «Волк во рву» (прыг) -3р, «Кто самый меткий» (кид) -3р.

Д/игра «Чей это дом?(прир).

С/р игры «Семья», «Магазин» — обсудить сюжеты игр

Поручить Ване К, Саша Т вскопать песок. Воспитывать трудолюбие.

Игры по желанию детей. Воспитывать интерес к совместным играм.

II половина дня

Закаляющие процедуры и корректируя гимнастика

Беседа по валеологии «Наше тело»

Протереть шкафы для полотенец (Власть П, Сергей М). Воспитывать трудолюбие

Дежурные в уголке природы поливают цветы, протирают крупные листья цветов. Воспитывать любовь к живой природе.

СХД «Букет осенних цветов»

Речевая игра «Кто больше»

Чтение и обсуждение В.Сухомлинского «Трудно быть человеком»

Д/игра «Исправь ошибку» (грамм)

Вечерняя прогулка.

Наблюдение: за транспортом (виды транспорта, его назначение, кто управляет? Вспомнить правила уличного движения).

Р/игры «Мышеловка» (бег)-3р, «Ловля обезьян»  -3р.

Игры с любимыми игрушками, строительно –конструктивным материалом.

Ссылка на основную публикацию