Как узнать готовность ребенка к обучению в школе? Два раза в течение учебного года проводят диагностику готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Обследование проводится с обязательного согласия родителей в начале года (октябрь — ноябрь) и в конце года (апрель — май). Результаты психодиагностического исследования записываются в специальный протокол.
На основе полученных результатов первичной диагностики (октябрь — ноябрь) составляются рекомендации для воспитателей групп с целью повышения эффективности их работы с детьми.
По желанию родителей знакомят с результатами диагностики.
Следующий этап работы — планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми, которые могут проходить как в группах, так и индивидуально.
На последнем этапе проводят повторную диагностику готовности детей к обучению в школе, после чего формируется психологическое заключение (эта информация учитывается в дальнейшем, когда ребенок приходит в школу).
Готовность к школе включает физические, психологические, интеллектуальные и социальные показатели.
Психологическая готовность ребенка к обучению
Психологическая готовность ребенка к обучению — это принятие им определенной системы требований, которая предъявляется в школе учителями, успешное овладение учебной деятельностью и новыми социальными ролями.
Психологическая готовность к школе, прежде всего, мотивационная готовность, предполагает заинтересованность в познавательной деятельности, принятие правил поведения в школе, распорядка дня.
Одно из распространенных ошибочных мнений — приравнивать желание пойти в школу к желанию учиться. Многие дети хотят в школу только потому, что их друзья и сверстники туда идут, а еще они получат новую форму, различные устройства, но главное, конечно же, красивый яркий портфель.
Как же быть?
Необходимо воспитывать в детях интерес к получению знаний, на ярких примерах показать важность обучения в школе, важность соблюдения распорядка дня и т.д.
Мотивация к обучению
Часто отсутствие мотивации к обучению в школе — это результат неправильного поведения родителей в общении с детьми, высказывание негативизма в адрес школы, учителей. Также ни в коем случае нельзя “наказывать” ребенка школой: “…пойдешь в школу, все над тобой будут смеяться” и т.д.
Личностная готовность
Сформированность личностной готовности к обучению в школе выражается в принятии нового статуса школьника, который более высокий и значительный, чем статус дошкольника, это помогает ребенку чувствовать себя более взрослым.
Такое самочувствие и потребность в познавательной деятельности позволяют общаться с взрослыми на новом уровне, ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на определенные, сознательно принятые задачи, нормы и правила. Этот процесс есть ни что иное, как сформированность “позиции школьника”, которая позволяет ребенку активно включаться в учебный процесс и прилагать усилия, ставить перед собой цели.
Социально-психологическая готовность
Социально-психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это готовность к позитивному взаимодействию ребенка с окружающими.
С переходом на новую возрастную ступень дети начинают воспринимать себя по-другому, у них меняется самооценка, также меняются отношения к социуму и окружающему миру.
Важно уделять особое внимание ребенку, еще в период пребывания его в дошкольном учреждении, развитию коммуникативным, а также социальным и социально-когнитивным умениям и навыкам, которые помогут обеспечить успешность в общении как со сверстниками, так и с педагогами в дошкольном учреждении и школе.
Интеллектуальная готовность к школе
Про интеллектуальную готовность ребенка к школе можно судить, исходя из развития его психических процессов, а не из кругозора или объема словарного запаса.
Обучение в школе предполагает владение умственными процессами (анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.), развитость различных видов мышления, способности к запоминанию, дифференциации, развитое воображение, речь, память.
Формирование готовности к обучению в школе старших дошкольников возможно лишь при комплексном подходе к этой проблеме и тесном взаимодействии работников физического воспитания, педагогов, психолога и медицинского работника на базе дошкольного учреждения в совокупности с диагностикой старших дошкольников.
Не малую роль в этом вопросе играет взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, организация специалистами мероприятий просветительского характера, консультаций.