Обучение элементам грамоты на занятиях в ДОУ можно проводить в течение двух лет или одного в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников (например, если в старшей группе дети хорошо овладели знаниями и навыками добуквеного периода).
Затем переходить к проведению занятий обучение элементам грамоты буквенного периода (раздел «Звуки и буквы. Чтения»).
Работа с практическим ознакомлением со словом и предложением продолжается во всех последующих занятиях и в повседневной жизни.
Детей, которые имеют навыки чтения слов и предложений, можно ознакомить с основными знаками препинания, которые они наблюдают в процессе чтения по книге, таблице, карте.
Обучение элементам грамоты — звуковому анализу и синтезу слов продолжается в ходе последующих занятий и в повседневной жизни.
Только из-за этого условия на заключительном этапе работы графическая схема звукового анализа слова не используется, и дети самостоятельно составляют слова из звуковых фишек на столах и у доске, делают звуко-буквенный анализ и синтез произносимых слов различной сложности (гриб, ложка, слон, дорожка, трамвай…)
Обучение элементам грамоты — планирование работы
№ п/п | Тема занятия «Слово. Предложение» | Игры и упражнения, которые проводятся в ходе занятия | Игры и упражнения, которые проводятся в повседневных мероприятиях |
1 | Практическое ознакомление со словом. Сказка «Про людей и слова» | Игра «Кому что нужно» упражнение «Как назвать?», «Отгадай предмет» | Игра «Кому что нужно» |
2 | Практическое ознакомление со словом (продолжение). Слова — названия предметов | Игра «Отгадай предмет», игра «Отыщи «лишние» рисунки», игра «Похожие слова» | Игра «Назови лишнее слово», игра «Похожие слова» |
3 | Практическое ознакомление со словом (продолжение). Слова — названия действий. | Упражнение «Подбери по три слова — названия времен года», Упражнение «Кто или что?», игра «Собери слова в корзинку» | Игра «Отгадай задуманное слово», упражнение «Кто что делает?» |
4 | Практическое ознакомление со словом (продолжение). Слова — названия признаков предметов. | Упражнение «Скажи, какой (какая)?», игра «Назови нужное слово» | Игра «Зарисовка слова» |
5 | Закрепление слов — названий предметов, действий, признаков. Длинные и короткие слова | Упражнения «Скажи нужное слово», «Продолжи дальше», «Кто пойдет вперед?», игра «Длинные и короткие слова» | Игры «Собери слова в корзинку» (с осложнениями), «Отгадай сказку», «Построим лесенку из слов» |
6 | Практическое ознакомление с предложением. Слова вежливости | Игры «Скажи волшебное слово — сделаешь шаг», «Кому что нужно для работы», «Добавь слово», упражнение «Скажи ласково» | Игра «Вежливо — не вежливо», сказка Д. Биссета «Спасибо, Извини и пожалуйста» |
7 | Практическое ознакомление с предложением (продолжение). Способ условного обозначения предложений. Слова — настроения | Упражнения «Составь предложение», «Запиши предложение», игра «Скажи предложение по-разному» | Игры «Продолжи предложение», «Составь предложение со словом», упражнение «Нарисуй лицо», |
8 | Закрепление знаний о словах, предложениях. Деление предложений на слова. Подсчет количества слов в предложении | Игры «Скажи слово в предложении — сделай шаг», «Выложи предложение из полосок | Игры «Кто что делает?» «Посчитай слова в предложении» |
9 | Слова — близнецы. Слова, которые служат для связки слов в предложении | Игра «Скажи, где котик?», упражнение «Вставь слово — помощник» | Игры «Составь предложение по схеме», «Образуй новые слова» |
10 | Закрепление знаний О слова и предложения | Игра «Исправь Незнайку» | Игры «Почемучки», «Составь предложение» (по картинкам, словам), «Скажи по-разному», «Назови знак препинания» и др. |
Тема занятия «Знакомимся со звуками» | Игры и упражнения, которые проводятся в ходе занятия | Игры и упражнения, которые проводятся в повседневных мероприятиях | |
11 | Речевые и неречевые звуки. Звуковой анализ слова. Слова — наоборот | Игры «Отгадай, что звучит», «Назови нужный звук», упражнения «Скажи наоборот», «Измени слово» | Игры «Кукушечка», «Отгадай, что сказали», упражнение «Внимателен ли ты» |
12 | Гласные звуки речи. Условное обозначение гласных звуков. История 1. «О Громкий» | Игра «Спой так, как умеет Громкий» | Игры «Что в сумке?», «Что и сколько?» |
13 | Согласные звуки речи. Условное обозначение согласных звуков. История 2. «О встрече Гласного с Согласным» | Упражнение «Кто быстрее произнесет скороговорку» Игра «Поймай звук» | Игры «Узнай звук», «Кто больше?», «Вспомни, что умеет Согласный (Гласный)», «Нарисуй Согласного (Гласный)», «Назови слово с гласным, согласным звуком)», «Кому подарок», «Измени звук» |
14 | Твердые и мягкие согласные звуки речи, их условное обозначение. История 3. «О мягком согласном» | Игры «Назови слово с нужным звуком», «Кто с кем дружит» | Игры «Скажи, как Твердый согласный (как М’)», «Продолжи дальше», «Твердый или мягкий?», «Найди себе пару», упражнение «Повтори за мной», «Слово-мячик» |
15 | Звуковой анализ и синтез слов. История 4. «Как поссорились Твердый Согласный с Гласным» | Игры «Отгадай слово», «Волшебник» | Игры «Отгадай, какого звука не хватает», «Угадай, из каких звуков состоит слово», «Угадай звук», «Найди ошибку» и др. |
Тема занятия «Состав слова. Ударение» | Игры и упражнения, которые проводятся в ходе занятия | Игры и упражнения, которые проводятся в повседневных мероприятиях | |
16 | Деление слова на слоги. История 5. «Как Гласный с Согласным лисенок спасали» | Упражнения «Назови детеныша», «Закончи слово» | Упражнения «Назови детеныша», «Закончи слово» |
17 | Состав слова. Графическое изображение слоговой структуры слова | Игра «Подпрыгни столько, сколько частиц-складов — в твоем имени», упражнение «Покажи нужную карточку» | Игры «Слушай внимательно», «Подпрыгни столько, сколько частиц-складов — в твоем имени», упражнение «Покажи нужную карточку» |
18 | Состав слова (продолжение). Ударение слова, отмечен состав | Игры «Назови общий звук», «Тук-тук» | Игры «Назови общий звук», «Тук-тук» |
19 | Закрепление изученного о составе, упор слова. История 6. «Как Гласный с Согласным образовывали составы до слов» | Игры «Творения склад», «Черно-белые слова», упражнение «Спроси у меня» | Игры «Догадайся, какое слово», «Слушай внимательно» (с усложнением) «Говори, не задерживай!» |
20 | Закрепление умений выполнять речевой анализ (предложений, слов). Односложные слова | Игры «Кто в каком вагоне поедет?», «Добавь слово», «Елка» | Игры «Таинственный круг», «Догадайся, какое слово», «Новоселы» |
21 | «Полет в космос». Закрепление умений выполнять языковой анализ предложений, слов. |