Обучать детей иностранному нужно как можно раньше


Идея интеграции знаний является чрезвычайно популярной в образовании.

Ее освоение, как показывает практика зарубежных стран и поиски отечественной педагогики, связана с необходимостью формирования у детей целостной картины мира и себя как активной личности в нем.

Такая тенденция привела к появлению интегрированных программ и курсов, основанных на утверждении целостности и внутренней взаимосвязанности мира.

В чем состоит интеграция?

Интеграция наук заключается во взаимопроникновении методов исследования одних наук в другие, в выработке общего для ряда наук подхода к изучения, теоретическому обоснованию, освещению и объяснению явлений, а также определенной общности содержания, которое рассматривается в другом аспекте и дополняет знания об объекте и предмете изучения.

В последние десятилетия проблема межпредметной и внутрипредметной интеграции раскрывалась в работах И. Лернера, Н. Скаткина, Н. Лошкаревой, Г. Батурина, В. Савченко и других.

Попытки классифицировать виды межпредметных связей сделано в работах В. Федотовой, Д. Кирюшкина, М. Баранова.

Возможности интегрирования, обусловленные содержанием отдельных учебных дисциплин или отраслей знаний, раскрыты в трудах М. Ушакова.

Обобщения на основе исследований о подготовке педагога, способного реализовать идею интегрирования находим в работах Т. Ладыженской.

Целесообразна интеграция обучения иностранному языку с другими предметами неоднократно отмечалась такими учеными, как И. Бим, И. Воробьева, Л. Загорная, И. Зимняя, А. Шепель и другими.

Большинство из них рассматривает указанную проблему в условиях средних и высших учебных заведений, где уровень владения учащимися и студентами иноязычным общением позволяет интегрировать содержание обучения иностранному языку сведениями из литературы, истории, географии и тому подобное.

Обучение дошкольников иностранному языку

Проблему подготовки специалистов дошкольного профиля к обучению иностранного языка непосредственно через интеграцию последней в различные направления учебно-воспитательной работы с детьми освещают в своих трудах Н. Белоус, С. Будак, а вопрос реализации самого интегрированного подхода в работе детьми рассматриваются в работах следующих исследователей: Н. Родина, О. Янковенко и др.

Так, О. Янковенко изучает вопрос интеграции иностранного языка в процесс формирования у детей элементарных математических представлений и в ходе их физического воспитания соответственно.

Пути обучения иностранному языку в ДОУ

В исследованиях раскрываются пути интеграции иностранного языка с ведущим видом деятельности, где речевые игры на занятии по английскому языку в дошкольном учебном заведении моделируются средствами координации речевых и практических действий.

Проблема же создания интегрированных курсов для детей дошкольного возраста является малоизученной в педагогической науке.

В данной статье мы рассматриваем возможности осуществления интеграции иностранного языка в процесс ознакомления дошкольников с природой.

Чрезвычайно важным выступает вопрос возможности организации процесса ознакомления детей с иноязычной культурой общения в дошкольный период детства.

Когда начинать обучение?

Проведенные исследования (В. Борисенко, А. Жирнова, Н. Ибука) свидетельствуют о том, что целесообразно начинать обучение иностранному языку детей до 5 лет (с раннего возраста), ведь процесс усвоения второго языка не только не становится на пути освоения родного языка, но и имеет определенный развивающий эффект благодаря сложного взаимодействия в психике ребенка двух языковых систем за счет того, что овладевая вторым языком ребенок получает дополнительные возможности для приема и передачи информации.

Обучение детей иностранному языку в дошкольном возрасте имеет вполне обоснованные преимущества, которые заключаются в возрастных психофизиологических особенностях развития детей этого возраста.

Средства обучения ин.языку дошкольников

Эффективность изучение дошкольниками иностранного языка зависит от подбора наиболее целесообразных средств обучения.

А выбор средств, в первую очередь, должен основываться на учете возрастных характеристик детей, особенностей их мышления, восприятия материала, мотивации учебной деятельности.

Ознакомление с природой в интеграции с ин.языком

Проведенные исследования показывают целесообразность формирования у дошкольников иноязычных навыков и умений в процессе ознакомления с природой, поскольку познание ребенком окружающего мира начинается с освоения объектов и явлений природы.

Кроме того, природа является важным фактором сенсорного развития личности, а дошкольный возраст — сенситивным для развития органов чувств. Интеграция обучения иностранному языку в процесс познания природы стимулирует внимание воспитанников и речевых образцов к явлениям природы, их красоте и своеобразию.

Ознакомление детей с природой является неотъемлемой частью их воспитания и развития, поэтому сочетание этой деятельности с обучением иностранному языку считаем эффективным.

Дидактические принципы интеграции

Если говорить о переплетения обучения детей иностранному языку и ознакомление их с природой, то следует отметить, что последняя отвечает всем дидактическим принципам обучения дошкольников иностранного общения.

Это мы можем увидеть в процессе их раскрытия на основе интеграции этих двух предметов — интеграция обучения иностранному языку и ознакомление с природой.

Для внедрения того, что называют «интеграция обучения иностранному языку» этих двух предметов используют следующие принципы:

Природа и язык

В отличие от многих других видов наглядности, натуральная среда, то есть природа, может быть использована на всех этапах овладения детьми речевым материалом иностранного языка:

  • на этапе семантизации этот вид наглядности предстает наилучшим фактором эффективного сохранение в памяти иноязычного материала, ведь оказывает большое яркое впечатление на детей;
  • на этапе активизации знаний и речевых умений природа стимулирует к более быстрому воспроизведения усвоенного материала и представляет благодаря собственному разнообразию широкий круг вариантов решения учебных задач;
  • на этапе закрепления натуральная наглядность предоставляет большие возможности для расширения высказываний, и, благодаря собственной динамичности, способствует вариативном использованию усвоенных речевых образцов в спонтанном самостоятельном общении.

Непосредственное общение с природой позволяет без трудностей осваивать большое количество слов и постоянно пополнять лексический запас: разнообразие красок природы, ее изменчивость и многогранность — неограниченный материал для образования словосочетаний, непредсказуемость явлений природы, постоянная смена ее настроения побуждают к выражению детьми своих впечатлений от виденного и стимулируют ребенка к спонтанным самостоятельным высказываниям.

Общение с природой

Непосредственность общения с природой дает большие преимущества в процессе развития диалогической и монологической иностранной речи дошкольников, а живость и яркость окружения позволяет намного облегчить такой сложный процесс как обучение детей аудированию.

По формированию грамматически правильного иностранного языка, ознакомление с природой становится одним из фундаментальных факторов движущих сил ее интенсификации на всех этапах обучения.

Насыщенность звуками окружающей среды способствует развитию фонематического слуха детей, и также делает процесс обучения детей дошкольного возраста правильного произношения иностранного языка более простым.

Новый подход в обучении дошкольников

Интеграция обучения иностранному языку в процесс ознакомления детей с природой — это не просто параллельное представление преподавателем иноязычного материала и сведений об окружающей природе и усвоение их детьми, а тесное переплетение этих двух предметов, в результате чего происходит обеспечение единого, целостного процесса познания мира насквозь через речевое развитие на материале иноязычной и ознакомление с природой.

Таким образом, сочетание процессов обучения детей дошкольного возраста иностранному языку и ознакомление их с природой является вполне обоснованным.

Как внедрять уроки иностранного на занятиях в ДОУ

Следует отметить, что нужно тщательно подходить к интеграции иностранного языка в каждую тему раздела «Основы естествознания», потому что в процессе освоения не каждой темы по естествознанию на занятиях, прогулках, в ходе экскурсий иноязычный материал может проходить все три стадии его усвоения детьми-дошкольниками, а также не все понятия, которые ребенок усваивает во время расширения своих знаний о природе, можно и нужно давать детям на иностранном языке.
Ребенок с иностранными буквами
Поскольку интеграция — это процесс органического сочетания, необходимо сразу выяснить, какая тема и каким образом может быть интегрирована с иностранным языком.

То есть иногда та или иная тема может быть использована как кратковременный интерес для восприятия достаточно сложного или отвлеченного материала, иногда тема является фоном для закрепления речевого материала, иногда природа в контексте определенных тем выступает наглядностью — ведущим фактором усвоения иностранного языка.

Тематика занятий ин.языка в ДОУ

Нельзя использовать все три этапа в ходе изучения всех тем, потому что некоторые темы несут незнакомые или сложные слова, которые детям нужно еще осознать на родном языке, и только потом подавать такой языковой материал на иностранном. К таким темам можно отнести: «Природные условия», «Характеристика различных природных зон», «Сезонные изменения в природе» и др.

Специфика работы над такими темами заключается в том, чтобы воспитатель, ориентируясь на контингент детей, с которыми он работает, выделял сложные для понимания слова и подавал их на иностранном языке лишь после достаточно прочного осознания их значений детьми и в как можно более непринужденной форме, при наибольшей концентрации мыслительных реакций детей.

Есть темы по природоведению, с материалом которых дети встречаются и на занятиях по развитию родной речи, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, изобразительного искусства и др. (это такие темы как: «Почвы и воды», «Культурные растения», «Животный мир родного края».

То есть дети на занятиях по ознакомлению с природой расширяют свои знания об объектах и явлениях природы, представителях растительного и животного мира, которые изучаются по выбранной теме.

Материал изучается по программе обучения дошкольников иностранному языку, поэтому целесообразнее при их изучении интегрировать иноязычный материал во время закрепления представленной информации.

С одной стороны — поскольку темы достаточно важны для общего и всестороннего развития детей, нужно сконцентрировать внимание детей на наиболее полном получении информации на родном языке о культурных растениях и представителях животного мира, а с другой стороны — занятия по иностранному языку не дадут столько возможностей и вариантов закрепления иноязычного материала, сколько их предоставит непосредственный целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Ссылка на основную публикацию