Перспективное и календарное планирование образовательной работы в ДОУ в летний период (Методические рекомендации)

Образовательная деятельность в ДОУ — перспективное и календарное планирование

Образовательная деятельность в ДОУ строится на основе планирования, перспективное и календарное планирование образовательной работы в летний период осуществляют согласно тех же требований, что и в течение учебного года.

Однако, составляя план, следует учитывать специфику организации и содержание образовательной работы с детьми в летние месяцы (максимальное пребывание детей на свежем воздухе, наличие сводных разновозрастных групп, усиленное внимание к проведению закаливающих процедур и тому подобное).

Образовательная деятельность в ДОУ отражается воспитателем в летний оздоровительный период в перспективном плане работы на месяц и в календарном плане работы на день/неделю. При этом педагоги могут самостоятельно выбирать удобную для себя форму графического или текстового планирование с режимными моментами, видами деятельности и т.п., которая должна быть одобрена педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения.

Что входит в перспективный план ДОУ?

В перспективном плане работы на месяц следует предусмотреть:

  • распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня (режим дня);
  • расписание занятий;
  • закаливающие мероприятия с указанием названий процедур и норм закалки;
  • комплексы упражнений утренней гимнастики и гигиенической гимнастики после сна на каждые две недели;
  • содержание образовательной работы на каждую неделю месяца — тематика занятий, другие формы работы (беседы, труд в природе, наблюдения, ДПД, художественный труд, пешие переходы, детский туризм, развлечения, экскурсии, СХД, творческие игры и т. п.);
  • формы взаимодействия с родителями.

Содержание образовательного процесса

В календарном плане отражают содержание образовательного процесса с группой детей на каждый день. При этом воспитателю необходимо обеспечить чередование спокойной и активной деятельности, правильное распределение физической, психической нагрузки и отдыха в течение всего дня.

С этой целью в календарных планах образовательной работы воспитатель должен предусмотреть на каждый день рациональное сочетание различных видов и форм проведения организованной и самостоятельной (игровой, двигательной, познавательной, трудовой, коммуникативно-речевой, художественной и др.) деятельности детей.

Планирование режимных моментов

Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.

Утреннее время

В утреннее время целесообразно планировать:

  • индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
  • беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
  • игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
  • наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
  • трудовые поручения и дежурство;
  • работу с привития культурно-гигиенических навыков;
  • различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).

В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:

  • сильный ветер;
  • температура воздуха выше +35С в тени;
  • ливень, гроза.

Организация УПД в первой половине дня

В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.

Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.

В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.


Возможно, Вам будет интересно посмотреть, какие прически носят сегодняшние дошкольницы
Прически для девочек


Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).

На прогулке

На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.

Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.

Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.

В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).

Мероприятия во время прогулок

В календарном плане образовательной работы воспитателя во время дневных прогулок также целесообразно предусмотреть:

  1. закаливающие процедуры с использованием стационарного и выносного оборудования на площадках теневых навесов, надувных бассейнов, индивидуальных ковриков и тому подобное;
  2. наблюдения за предметами, явлениями окружающего мира и экскурсии в природу, в музеи, других учебных заведений (аптека, библиотека, магазин, поликлиника и тому подобное);
  3. создание условий для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, познавательной, поисково-исследовательской и тому подобное);
  4. привлечение детей к различным видам коллективной трудовой деятельности (со всей группой или с подгруппами), индивидуальных и групповых поручений, в частности:
  • уборка групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и тому подобное;
  • стирка кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок;
  • труд в природе (на площадке, в саду, цветнике, на огороде);

Развлекательные мероприятия

Также разрабатываются различные развлечения, в частности:

  1. физкультурные развлечения (два раза в месяц);
  2. кукольный, настольный и другие виды театра;
  3. детские концерты;
  4. музыкальные и литературные досуги;
  5. инсценировки литературных произведений и тому подобное.
  6. индивидуальную работу с отдельными воспитанниками или работу с подгруппами по двое-четверо детей с разными смысловыми направлениями педагогической деятельности (при планировании стоит указывать имена детей, направление работы, цель, необходимый материал);
  7. детский туризм (пеший, велосипедный), экскурсии, целевые прогулки планируются один раз в неделю при наличии надлежащих естественных условиях (лес, парк, водоем и тому подобное).

В те дни, когда планируют поход, экскурсию в природу или целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, не следует проводить занятия по физической культуре, ведь дети во время таких мероприятий имеют возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности и получают достаточную физическую нагрузку.

Детская образовательная деятельность в ДОУ после обеда и вечером

Детская образовательная деятельность в ДОУ в вечерние часы планируется с учетом содержания всей деятельности детей в течение дня. На вечер целесообразно планировать те виды деятельности, что по смыслу способствовали бы обобщению, уточнению и закреплению знаний и умений, которых дети приобрели в течение дня, в частности такие, как:

  • наблюдение;
  • творческие и дидактические игры;
  • коллективный труд и поручения;
  • физические упражнения и подвижные игры малой и средней подвижности;
  • индивидуальная работа;
  • работа с родителями воспитанников (беседы, консультации и т. п.).

Соблюдение методических требований по планированию образовательной работы и организации жизнедеятельности детей летом, эффективное использование оздоровительных сил природы даст педагогам возможность создать необходимые условия для укрепления здоровья и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Ориентировочное распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня в летний период

Режимные моменты Ориентировочное распределение времени
третий год жизни четвертый год жизни пятый год жизни шестой год жизни
Утренняя встреча детей, игры.
Утренняя гимнастика.
07.30-08.15 07.30-08.20 07.30-08.25 07.30-08.30
Подготовка к завтраку. Завтрак. 08.15-08.45 08.20-08.50 08.25-08.50 07.30-08.30
Игры, общение, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. 08.45-09.00 08.50-09.00 08.50-09.00 08.50-09.00
Организованная учебно-познавательная деятельность 09.00-09.30 09.00-09.40 09.00-09.25
09.30-09.55
09.00-09.30
09.35-10.05
Подготовка к прогулке. Прогулка. 09.30-11.30 09.40-12.00 09.55-12.15 10.05-12.25
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Закаливающие процедуры. 11.30-11.45 12.00-12.15 12.15-12.30 12.25-12.40
Обед. Подготовка ко сну. 11.45-12.30 12.15-13.00 12.30-13.00 12.40-13.10
Дневной сон. 12.30-15.00 13.00-15.00 13.00-15.00 13.10-15.10
Постепенный подъем.
Закаливающие процедуры.
15.00-15.20 15.00-15.20 15.00-15.30 15.10-15.40
Игры, СХД, развлечения.
Занятия по интересам.
15.20-15.40 15.20-15.45 15.30-16.00 15.40-16.10
Подготовка к полднику.
Полдник.
15.40-16.00 15.45-16.05 16.00-16.20 16.10-16.30
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Индивидуальная работа.
Самостоятельная игровая деятельность.
Работа с родителями.
Возвращение детей домой.
16.00-18.00 16.05-18.00 16.20-18.00 16.30-18.00

Недельное распределение организованной учебно-познавательной деятельности дошкольников

Дни недели Ориентировочное распределение времени
Группы детей раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Понедельник 1. Физкультура
2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным)
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Физкультура
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Музыка
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Музыка
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Физкультура
Вторник 1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Физкультура на свежем воздухе
1. Изобразительная деятельность
2. Музыка
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
Среда 1. Дидактические игры по сенсорному воспитанию
2. Физкультура на свежем воздухе
3. Развлечения
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Физкультура
2. Изобразительная деятельность
1. Физкультура
2. Изобразительная деятельность
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура на свежем воздухе
Четверг 1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура
1. Физкультура
2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным)
3. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
Пятница 1. Музыка
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (Пешеходный переход) (15-20 мин)
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе

Основные физкультурно-оздоровительные мероприятия, рекомендуемые для проведения с детьми летом

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает оздоровительные физкультурные мероприятия.

Утренняя гимнастика (с корректировочными и дыхательными упражнениями).

Воздушные ванны (в облегченной одежде с постепенным раздеванием до трусов):

  • младшие группы — длительность от 1мин до 20мин;
  • средние группы — длительность от 1мин до 30мин;
  • старшие группы — продолжительность от 1 мин до 40мин.

(продолжительность приема воздушных ванн ежедневно увеличивать на 2мин для детей второй группы здоровья (ослабленных); продолжительность свето-воздушных ванн начинать с 1мин и увеличивать каждые 2 дня на 1мин).

Хождение босиком в помещении, на улице (по траве, песку, земле, глине, гравию) в конце прогулки.

Оздоровительный бег вокруг дошкольного учреждения по беговым дорожкам (в конце прогулки).

Ходьба (3р\нед. в среднем темпе на расстояние до 700м (младшая группа), 1000 м (средняя группа), 1500 м (старшая группа).

Дыхательные упражнения на свежем воздухе (релаксация);

Бассейн: в жаркие дни при температуре воздуха не ниже +250С, температуре воды +370С и не ниже +200С. Длительность пребывания в воде постепенно увеличивать:

  • младшие группы — от 30 сек до 5мин (на каждый день пребывания в воде увеличивается на 30сек);
  • средние, старшие группы — от 30 сек до 10 мин (на каждый день пребывания в воде увеличивается на 1мин).

Полоскание рта водой с крана.

Мытье рук до предплечья и лицо водой из крана (со средней группы).

Точечный массаж, массаж ушных раковин (средний-старший дошкольный возраст).

Пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики.

Миогимнастика (упражнения для языка) — со средней группы.

Гимнастика пробуждения под классическую музыку (в сочетании с самомассажем стоп ног, точечным массажем, рефлексогенною «дорожке здоровья», корректирующей гимнастикой, воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой, ходьбой босиком, солевой «дорожке здоровья» и др).

Гимнастика для глаз (2-3 мин с младшей группы).

Игры-медитации, гимнастика для глаз (2-3мин).

Корректирующие упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, подвижные игры (по 4-5 в первую и вторую половину дня).

Пескотерапия, звукотерапия (слушание природных звуков с лечебной целью).

Лечебно-профилактические занятия по физкультуре (2р\нед. с элементами точечного массажа, упражнениями на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, пластик-шоу, дыхательной и пальчиковой гимнастики и др.).

Физкультура на свежем воздухе (2р\нед.).

Пешеходный переход (с младшей группы 1р\нед.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Помогите развивать сайт, поддержав нас в соцсети!
Просто нажмите кнопку соцсети



Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: