Планирование обучения грамоте в детском саду


Обучение элементам грамоты на занятиях в ДОУ можно проводить в течение двух лет или одного в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников (например, если в старшей группе дети хорошо овладели знаниями и навыками добуквеного периода).

Затем переходить к проведению занятий обучение элементам грамоты буквенного периода (раздел «Звуки и буквы. Чтения»).

Работа с практическим ознакомлением со словом и предложением продолжается во всех последующих занятиях и в повседневной жизни.

Детей, которые имеют навыки чтения слов и предложений, можно ознакомить с основными знаками препинания, которые они наблюдают в процессе чтения по книге, таблице, карте.

Обучение элементам грамоты — звуковому анализу и синтезу слов продолжается в ходе последующих занятий и в повседневной жизни.

Только из-за этого условия на заключительном этапе работы графическая схема звукового анализа слова не используется, и дети самостоятельно составляют слова из звуковых фишек на столах и у доске, делают звуко-буквенный анализ и синтез произносимых слов различной сложности (гриб, ложка, слон, дорожка, трамвай…)

Обучение элементам грамоты — планирование работы

№ п/п Тема занятия «Слово. Предложение» Игры и упражнения, которые проводятся в ходе занятия Игры и упражнения, которые проводятся в повседневных мероприятиях
1 Практическое ознакомление со словом. Сказка «Про людей и слова» Игра «Кому что нужно» упражнение «Как назвать?», «Отгадай предмет» Игра «Кому что нужно»
2 Практическое ознакомление со словом (продолжение). Слова — названия предметов Игра «Отгадай предмет», игра «Отыщи «лишние» рисунки», игра «Похожие слова» Игра «Назови лишнее слово», игра «Похожие слова»
3 Практическое ознакомление со словом (продолжение). Слова — названия действий. Упражнение «Подбери по три слова — названия времен года», Упражнение «Кто или что?», игра «Собери слова в корзинку» Игра «Отгадай задуманное слово», упражнение «Кто что делает?»
4 Практическое ознакомление со словом (продолжение). Слова — названия признаков предметов. Упражнение «Скажи, какой (какая)?», игра «Назови нужное слово» Игра «Зарисовка слова»
5 Закрепление слов — названий предметов, действий, признаков. Длинные и короткие слова Упражнения «Скажи нужное слово», «Продолжи дальше», «Кто пойдет вперед?», игра «Длинные и короткие слова» Игры «Собери слова в корзинку» (с осложнениями), «Отгадай сказку», «Построим лесенку из слов»
6 Практическое ознакомление с предложением. Слова вежливости Игры «Скажи волшебное слово — сделаешь шаг», «Кому что нужно для работы», «Добавь слово», упражнение «Скажи ласково» Игра «Вежливо — не вежливо», сказка Д. Биссета «Спасибо, Извини и пожалуйста»
7 Практическое ознакомление с предложением (продолжение). Способ условного обозначения предложений. Слова — настроения Упражнения «Составь предложение», «Запиши предложение», игра «Скажи предложение по-разному» Игры «Продолжи предложение», «Составь предложение со словом», упражнение «Нарисуй лицо»,
8 Закрепление знаний о словах, предложениях. Деление предложений на слова. Подсчет количества слов в предложении Игры «Скажи слово в предложении — сделай шаг», «Выложи предложение из полосок Игры «Кто что делает?» «Посчитай слова в предложении»
9 Слова — близнецы. Слова, которые служат для связки слов в предложении Игра «Скажи, где котик?», упражнение «Вставь слово — помощник» Игры «Составь предложение по схеме», «Образуй новые слова»
10 Закрепление знаний О слова и предложения Игра «Исправь Незнайку» Игры «Почемучки», «Составь предложение» (по картинкам, словам), «Скажи по-разному», «Назови знак препинания» и др.
Тема занятия «Знакомимся со звуками» Игры и упражнения, которые проводятся в ходе занятия Игры и упражнения, которые проводятся в повседневных мероприятиях
11 Речевые и неречевые звуки. Звуковой анализ слова. Слова — наоборот Игры «Отгадай, что звучит», «Назови нужный звук», упражнения «Скажи наоборот», «Измени слово» Игры «Кукушечка», «Отгадай, что сказали», упражнение «Внимателен ли ты»
12 Гласные звуки речи. Условное обозначение гласных звуков. История 1. «О Громкий» Игра «Спой так, как умеет Громкий» Игры «Что в сумке?», «Что и сколько?»
13 Согласные звуки речи. Условное обозначение согласных звуков. История 2. «О встрече Гласного с Согласным» Упражнение «Кто быстрее произнесет скороговорку» Игра «Поймай звук» Игры «Узнай звук», «Кто больше?», «Вспомни, что умеет Согласный (Гласный)», «Нарисуй Согласного (Гласный)», «Назови слово с гласным, согласным звуком)», «Кому подарок», «Измени звук»
14 Твердые и мягкие согласные звуки речи, их условное обозначение. История 3. «О мягком согласном» Игры «Назови слово с нужным звуком», «Кто с кем дружит» Игры «Скажи, как Твердый согласный (как М’)», «Продолжи дальше», «Твердый или мягкий?», «Найди себе пару», упражнение «Повтори за мной», «Слово-мячик»
15 Звуковой анализ и синтез слов. История 4. «Как поссорились Твердый Согласный с Гласным» Игры «Отгадай слово», «Волшебник» Игры «Отгадай, какого звука не хватает», «Угадай, из каких звуков состоит слово», «Угадай звук», «Найди ошибку» и др.
Тема занятия «Состав слова. Ударение» Игры и упражнения, которые проводятся в ходе занятия Игры и упражнения, которые проводятся в повседневных мероприятиях
16 Деление слова на слоги. История 5. «Как Гласный с Согласным лисенок спасали» Упражнения «Назови детеныша», «Закончи слово» Упражнения «Назови детеныша», «Закончи слово»
17 Состав слова. Графическое изображение слоговой структуры слова Игра «Подпрыгни столько, сколько частиц-складов — в твоем имени», упражнение «Покажи нужную карточку» Игры «Слушай внимательно», «Подпрыгни столько, сколько частиц-складов — в твоем имени», упражнение «Покажи нужную карточку»
18 Состав слова (продолжение). Ударение слова, отмечен состав Игры «Назови общий звук», «Тук-тук» Игры «Назови общий звук», «Тук-тук»
19 Закрепление изученного о составе, упор слова. История 6. «Как Гласный с Согласным образовывали составы до слов» Игры «Творения склад», «Черно-белые слова», упражнение «Спроси у меня» Игры «Догадайся, какое слово», «Слушай внимательно» (с усложнением) «Говори, не задерживай!»
20 Закрепление умений выполнять речевой анализ (предложений, слов). Односложные слова Игры «Кто в каком вагоне поедет?», «Добавь слово», «Елка» Игры «Таинственный круг», «Догадайся, какое слово», «Новоселы»
21 «Полет в космос». Закрепление умений выполнять языковой анализ предложений, слов.
Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.